Ещё

«Населению важен не столько рост тарифа, столько цифры в платежке за отопление» 

«Населению важен не столько рост тарифа, столько цифры в платежке за отопление»
Фото: РИА "ФедералПресс"
Коммунальные проблемы
Андрей Васильевич, после жалоб кировчан на плату за отопление, которого не было, некоторые предлагают вернуться к старой системе начисления платежей. В этом есть смысл?
— Не думаю, я поддерживаю систему фактической оплаты. При начислении фиксированных сумм, например, 2 тысяч рублей ежемесячно, жителям сложно проверить, сколько они на самом деле потребили тепла. Им нужно запросить договор теплоснабжения, счета-фактуры, документы об объемах потребления воды, найти квитанции и ведомости с теплосчетчика, посчитать подогрев — обычному человеку это сделать практически нереально. При фактической оплате можно все посчитать по одной формуле. Большая часть недовольств вызвана тем, что в доме отсутствует прибор учета и за сентябрь им начисляют плату по нормативу. Люди жалуются, что это несправедливо, но в мае и июне, если отопление еще будет включено, они вряд ли станут задаваться вопросом, почему с них не берут за это деньги.
В этом году отопительный сезон в Кирове начался очень поздно из-за множества аварий на сетях. Сетевики могли предотвратить эти проблемы?
— Они не просто могли, но и обязаны были это сделать. В законе прописан предельный срок на устранение аварий и проведение испытаний. Коммунальщики должны были все спланировать и не одну-две бригады бросать на разные участки — когда мы видим, что все перекопано, но никто не работает — а запланировать столько бригад, сколько необходимо, чтобы вернуть тепло и горячую воду конкретному потребителю в двухнедельный срок.
Но в  почти все проблемы объясняют плохим состоянием труб и нехваткой денег…
— Когда у управляющей компании нет денег, она банкротится, но я еще не видел ни одной ресурсоснабжающей организации, которая бы обанкротилась. У нас всех «нет денег», но это же не значит, что нам их кто-то просто так принесет. Если не хватает средств, значит, нужно оптимизировать свои затраты. Мне вспоминается случай в Воркуте, когда коммунальщики включили в тариф на электроэнергию затраты на разведение форели в Сосногорской ТЭЦ. У наших энергетиков тоже есть позиции, которые вызывают вопросы, — это какие-то займы, кредиты, юридические услуги на десятки миллионов рублей. Нередко на ТЭЦ используется топливо не самого лучшего качества. Потенциал для экономии есть всегда.
В «Т Плюс» утверждают, что степень износа теплосетей в Кирове составляет около 90%. Кто в этом виноват?
— Если мы посмотрим схему теплоснабжения Кирова, то мы увидим, что никакого износа сетей в 90% там нет — есть 41% сетей, которые эксплуатируются больше 25 лет. Причем износ этих сетей не превышает 57,6%. К тому же, схема теплоснабжения подтверждает, что в начале отопительного сезона идет подпитка сетей сырой водой, которая вызывает коррозию металла. Поэтому очевидно, что высокий износ возник, в том числе, и из-за организации, которая неправильно эксплуатирует сети. Мы предложили администрации города наладить текущий контроль качества подпиточной воды — чтобы сотрудники могли видеть, вода какого качества заходит в сети. Муниципальные сети — это имущество города, поэтому мэрии нужно следить за тем, как его эксплуатируют.
То есть раньше контроля за сетями не было?
— Да, город передал сети и практически забыл о них. Сейчас ситуация меняется, этими вопросами будет заниматься служба муниципального контроля. Она начнет следить за фактическим расходованием инвестиционной составляющей, которая есть в тарифе, осуществляя текущий контроль. Пока за счет инвестиционных денег нередко происходит устранение аварий, а не обновление сетей, хотя затраты на текущий ремонт и содержание сетей заложены в стоимость арендной платы. Проблема в том, что эти деньги не «окрашены» как целевые — они поступают в общий котел. Надеюсь, после заключения концессии за народными деньгами будет более жесткий контроль.
Концессия и тарифы
Власти все время говорят о неизбежности концессии. Нам действительно без нее не обойтись?
— Концессионное соглашение — это мера по замене действующего договора аренды, так как новый по закону заключать уже нельзя. Вопрос в инвестиционной программе, которая пойдет с соглашением. Безусловно, сети должны перекладываться, но важно и то, за чей счет это делается. Я как житель готов платить за обновление сетей в рамках установленного тарифа, но если этих денег не хватает, то они должны изыскиваться из бюджета — проверки КСП показывают, что в городе есть неэффективно используемые средства. Кроме того, крупные эксплуатанты городских инженерных сетей освобождены от налога на имущества — это около 300 миллионов в год, которые могли бы сначала пойти в бюджет, а потом быть перенаправлены на ремонт сетей. Если своих резервов не хватает, нужно просить денег у Москвы — если кому-то дают деньги на строительство стадионов, почему бы нам не выделить, например, 3 миллиарда на замену тепловых сетей?
