Аэропорт Айвазовского! А картинная галерея Гагарина?

Завершилось финальное голосование конкурса «Имя России» по выбору имен 47 российских аэропортов. Пусть в некоторых городах совпали имена победителей и будут дополнительные туры, главные итоги всей шумной затеи можно смело подводить. Во-первых, власть успешно бросила обществу «кость» демократии на фоне надругательства над избирательной системой, апофеозом которого стал скандал на выборах губернатора в Приморье. И, судя по ажиотажу, народ доволен поиграться. Во-вторых, после начавшейся с 2017 года череды юбилеев Революции, а затем Гражданской войны, активизировались современные политические реконструкторы Белого и Красного движений, и конкурс привел к эскалации их идеологического противостояния. И, в-третьих, новых и незаслуженно забытых имен российской истории так и не было найдено, поднято и воспето. А это не способствует качественному развитию отечественной исторической топонимики. Есть исключения, вроде аэропорта имени Дмитрия Хворостовского в Красноярске – но они лишь подтверждают правило. Устроители конкурса решили, что народное голосование увлечет население историей и активизирует гражданскую сознательность. На самом деле логика такого популистского решения в корне абсурдна и даже вредна. В массе своей наше общество не интересуется историей серьезно, и всегда выберет тех, кто на слуху: Пушкин, Сталин, Гагарин и т.д. Именно поэтому в Санкт-Петербурге предсказуемо выиграл Петр Первый. Хотя всем понятно, что сам город и очень многое в нём и так названы именем Петра I. Как вам фраза «Уважаемые пассажиры, самолет прибыл в Санкт-Петербург в аэропорт имени Петра I». Звучит тавтологично и эстетически безвкусно. А еще возникают аналогии с худшими традициями советской топонимики, о которых пел питерский рокер Федор Чистяков «Просто я живу на улице Ленина». Эти улицы Ленина, Крупской, Калинина, Советские, Пролетарские, Совхозные, - исчисляются тысячами по стране. Конкретно эти названия до сих пор режут слух в культурно-историческом центре самого сердца Руси - Суздале. И вот те же грабли: Ленин-Ленин-Ленин, то есть Пётр-Пётр-Пётр. Пушкин и Ломоносов в Шереметьево и Домодедово из той же серии. Но это самая малая глупость. В ряде городов среди имен нашлись «провокаторы раскола» - всероссийского, столетней выдержки. В Омске и Крыму симпатизанты Белого движения попытались возвести на пьедестал Колчака и Врангеля. Однако оба не прошли в финал. В Самаре же коммунисты к столетию ВЛКСМ мобилизовали интернет-гвардию и устроили спам-бросок за Ильича. Тоже не вышло. А вот Город-Герой Мурманск привлек внимание всей политизированной российской общественности. Там «не на жизнь, а на смерть» столкнулись сторонники Императора Николая II и полярника Ивана Папанина. Красные традиционно клеймили последнего российского императора «царем-тряпкой и «николашкой кровавым»», припоминая и Ходынскую трагедию, и Ленский расстрел, и «особенности характера», а дважды Герою Советского союза Папанину монархисты наклеили ярлык «кровавого чекиста - убийцы русского народа» за бытность секретарем ЧК в Крыму во время Гражданской войны, затопленные баржи с белогвардейцами и прочие зверства. В итоге, в последний момент с небольшим отрывом всё же победил Николай II. Отметим, что число отдавших голоса за обоих кандидатов превышало количество интернет-пользователей Мурманска, что говорит о всесоюзном, всеимперском, - кому как нравится, масштабе битвы. Главный аргумент за Николая II состоял в том, что при нём основали порт Романов-на-Мурмане, давший начало городу. Но по этой логике во времена Бориса Ельцина возникла столица Ингушетии Магас. А аэропорту Магаса дали не имя первого президента РФ, а имя первого Героя России, генерала Осканова. Летчика! И это важно. Потому что третьим в Мурманске с большим отставанием стал Борис Сафонов, тоже летчик, тоже Герой. Скромный результат Сафонова как раз показывает главную глупость организаторов конкурса в выборе имен. Герой Советского союза Борис Сафонов, погибший при обороне Города-Героя Мурманска, к сожалению, недостаточно известен даже среди мурманчан. Человек, связавший жизнь с небом Родины и принявший смерть за него. Теперь в это мирное небо Мурманска ежедневно улетают десятки самолетов с тысячами пассажиров. Разве не достоин человек от авиации имени аэропорта? Эту логику «аэропорты – авиаторам» напрочь на замечают ни белые, ни красные, ни организаторы, ни голосующие. Представляется объективным, чтобы: лонг-листы имен составляли специалисты - историки авиации; первый тур проходил среди профессионалов в авиа-отрасли, краеведов, специалистов сферы туризма; а уже в финальном голосовании участвовали граждане, и желательно только местные. Оппоненты заявляют, мол есть же аэропорты Шарля де Голля в Париже, Джона Кеннеди в Нью-Йорке. Во-первых, есть и прижизненный аэропорт Криштиану Роналду на Мадейре, и это выглядит как-то не скромно, совсем не по-русски, а, во-вторых, зачем обезьянничать? Большой аэропорт Стамбула назван в честь Сабихи Гёкчен. Не будь этого имени, вряд ли кто-то из многомиллионных туристов узнал, что Гёкчен – первая в Турции женщина-пилот