"Китайцы привлекают покупателей не ценами, а суперсервисом": партнёр Alibaba.com в России о потенциале калининградского бизнеса

Международный Форум предпринимателей региона Балтийского моря пройдёт 12 октября в театре эстрады "Янтарь-Холл" города Светлогорска. Главным предметом обсуждения станет расширение географии экспорта. В рамках этого события запланированы встречи с бизнес-делегациями из различных стран и регионов России, а также с ключевыми фигурами отечественного предпринимательства. Один из экспертов форума, официальный партнёр Alibaba.com в России Борис Нейман, рассказал "Клопс" о развитии экспорта в регионе и России в целом при помощи электронной торговли в режиме B2В — business to business. — В чём вы видите преимущества электронной торговли для бизнеса Калининградской области? — Раньше признаком глобальности в основном обладали мультинациональные корпорации, так как расходы на поиск покупателей за границей, участие в выставках, промоакции, содержание офисов, покупку рекламы стоят миллионы долларов. Alibaba.com позволила снизить стоимость поиска покупателей и продвижения продукции в сотни или даже тысячи раз. Для многих китайских компаний Alibaba.com является основным поставщиком покупателей. Точно так же калининградские компании смогут находить покупателей из других стран, потратив на это сравнительно небольшие средства. — В Калининград вы приедете в октябре. Вы выступите на Балтийском форуме в рамках конференции "Электронная торговля. Открытый рынок". Как сейчас обстоит дело с онлайн-коммерцией в мире? — В мире существует несколько типов электронных площадок: C2C (частные лица продают частным лицам) и B2C (юридические лица продают розничным покупателям). В России такими площадками, как Avito, "Юла", Wildberies и AliExpress, пользуются десятки миллионов людей, потому что это быстро и выгодно. C2C и B2C предлагают продавцам и покупателям широкий спектр финансовых и логистических услуг, поэтому процесс покупки удобен и продавцам, и покупателям. Электронные B2B-площадки, к сожалению, не так хорошо развиты, хотя именно в них кроется наибольший потенциал для развития несырьевого экспорта и экономики в целом. — Почему так? — В первую очередь это связано с тем, что международная B2B-торговля гораздо серьёзней зарегулирована по сравнению с C2C и B2C. Для реализации сделки надо заключить договор, открыть валютный счёт, пройти контроль, осуществить таможенное оформление, организовать доставку, правильно отразить сделку в отчётности, возместить НДС и так далее. — Что является основным сдерживающим фактором В2В-торговли в России? — Запрет на расчёты между юридическими лицами через электронные платёжные системы и почти полное отсутствие на рынке предложений по экспортным перевозкам сборных грузов автомобильным транспортом и в морских контейнерах. В результате продавцы не могут снизить требования по минимальной партии, а зарубежные покупатели не решаются сразу закупать товары крупным оптом. — Тем не менее на Alibaba.com представлены и отечественные фирмы. — Всё верно. Отечественные компании активно размещаются на Alibaba.com, несмотря на то что площадка пока работает в режиме электронной выставки. Это связано с тем, что сервис решает задачу привлечения потенциальных покупателей. Кроме этого, недавно "Почта России" запустила сервис по упрощённой экспортной отправке для юридических лиц, что позволяет недорого отправлять пробные партии продукции без оформления экспортной декларации, её заменяет почтовая накладная. Оплату за пробные партии можно получать через корпоративный аккаунт PayPal. Если стоимость пробной партии не превышает 1000 долларов, потенциальному покупателю, скорее всего, будет проще оплатить поставщику через PayPal и получить посылку с пробной партией в качестве физического лица по почте. Надеюсь, что в ближайшем будущем международное и отечественное законодательство позволит поставщикам из России и других стран пользоваться всей линейкой финансовых и логистических сервисов Alibaba.com, потому что это позитивно повлияет на развитие малого и среднего бизнеса. — Назовите процент российских компаний, представленных на площадке В2В? — На Alibaba.com зарегистрировано более двух с половиной миллионов онлайн-магазинов, при этом количество российских фирм исчисляется несколькими сотнями. В прошлом месяце наша компания участвовала в отборе клиентов для участия в глобальной промоакции #SuperSeptember. От России в акции участвует меньше 40 предприятий, а от Сингапура — около 70. Мне было очень обидно за такое соотношение. Отдельно хочу отметить, что в Турции, Южной Корее, Малайзии, Сингапуре для стимулирования экспорта малого и среднего бизнеса власти на сто процентов субсидируют покупку аккаунтов на Alibaba.com. Думаю, для государства это выгодная инвестиция. — Как можно увеличить процент присутствия России на онлайн-рынке уже сейчас и что это даст отечественным компаниям? — Данный вопрос станет предметом общения с предпринимателями на международном форуме в Светлогорске. Для того чтобы развивать экспорт из России, нужно начинать знакомиться с зарубежными покупателями, выяснять их потребности. Электронные площадки предоставляют трафик покупателей, и важно, чтобы его обрабатывали квалифицированные специалисты с высокой мотивацией. Мой опыт показывает, что китайские компании в первую очередь привлекают покупателей не ценами, а организованной на предприятиях системой продаж и суперсервисом — для большинства российских отделов продаж это пока неактуально. И вот о том, как это изменить, я и буду говорить на форуме.

"Китайцы привлекают покупателей не ценами, а суперсервисом": партнёр Alibaba.com в России о потенциале калининградского бизнеса
© Клопс.Ru