Но кировчане боятся, что после подписания концессионного соглашения тарифы еще сильнее вырастут…
— Населению важен не столько рост тарифа, сколько конечные цифры в платежке за отопление. Если мы повышаем тариф на 10%, то одновременно нужно принимать решения по повышению энергоэффективности тепловых сетей и проведению энергосберегающих мероприятий в домах, чтобы жители потребляли меньше — не в ущерб санитарным нормам, конечно — и в итоге конечный платеж остался таким же или вообще уменьшился. В Казани и Набережных Челнах с помощью программы капремонта и бюджетных средств везде установили автоматизированные индивидуальные тепловые пункты (ИТП) с погодозависимой автоматикой. Автоматизация ИТП — то мероприятие, которое имеет самый низкий срок окупаемости, а экономия достигает 25–30% в год. Вопрос об установке ИТП обсуждается и в нашей области.
Некоторые депутаты предлагают забрать сети у «Т Плюс» и содержать их самостоятельно. Это реалистичный сценарий?
— Чтобы вернуть сети, нужно провести полную их инвентаризацию — сейчас на кадастровый учет поставлены только крупные сети, а есть еще бесхозяйные, мелкие и принадлежащие КТК объекты. В итоге амортизация сделает тариф очень высоким. Хотя с точки зрения обеспечения надежности и безопасности теплоснабжения это правильные мысли. Этот вопрос нужно в голове держать на будущее.
Кировская область является лидером по росту тарифов в стране. Жители не понимают, почему их доходы растут медленнее, чем в других регионах, а тарифы — быстрее.
— Я их понимаю, они задают правильные вопросы. Тариф должен быть связан с платежеспособностью населения. Если тарифы и дальше будут расти с такой скоростью, то может начаться перекос. Если говорить о справедливости, то я считаю, что тариф на тепло до конца 2019 года меняться не должен. Он, по решению РСТ, может вырасти из-за повышения НДС, но, на мой взгляд, его подняли уже достаточно — на 7,5%. Проблема еще и в том, что никто не объяснил кировчанам, с чем связано такое повышение, — кто-то говорит, что это было сделано под концессию, есть мнение, что в тариф включили фактические тепловые потери сетевиков. Эту информацию нужно как-то доносить до населения и параллельно предлагать помощь — сообщать, что у граждан есть право на компенсацию по оплате ЖКУ.
«Мусорный» вопрос
«Мусорный коллапс» в Кирове затянулся. Нам нужно ждать регионального оператора, который 1 января придет и решит все проблемы?
— Во-первых, регоператор не решит все проблемы, во-вторых, я не вижу предпосылок к тому, что ситуация в плане вывоза ТБО кардинально изменится. Мусор, вероятнее всего, будет вывозить та же «КДУ-3» — она в ноябре может выиграть большую часть лотов на общую сумму 1,57 млрд рублей.
Эта сумма позволит изменить ситуацию с вывозом отходов?
— Изменить ситуацию может только контроль. Администрация города должна продумать, где на муниципальной земле должны стоять баки, АО «Куприт» должен смотреть, сколько договоров нужно еще успеть заключить, думать, на чем и на какой полигон повезут. Последний вопрос, кстати, очень актуален. Я сомневаюсь, что 1 января 2019 года отходы повезут именно в Осинцы — , вероятно, будет подавать апелляционную жалобу, поэтому решение суда, скорее всего, вступит в силу только в следующем году, значит, возить мусор на полигон будет нельзя. При этом свалка в Костино 31 декабря будет закрыта — ее работу больше нельзя продлевать. В такой ситуации тариф за вывоз отходов в 120–150 рублей покажется оптимальным, потому что он может значительно вырасти, если мусор будут направлять в соседний регион. До сих пор окончательно не решено, как будем платить за мусор — по количеству метров или за людей. Например, я за свою квартиру сейчас плачу 150 рублей, в следующем году сумма может вырасти до 450 рублей. При таком росте жители должны видеть закрытые контейнерные площадки, закопанные в землю баки, красивые машины, «бонусы» для тех, кто сортирует мусор. Пока предпосылок к таким изменениям я не вижу. Однако похожие проблемы есть почти везде — даже в пилотных регионах, которые начали работать по этой системе еще в 2016 году. Законодательство, которое регулирует эти процессы, тоже не до конца готово.