и летчик-истребитель, между прочим, единственная женщина на плакате «20 самых известных лётчиков в истории», изданном ВВС США. Из всех городов России имена людей, как-то связанных с авиацией, выбрали: в Волгограде – летавшего без ног, дважды-Героя Советского Союза легендарного Алексея Маресьева, в Нижнем Новгороде - главного аса советской авиации Героя Советского Союза Валерия Чкалова, в Самаре - создателя отечественной ракетно-космической техники Сергея Королева, в Новосибирске - первого трижды Героя Советского Союза, летчика - истребителя Александра Покрышкина, и в Калуге - отца теории космонавтики Константина Циолковского. Всё логично. Вот только эти заслуженные люди давно и достойно увековечены, в случае с Маресьевым даже в прямом смысле (опера Сергея Прокофьева по «Повести о настоящем человеке»). А разве нет позабытых или просто недостаточно воспетых имен, прославивших российскую авиацию? Пусть многие бы не победили, но о них бы заговорили. Скажете: так охватывается только советский период. Но разве не в имперском Петербурге создал первый в мире многомоторный самолет «Русский витязь», бомбардировщик и пассажирский самолет «Илья Муромец» великий авиаконструктор Игорь Сикорский? Сегодня его считают своим в США и на Украине. Да, киевский аэропорт «Жуляны» уже приватизировал его имя, но, справедливости ради, сам Сикорский писал: «мой род с Украины, из деревни в Киевской губернии. Однако мы считаем себя по происхождению русскими, из определённой части России, рассматривая украинский народ как интегрированную часть России…». Вот так мы не замечаем российского, русского Сикорского, а потом удивляемся, почему это на Украине уже и основателя Москвы Юрия Долгорукова называют украинским князем. Имя аэропорта в Нижнем Новгороде в честь Валерия Чкалова – более чем логично. Но ведь уже есть аэропорт в Чкаловске. В то время как земляк Чкалова штабс-капитан Петр Нестеров, участник Первой Мировой Войны, погибший в воздушном бою, впервые в мире применив таран, вообще не попал в шорт-лист. А ведь весь мир знает «мертвую петлю», по-другому «петлю Нестерова». Ну а довольные победой в Мурманске монархисты, почему не возмутились, что даже в изначальном большом списке в Крыму не было Великого князя Александра Михайловича, двоюродного дяди Императора Николая II, лоббиста, основателя и руководителя Императорского Военно-Воздушного флота, создателя первого в России Высшего летного офицерского училища в Севастополе (ныне легендарного Качинского). Это он, по сути, отец русской авиации! Слышали ли монархисты о нем? А крымчане? Вот Иван Айвазовский, победивший в голосовании на полуострове, гениальный художник, конечно, известен всем в стране. И соревновался он с не менее достойным - героем Крымской войны, адмиралом Павлом Нахимовым. Но, постойте: художник-маринист, адмирал военно-морского флота, море, корабли, аэропорт, самолеты, небо – не странный ли логический ряд? Все равно, что назвать художественную галерею именем того же Чкалова, а военно-морское училище – именем Гагарина…, а, может, и театр именем Кожедуба, и авиазавод в честь Станиславского? К слову об Айвазовском, его внук Константин Арцеулов, уроженец Ялты - летчик-испытатель, пионер российского планеризма…Но это - к слову…. А теперь в Сибирь. Логика организаторов, вернее отсутствие здравой логики, привело к бурной информационной кампании за имя рок-музыканта Егора Летова, лидера группы «Гражданская оборона» для воздушных ворот Омска. Было ли это протестным голосованием, шуткой или искренним рвением фанатов – сложно судить. Необелогвардейцы, как уже говорилось, в Омске ратовали за Колчака, кстати адмирала. Естественно, что и Летов должен быть удостоен рок-клуба и музея, и Колчак – памятников и кадетских корпусов. И, конечно, в итоге победивший в Омске генерал Карбышев – всего самого почетного. Но никто: ни омичи, ни красные, ни белые, ни авторы проекта вообще не заметили Омскую летную школу, и её выпускника 1942 года, местного уроженца Николая Кузнецова, удостоенного высшей награды - Золотой Звезды Героя Советского Союза. В бою над осажденным Берлином уже в апреле 1945 года Ил-2 старшего лейтенанта Кузнецова был подбит зенитным огнем, и отважный летчик последним усилием направил горящий штурмовик на вражескую батарею. А ведь таких как Кузнецов, Омская летная школа за годы войны подготовила более двух тысяч пятисот человек, из них 35 удостоены звания Героев Советского Союза. Этот пример всего лишь говорит о том, что, если хорошо копнуть, в каждом городе можно найти героев русского неба: летчиков-испытателей, военных асов, теоретиков авиации и практиков-конструкторов, космонавтов. Нужно их помнить, чтить, гордиться? Стыдно этого не делать, раз появился такой конкурс, такой повод. Вот почему Сабиха Гёкчен, а не Кеннеди или Роналду. И, наконец, хочется спросить неистовых защитников Врангеля и Колчака, Ленина и Сталина: когда объявят всенародный конкурс на выбор имени новому цирку или зоопарку, будете ли вы также рвать «тельняшки» и «мундиры» за своих кумиров? Всем своё время и место.

Аэропорт Айвазовского! А картинная галерея Гагарина?
© Свободная пресса