«Иногда страшно бывает, что едят люди»

В Приморье неплохо себя чувствуют производители из Амурской области, поставляющие много молока, недавно «хорошо зашло» и дешевое соевое масло. Камчатка традиционно поставляет в наш регион рыбу. Впрочем, гораздо больше конкурентных преимуществ у производителей из Сибири и Центральной России, которые доминируют в сегментах от кондитерской до мясной продукции. Несмотря на все контрсанкции и падение рубля, на полках магазинов немало импортного продовольствия: китайских фруктов, аргентинского мяса, вьетнамских приправ, среднеазиатских соков и т. д. Между тем по многим основным позициям в ассортиментном ряду имеется аналогичная продукция, производимая внутри Приморья, как правило, дороже, иногда значительно. Местный производитель помещает свое продовольствие в сегмент премиальный (или выше среднего). А потом жалуется, что с учетом кризиса в экономике и падения доходов граждан на продукты мало покупателей. Почему так? На вопрос попыталась ответить Татьяна Козак, директор департамента маркетинга ГК «Белуга Групп Восток»: «Дорогие продукты питания? Да. Но правильнее ставить вопрос: почему во Владивостоке вообще жизнь дороже чем, к примеру, в том же Хабаровске? У этого явления есть несколько глубинных системных причин. ПРИЧИНА № 1. Каждый производитель работает на определенном рынке, в определенных рыночных условиях. Высока наценка в супермаркетах, хотя торговые сети требуют от поставщика максимальные скидки и самую низкую стоимость продукта на полке в регионе. И парадокс в том, что местные производители такие глубокие скидки предоставляют, но все равно на полках все стоит дороже, чем в других регионах. ПРИЧИНА № 2. Не открою особой тайны, да и любой HR-менеджер подтвердит, что стоимость профессионального высококвалифицированного труда во Владивостоке выше, чем, к примеру, в Сибири или в центральной части России. В первую очередь, из-за нехватки подготовленных специалистов. Крепко стоящих на ногах предприятий мало, поэтому между ними высока конкуренция за качественный персонал. А вот, к примеру, в Амурской области или Хабаровском крае зарплаты ниже даже на фоне аналогичного кадрового голода. На деньги, за которые классный специалист готов работать в Хабаровске, во Владивостоке кого-то найти нереально. Так уж исторически сложилось, что Владивосток — город, люди в котором оценивают свой труд выше, чем на других территориях. Особенно велика конкуренция за специалистов в пищевой отрасли. Профильных технологов на Дальнем Востоке практически не готовят. Возможно, из-за того, что концентрация серьезных производственных площадок у нас существенно ниже, чем в среднем по России. Поэтому профессионалов приходится переманивать с других предприятий либо привозить из другого региона. А ради чего люди готовы переезжать за тридевять земель? Для заработка и большей социальной устойчивости. Следовательно, подобного рода издержки ложатся на производителя, что ведет к повышению себестоимости продукции. ПРИЧИНА № 3. Многие пищевые предприятия только сейчас проходят этап «осовременивания» и модернизации, а не пять-семь лет назад, когда и курс доллара был другим, и «деревья были большими». Оборудование на 90% импортное, соответственно, дорого стоит каждая деталь, не говоря уже о стоимости целых комплексов, линий розлива и так далее. Если говорить о производстве молока в Приморском крае, вырисовывается следующая картина. Местные производители — это крупные предприятия, занимающиеся собственным животноводством и имеющие стада с хорошим племенным фондом, которые стоили колоссальных инвестиций. Или крупные предприятия-переработчики, работающие на молоке приморских фермерских хозяйств, что тоже очень недешево, учитывая стоимость производственных и инвестиционных затрат предприятий-переработчиков, а также расходы фермеров на содержание поголовья (корма, вакцины, коммунальные тарифы и т. д.) плюс логистику. Отвечая на вопрос, почему в Приморье молоко дороже, чем в других регионах, было бы наивно искать истину в желании местных производителей или фермеров задрать цены повыше. Например, в той же Сибири и сельскохозяйственная отрасль более развита, и земли плодороднее, и кормовая база больше — соответственно, производство молока гораздо дешевле. Кроме того, модернизация производственной базы там началась в период интенсивного роста экономики страны, когда инвестиционная стоимость