Система обращения с отходами сможет работать без мусороперерабатывающих предприятий?
— Наша схема обращения с отходами изначально была заточена на полигоны, но после обещаний Москвы выделить деньги на мусоросортировочные объекты органы власти начали закладывать их в схему. Однако чтобы заниматься переработкой, нужно понимать, в чем именно есть потребность: пластике, бумаге, стекле. Пока никто не может ответить на этот вопрос. Переработка отходов не жизненно необходима, но ведь на строительство мусоросортировочных станций будут тратиться народные деньги. Как они будут использоваться, пока не известно. Очевидно, что терсхема нуждается в серьезной доработке.
Деньги есть, ремонта нет Недавно директор по развитию «САХ» высказал мнение, что в Кирове слишком много управляющих компаний. Вы с этим согласны?
— Я с таким подходом категорически не согласен, хотя с точки зрения управления малое количество управляющих компаний удобно для властей. Нужно идти по примеру городов, где в сфере ЖХК есть высокая конкуренция, — только это позволяет УК качественно выполнять услуги. Главным заказчиком управляющих организаций должны быть сами собственники, а не городские власти. Жители не должны ждать визита мэра или губернатора, чтобы решить свой вопрос. На рынке должны появиться новые игроки, а тем компаниям, что пришли из 90-х годов и не умеют работать с собственниками, следует покинуть рынок. УК должны уметь общаться с людьми — там должен быть специальный человек, который выслушает жителей и поможет решить проблему, уладит конфликт. В Кирове есть совсем немного компаний, которые развиваются в этом направлении, про остальные даже говорить не хочется.
На счетах кировского фонда капремонта висят огромные неиспользованные суммы, план по ремонту уже несколько лет не выполняется. Как думаете, в чем причина?
— Это неэффективное управление. Если деньги висят на счете фонда, значит, были поздно сформированы лоты. Фонд капремонта появился в 2014 году, 4,5 года назад — за это время можно было встать на рельсы. Я не говорю о том, что все должно быть идеально, но разве мы часто слышим о положительных результатах его работы? И, конечно, на повышении эффективности работы фонда положительно не отразилась смена двух генеральных директоров.
Что делать жителям, которые платят за капремонт, но боятся, что не увидят никаких результатов?
— Переходить на спецсчета, результат по ним уже хорошо виден. В этом случае жители сами выбирают проверенную организацию, а не компанию, например, из Севастополя, которая выиграла из-за самой низкой цены и делает проекты с несуществующими подвалами, не выезжая на дом. Если жильцы грамотно подходят к вопросу, то на дом приходит добросовестная компания, делает хороший ремонт, дает большую гарантию и все остаются довольны.
В правительстве области от этой системы не в восторге, чиновники боятся, что деньги уйдут «не туда».
— Это деньги самих собственников — они их платили из своего кармана и могут тратить на капремонт своего дома. Если средства уйдут «не туда», то будут виноваты сами собственники, потому что они приняли такое решение или не проконтролировали процесс расходования денег. Мы и так сильно отстали от своих соседей в плане перехода на спецсчета — в Удмуртии уже 62% домов перешли на эту систему. Властям нужно людям давать такую возможность и показывать положительные практики на конкретном доме.
Еще один вопрос про инициативы. Некоторые общественники считают, что за счет бюджета нужно благоустраивать парки, а не кировские дворы.
— Мне кажется, что ремонт дворов нужно проводить с участием государства хотя бы потому, что в момент приватизации государство не передало имущество гражданам в надлежащем состоянии. Сейчас оно пытается это исправить, сделать так, чтобы люди почувствовали себя собственниками и, софинансируя благоустройство, научились следить за двором самостоятельно. Нужно направлять деньги и на ремонт дворов, и на благоустройство общественных территорий, только в большем объеме.
Еще разгребать и разгребать
Много говорится о том, что власти Кирова начали слышать общественников. Вы с этим согласны?
— Да, ситуация улучшилась. Но то, что было сделано при прошлом главе города, новым руководителям еще разгребать и разгребать. Это вряд ли получится сделать быстро. Пока слишком мало времени прошло, чтобы говорить о выдающихся результатах. В течение десяти лет Киров не развивался, а уходил далеко назад, в какие-то пещерные времена. Дают о себе знать все эти схемы с АТП, ЦДС, УК Ленинского района, детским питанием, МУПами. Не зря же в то время в гордуме ходила присказка: «каждому депутату — по МУПу». Надеюсь, что в ближайшие годы ситуация изменится.
Фото: с личной страницы в соцсети, ФедералПресс / , pixabay.com
Видео дня. Когда москвичам ждать скидок на одежду
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео