Глава РЭЦ Слепнёв прогнозирует рост товарооборота России с Германией до $60—65 млрд

К концу 2018 года объём торговли РФ с Германией может составить порядка $60—65 млрд. Помимо традиционных закупок энергосырья, немцы проявляют всё больший интерес к российским товарам авиационной промышленности, машиностроению, спортивному оборудованию и даже мультфильмам. По данным Росстата, за первые девять месяцев 2018 года товарооборот России со своим крупнейшим партнёром в ЕС увеличился на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. О развитии торговли с ФРГ в эксклюзивном интервью RT рассказал глава Российского экспортного центра (РЭЦ) Андрей Слепнёв. — Для России Германия по-прежнему остаётся одним из ключевых внешнеторговых партнёров и занимает второе место в общем объёме товарооборота. Насколько, по вашей оценке, объём торговли двух стран может увеличиться в 2018 году? — В прошлом году торговый оборот с Германией составил порядка $50 млрд. В этом году он растёт достаточно быстро — по девяти месяцам мы уже достигли отметки $44 млрд. То есть планируем, что до конца года мы сможем выйти на уровень $60—65 млрд. — Как на сегодняшний день обстоит ситуация с развитием российского несырьевого экспорта в Германию? Какие направления для неэнергетических поставок из РФ являются наиболее приоритетными для нашей страны? — У нас очень широкий ассортимент в торговле с Германией по различным несырьевым товарам. Речь идёт о химической и деревообрабатывающей продукции, а также металлах. Но есть и товары высокого передела, например, продукция авиационной промышленности, автомобильные комплектующие и товары для спорта. Кстати, есть и новые направления. На конференции упоминалось про большой интерес немецкой аудитории к российским мультфильмам: «Маша и Медведь», «Три кота» и другим. То есть, это как раз новые тренды, показывающие расширение направлений нашего взаимодействия. — Чем, на ваш взгляд, российская несырьевая продукция привлекает немцев? — Прежде всего, многие наши предприятия за годы развития существенно нарастили свой технологический уровень и улучшили качество продукции. Кроме того, сегодня по ценовому предложению российская продукция очень конкурентоспособна — её приобретение существенно выгоднее аналогов из других стран. Более того, финансовая стабильность нашей страны, хорошие макроэкономические показатели и развитая система финансовой поддержки экспортёров помогают сформировать полноценное финансовое предложение. Таким образом, эти факторы дают результат, который мы сегодня видим. — Ранее старший вице-президент РЭЦ Алексей Кожевников говорил о необходимости массово привлекать к экспортной деятельности малые и средние предприятия (МСП), на долю которых приходится только 7% поставок из РФ. Каким образом на сегодняшний день планируется привлекать МСП? Какие ещё программы разрабатываются для помощи бизнесу помимо уже анонсированной акселерационной? — Всё-таки акселерационная программа является очень важной, поскольку сегодня в России доля предприятий, которые занимаются экспортом, существенно ниже, чем в европейских странах. Задача РЭЦ — показать преимущества и возможности поставок товаров за рубеж. — Как может измениться доля МСП в российском несырьевом экспорте в ближайшие пять лет? — Эти параметры определены указом от 7 мая, то есть доля малых и средних предприятий должна составить 10% от общего несырьевого экспорта. Это означает, что к 2024 году бизнес намерен нарастить свои экспортные поставки в два с половиной раза. Задача, конечно, амбициозная, но, на наш взгляд, вполне реализуемая, если все инструменты, о которых мы говорим, будут применяться в полном объёме. — Ранее вы заявляли, что у наших компаний есть возможности для развития на Ближнем Востоке и в странах Азии. Что из российского производства может стать наиболее привлекательным для покупателей из этих регионов? — Поставки нашей продукции растут в разные регионы. Любопытно, что, по статистике, мы смогли существенно увеличить экспорт товаров малых и средних предприятий даже в Соединённые Штаты, несмотря на весь негативный внешний фон. То есть бизнес находит возможности для работы. При этом спектр товарных категорий очень широкий: это продукция для здоровья и спорта, и различное оборудование, и IT-товары. Что касается азиатских партнёров, то, безусловно, здесь важна роль сотрудничества с КНР. На китайском направлении, конечно, сейчас главным трендом является взаимодействие в сфере аграрно-промышленного комплекса. Тем более что торговые войны влияют на изменение ландшафта поставок, и благодаря этому для нас освобождаются новые ниши. Экономика в арабских странах сейчас активно развивается, спектр продукции, которую мы можем предоставить, достаточно широк. Например, товары АПК и различные технологические решения. У нас много проектов в сфере транспортного машиностроения и развития инфраструктуры. Таким образом, перспективы во внешней торговле очень хорошие, просто важно активно двигаться и работать с партнёрами.