была совсем другой. ПРИЧИНА № 4. Когда мы говорим о дороговизне приморских продуктов питания, нужно рассматривать в целом продовольственную отрасль со всеми ее составляющими: производством и реализацией хлебной, молочной, мясной продукции. Возьмем, к примеру, Белоруссию. Как там работает колбасная отрасль? Просто километры разнообразной и свежайшей колбасы в магазинах, на любой вкус и кошелек. Конечно, не всю колбасу раскупают, и магазины осуществляют возврат производителям. Но продовольственный рынок там так устроен, что белорусские коллеги из этих возвратов делают супы, консервы и много еще чего. Если же приморским производителям возвращают скоропортящуюся продукцию, то ее в большинстве случаев просто утилизируют. Что при сегодняшнем уровне развития отрасли означает прямые убытки. ПРИЧИНА № 5. Еще один немаловажный аспект, который может послужить одним из кирпичиков, позволяющих сложить картину в целом, — почти 100% крупных пищевых производственных игроков в нашем регионе работают в белой налоговой зоне. А ввозимая в регион более дешевая продукция зачастую поступает от не совсем добросовестных производителей, что влечет за собой серьезные риски, связанные с безопасностью и качеством такого товара. Мы, как компания, работающая в недешевом сегменте и отвечающая за качество, регулярно участвуем в отраслевых дегустациях — и иногда страшно бывает, что едят люди. Некоторые производители пытаются «выжать» хоть какую-то доходность и что только не закладывают в свой продукт… Безусловно, есть очень много и качественной завозной продукции, но тогда она и стоит совсем недешево либо же привезена из высокоразвитых сельскохозяйственных регионов или регионов, где деятельность, к примеру, молочных ферм и производителей-переработчиков субсидируется государством. Вместо эпилога Поэтому вопрос: «Почему в Приморье такое дорогое молоко?» — может задать кто угодно, кроме производителя. Помимо сложившейся специфики местного рынка, высокой стоимости рабочей силы, оборудования, сырья и коммунальных тарифов к себестоимости необходимо прибавить процент возврата кредитных средств на капитал. Если вы не знаете, в каких кредитах завод, рассуждать о дороговизне бессмысленно. Чем крупнее предприятие, тем большая доходность ему необходима. Крупные предприятия — законодатели технологических процессов, они в чистой налоговой зоне, несут серьезные затраты с точки зрения взаимоотношений с финансовыми ресурсами, банковскими средствами. Крупные предприятия вынуждены заниматься реинвестированием в производство, чтобы быть лидерами на рынке. Даже китайское оборудование сейчас дорогое. Производители не то что не готовы, а просто не могут себе позволить опустить цену, так как, поставляя свою продукцию в сетевую розницу, они и так предоставляют максимально возможную, иногда даже на грани нулевой доходности, скидку. Как сделать дешевле? По каждому отраслевому направлению нужны конкретные шаги. Если будет поставлена задача на уровне государства, этого можно добиться. В Приморье предприниматели очень разрознены. Могут быть сходные проблемы, но пока решать их совместно мы не очень готовы. А под лежачий камень вода не течет. Делать «просто дешевле» — так мы упадем в качество соседней страны, где едят, условно говоря, «пластилиновые» яйца. Конечно, вы можете сказать о необходимости «снижать издержки». А насколько эффективен менеджмент, который этим должен заниматься? Сколько нужно вложить в этот самый менеджмент, чтобы достичь таких компетенций? Как сократить эти издержки таким образом, чтобы и старое производство модернизировать, и люди при этом зарабатывали хорошо и гордились тем местом, на котором работают? Рынок не стоит на месте, а технологии и подход к управлению ими устаревают очень быстро. Работать над издержками, безусловно, надо. Самый простой путь — отказаться от того, без чего, как говорила моя бабушка, «можно и так прожить». Вопрос только в том, как? Как оставаться конкурентоспособным и востребованным производителем продукции в сложных условиях нашего регионального рынка? Разве можно пожертвовать ради снижения цены качеством упаковки, свежестью и безопасностью продукта, дистрибуционной системой «до двери магазина», современным оборудованием — всем тем, что гарантирует и безопасность, полезность, натуральность, и вкусность того же молока? Я думаю, нет.

«Иногда страшно бывает, что едят люди»
© Konkurent.ru