Ещё

Топ-5 венчурных сделок ноября: пицца за 2 миллиарда, сервисы для команд и уже не тот BlackBerry 

Топ-5 венчурных сделок ноября: пицца за 2 миллиарда, сервисы для команд и уже не тот BlackBerry
Фото: RB.ru
В последний месяц осени выходит уже вся статистика за три квартала, и сейчас, когда прошел уже ноябрь, мы не только знаем эту статистику, но уже готовимся к завершению года. Из интересного, данными Pitchbook подтверждается тот факт, что в 2018 году в США поднимаются фонды гигантского размера — около 30% поднятых за этот год фондов размером $1 миллиард, и с учетом этого — 50% приходится на фонды размером более $500 миллионов.
На российском же рынке вышел прогноз корпоративных инвестиций (с включением туда же M&A-сделок) в технологические стартапы — в 2018 году ожидается падение рынка с $246,6 миллиона до $151,3 миллиона. Но зато, по данным PwC и РВК, инвестиции российских инвесторов за рубежом в этом году выросли на 68%.
Зарядившись информацией, посмотрим на самые интересные сделки на венчурном рынке, случившиеся в ноябре 2018 года.
Пять сделок за ноябрь
Пятое место: сервис управления проектами Asana поднял $50 миллиона по оценке в $1,5 миллиарда.
У этой сделки было бы выше место, если бы раунд был немного больше. Хотя в раунде интересные инвесторы — оценку подтвердил инвестиционный фонд бывшего вице-президента США Эл Гора Generation Investment Management, который вкладывался также в раунде на $75 миллионов по оценке $900 миллионов ранее в этом году/
Таким образом, оценка проекта увеличилась более чем в 1,5 раза за этот год!
Соинвесторами господина Гора выступили Lead Edge Capital и World Innovation Lab, а докладывались в текущем раунде также текущие акционеры Founders Fund Питера Тиля, 8VC и, возможно, один из лучших европейских VC-фондов, Benchmark.
Количество платящих клиентов Asana достигло 50 тысяч, а еще более миллиона пользуются бесплатной версией.
Generation дает комментарий о том, что фонд оценивает компанию «не по выручке, а по клиентам и планам развития», думаю, что рост выручки не поражает. В середине этого года эксперты оценивали выручку сервиса в $60-90 миллионов в год, что очень далеко от цели достичь выручки в $100 миллиардов, которую Asana ставила перед собой в 2012 году.
Таким образом, мы можем констатировать, что каждый корпоративный клиент оценивается в $30 тысяч (для сравнения, в рамках последнего раунда Gitlab их корпоративный клиент был оценен в $11 тысяч).
Четвертое место: разработчик платформы для совместной работы офисных команд RealtimeBoard привлек $25 миллионов в раунде А.
Лидером в раунде выступил американский венчурный фонд Accel Partners, в соинвестором — израильско-российский фонд AltairCapital. Altair ранее вложил в проект $1,3 миллиона.
Основным продуктом является платформа для визуализации идей и задач команд, которая отлично подходит маркетологам, дизайнерам, но также и продуктологам и инженерам.
Стартап насчитывает 2 миллиона пользователей и 8 тысяч платных аккаунтов, включая , Twitter, Hubspot, Airbnb и Salesforce.
Компания была основана в Перми в 2011 году, а основной рынок на текущий момент — США. Компания также имеет офис в Амстердаме.
По оценкам экспертов, более 70% человек работают удаленно как минимум раз в неделю. Именно поэтому конкуренция в этой сфере огромная.
Оценка компании неизвестна, так же как и у израильского конкурента, Monday.com, который летом этого года поднял раунд на $50 миллионов, имея на борту 35 тысяч клиентов. Однако сравнивая с Asana, и, забегая вперед, с Wrike, RealtimeBoard может оцениваться в диапазоне от $240 миллионов до $380 миллионов по стоимости корпоративного клиента от $30 тысяч до 47 тысяч.
Третье место: американский сервис для совместной работы Wrike с основателем из России привлек новый раунд от Vista Equity Partners по оценке $800 миллионов.
Несмотря на то что это сделка cash-in, контроль за компанией будет у нового акционера — фонда Vista Equity Partners. Другие акционеры, Андрей Филев и фонды Bain Capital Ventures и Scale Venture Partners, сохранят значительные доли.
В сервис также ранее инвестировал российский фонд TMT Investments.
Всего Wrike привлек не так много — всего $26 миллионов за 3 раунда финансирования. Размер текущего раунда не раскрывается, но он должен измеряться сотнями миллионов долларов, чтобы контроль перешел к новому акционеру.
Сервисом Wrike пользуются более чем 17 тысяч компаний с более чем миллионом пользователей по всему миру, а в компании работает более 500 человек. С 2015 года количество клиентов увеличилось более чем вдвое (у сервиса было 8 тысяч клиентов).
Не имея другой финансовой информации, можно сказать, какую оценку новый инвестор дал пользователям системы — получается, что каждый корпоративный клиент стоит $47 тысяч (можно сравнить с $11 тысяч за клиента у Gitlab и $30 тысяч за команду у Asana), а каждый пользователь стоит чуть более $800. Это уже более чем в два раза дешевле, чем знакомые нам финтех-компании, которые привлекали раунды в этом году (например, Revolut, Monzo).
Wrike входит в рейтинг US Deloitte Technology Fast 500.
Второе место: стартап Zume, доставляющий приготовленную роботами пиццу, получил $375 миллионов по оценке $2,25 миллиарда.
Деньги привлечены от крупнейшего в мире венчурного фонда Vision Fund размером $100 миллиардов, который управляется японским SoftBank.
Всего Vision Fund ранее планировал инвестировать в сервис от $500 миллионов до $750 миллионов.
Ранее Zume привлек чуть более $70 миллионов, в том числе в 2017 году в раунде на $48 миллионов, который лидировал фонд сооснователя , Grishin Robotics.
Zume — это холдинговая компания, основой которого является Zume Pizza, основанный в 2015 году в Калифорнии. Стартап использует роботов для приготовления пиццы. Автоматизированная техника выжимает соус и наносит его на тесто, а затем загружает пиццу в печь. Кроме того, пицца готовится непосредственно в фургонах, доставляющих заказ. Если машина Zume Pizza находится недалеко от клиента, заказавшего несложную пиццу, то доставка может составить четыре минуты. В 2018 году основатели стартапа разделили компанию на Zume и Zume Pizza. Проект планирует выйти за рамки приготовления одной лишь пиццы и попробовать свои устройства для создания других блюд.
В компании работает всего порядка 150 человек, финансовые показатели найти не удалось.
Интересно, что Zume — второй «единорог» сооснователя Mail.Ru Дмитрий Гришина.
Первое место: BlackBerry покупает VC-backed-стартап в области кибербезопасности Cylance за $1,4 миллиарда.
Это крупнейшее поглощение BlackBerry в новой эпохе, когда акционером стал финансовый холдинг Fairfax, выкупивший терпящего бедствие производителя культовых бизнес-телефонов и изменивший его стратегию.
С 2013 года BlackBerry фокусируется на продаже решений и сервисов для бизнеса в области разработки. На текущий момент только 2% из текущей выручки в $210 миллионов в год приходится на продажу девайсов для связи.
Cylance же имеет $130 миллионов выручки за 2018 фискальный год (начинается он у них летом), демонстрируя рост выручки в более чем 90%. Всего у стартапа более 4 тысяч клиентов, включая 20% списка Fortune.
По данным Crunchbase, Cylance привлек всего порядка $300 миллионов в 5 раундах финансирования. Последний, на $120 миллионов, был поднят как раз летом 2018 от Blackstone. Ранее в проект инвестировали такие фонды, как Khosla, KKR, DFJ и Insight Venture Partners.
Интересно, что оценку, по которой привлекались средства, компания не раскрывает. На предыдущем раунде в 2016 году на $100 миллионов ходили слухи, что оценка близка к $1 миллиарду, но похоже, что тогда инвесторы были менее заворожены статусами единорога и договориться о «перевале за ярд» не получилось. С учетом текущего повышенного внимания к единорогам, тот факт, что оценку на раунде лета 2018 не объявили, заставляет говорить о том, что она могла быть и ниже, чем предыдущий.
С другой стороны, Cylance планировал выйти на IPO, как и его конкурент CrowdStrike, который имеет $100 миллионов выручки, привлек $500 миллионов за свою историю (любопытно, но среди его инвесторов также есть Insight Venture Partners, который ох как любит инвестировать в конкурирующие истории) и тоже обслуживает порядка 20% списка Fortune. CrowdStrike хотел провести IPO по оценке на уровне $3 миллиардов — более чем в 2 раза выше, чем с молотка ушел Cylance. Тем не менее стратег опять перехватил компанию перед IPO — мы видим такой тренд в этом году на относительно небольших (но миллиардных оценках) — ранее в этом году такой же трюк провернул , перехвативший iZettle на выходе на биржу.
Рассуждения выше позволяют сделать интуитивный вывод о том, что, скорее всего, заработали инвесторы не очень много, поскольку оценки последнего раунда крутятся около $1 миллиарда, а компанию продали за $1,4 миллиарда. Но уж точно не потеряли, особенно принимая во внимание механизмы защиты капитала, которые в этой сделке наверняка были.
Что не попало в обзор?
В этом месяце были интересные сделки, которые не попали в обзор. То ли еще будет в декабре под закрытие года!
Стартап из Гонконга Oriente привлек бомбический раунд А на сумму $105 миллионов от семейных офисов из Малайзии (Berjaya Group), Филиппин (JG Summit Holdings) и Индонезии (Sinar Mas). Стартап автоматизирует скоринг для офлайн-точек с использованием AI и машинного обучения. Ранние раунды с таким объемом закрываются редко, будем следить за проектом.
BlaBlaCar привлек €101 миллион от SNCF, французской государственной корпорации, управляющей железными дорогами. Во Франции SNCF и BlaBlaCar будут развивать решение для разных типов передвижения с попутчиками: автомобильные, автобусные и ж/д-поездки. BlaBlaCar также думает купить транспортную дочку SNCF.
Airtable, сервис для создания баз данных и кодинга без глубокого знания языков программирования и частично заменяющий привычный Excel, привлек $100 миллионов по оценке $1,1 миллиарда, увеличив свою оценку с начала года, когда был предыдущий раунд, в 8 раз. Вот как не любят люди сложно считать в Excel.
Блокчейн-гигант Bitfury закрыл раунд на $80 миллионов, лидером в котором выступили Korelya Capital, Galaxy Digital и Macquarie Capital, а соинвестором выступил, в частности, текущий акционер компании, российский инвестиционный фонд iTech Capital.