«Деньги в бюджете есть; трагично, что мы ими воспользоваться не можем»

«Удивительно, если бы ситуация межбюджетных отношений в нашей стране была бы другой. Все-таки Россия обладает очень централизованной системой управления, в основе которой, естественно, находится система распределения финансов. Хорошо это или плохо, в принципе на текущий момент неважно, потому что другого пути при такой экономической модели, как у нас, все равно нет. Не секрет, что основа российской экономики – это экспортно-сырьевой сектор, а большая часть ресурсной базы нашей страны находится на ограниченной территории. Это значит, что при децентрализованном подходе к бюджетной политике регионы, на территории которых эти базы располагаются, имели бы несопоставимые бюджеты, чем в среднем регионы по России, и по уровню жизни и развития такие территории ушли бы гораздо дальше. Кто-то скажет, что это справедливо. Возможно, и так, но не стоит забывать, что перед тем, как добыча этих ресурсов начала приносить прибыль, в них было инвестировано огромное количество средств всей страны. К тому же, с точки зрения политической и социальной стабильности, подобная дифференциация регионов могла бы привести к опасным дезинтеграционным процессам. Так или иначе налогово-бюджетная система России крайне централизована. Такая система и ее бюрократический аппарат, естественно, имеют более низкую пропускную способность принимаемых решений по сравнению с децентрализованной системой. Поэтому и процесс принятия решений на федеральном уровне затянут. И, скажем, как в случае с федеральными адресными инвестиционными программами (ФАИП), может приобретать трагикомичный характер. Недавно как раз эту тему обсуждали на пленарном заседании Госдумы, куда был приглашен и председатель Счетной палаты России Алексей Кудрин. Представленные данные очень хорошо демонстрируют сложившуюся ситуацию. За девять месяцев 2018 года исполнение федеральной адресной инвестиционной программы составило менее 50 %. Невольно вспоминается выражение кота Матроскина: «Средства у нас есть – у нас ума не хватает». Комичность ситуации в том, что деньги в бюджете на все эти проекты есть, трагичность – что мы ими воспользоваться не можем. И такая ситуация с ФАИП с 2006 по 2018 год повторяется из года в год, исключением были лишь 2007 и 2016 годы. Можно было бы, конечно, говорить о зловещем Минфине, который на протяжении десятилетия не дает никому деньги, но главные распорядители средств федерального бюджета по ФАИП – это Федеральное дорожное агентство, Министерство экономического развития, Федеральное агентство морского и речного транспорта. Этим министерствам и агентствам так же, как и Минфину, необходимо будет в конце года отчитываться о результатах своей деятельности, а значит, они сами заинтересованы в максимально полной реализации профильных проектов. Поэтому проблемой все-таки является низкий уровень организационной эффективности федерального управленческого аппарата, а не жадность Минфина. На этом можно было бы поставить точку, по крайней мере, с точки зрения региональных властей, но большие организационные проблемы есть и на местах. Миллиардные инвестиции из федерального бюджета остаются неиспользованными, а тем более по ним еще и начисляются 10-процентные штрафы, и все это из-за того, что не успели подготовить проектную документацию или долго разбирались с проведением тендера на осуществление работ. Все это выглядело бы, мягко скажем, курьезно, если бы не было печально. Особенно когда мы видим, как после такой «профессиональной» организационной государственной работы, чтобы успеть освоить деньги, дорожникам приходится закатывать асфальт куда придется – в снег и в лужи. Отдельные регионы, конечно, могут обойтись и без федеральных инвестиций, но их можно пересчитать по пальцам. Для всех остальных, учитывая сложное финансовое положение большинства регионов, получение и эффективное использование этих средств – чуть ли не единственная финансовая возможность для реализации задуманных проектов».

«Деньги в бюджете есть; трагично, что мы ими воспользоваться не можем»
© РИА "ФедералПресс"