Замгубернатора Кубани: регион станет главными воротами для экспорта России

Краснодарский край принял Стратегию развития до 2030 года, одним из пунктов которой является формирование транспортно-логистического хаба на юге России. Он позволит региону стать главными воротами для российских экспортеров. Это станет возможным благодаря наращиванию мощностей нескольких крупных портов, расширению краснодарского аэропорта и строительству новых автотрасс, в том числе на черноморском побережье. О том, какие проекты позволят Кубани стать главными воротами для российского экспорта, почему регион зарабатывает больше, чем тратит, как здесь оценивают итоги эксперимента по курортному сбору и какой "бонус" может получить бюджет от продажи акций торговой сети "Магнит", в интервью ТАСС рассказал заместитель губернатора Краснодарского края Игорь Галась. — Игорь Петрович, заксобрание Кубани утвердило Стратегию развития региона до 2030 года. Когда начнется ее фактическая реализация? Каковы ее основные направления и ожидаемые результаты? — Стратегия проходила долгое согласование с федеральными органами исполнительной власти. В этой работе мы были первопроходцами, и на нашей стратегии обрабатывался алгоритм коммуникации при согласовании. В результате в ней учтены все федеральные стратегические приоритеты, в том числе отраженные в майском указе президента РФ. Реализация документа уже идет. В частности, сейчас мы занимаемся взаимоувязкой регионального законодательства, которое регламентирует в том числе бюджетный процесс, с приоритетами стратегии. В документе закреплены амбициозные задачи, связанные с развитием основных отраслей экономики, социальной сферы, человеческого капитала, производительности труда, без которых говорить о глобальной конкуренции не приходится. Именно на отраженных в стратегии приоритетах мы будем максимально концентрировать ресурсы, в том числе финансовые, и стараться на условиях софинансирования участвовать в соответствующих федеральных проектах. Сейчас, кстати, активно пытаемся совместно с Федерацией реализовывать один из флагманских проектов федерального уровня — развитие южного экспортно-импортного хаба. Это торгово-транспортно-логистический хаб. Краснодарский край с точки зрения географии и транспортного потенциала — ворота России, и мы должны использовать наше выгодное положение, быть первым транзитером в масштабах страны, в первую очередь через Новороссийский порт. Также активно развиваем инфраструктуру Тамани. Это проекты общероссийского масштаба, здесь федеральные игроки. — На свои силы рассчитываете при реализации стратегии? — Мы рассчитывали как на собственные силы, так и на частные инвестиции, в том числе иностранные. Наличие стратегии делает нас более привлекательными для иностранных инвесторов. Общемировая практика такова, что наличие документа долгосрочного развития демонстрирует, что на территории не сиюминутная экономическая политика, а четко выверенная, с определенными приоритетами, в том числе и с государственной поддержкой этих приоритетов. — Какие приоритеты будут при развитии транспортного хаба? — Приоритет — дальнейшее наращивание мощностей по перевалке грузов через порты Кубани. Например, мощность Новороссийского порта должна возрасти до 220 млн тонн грузов. Естественно, это за собой влечет наращивание и выстраивание логистики и в железнодорожном, и автомобильном, и авиационном транспорте. Второй приоритет — создание большого логистического проекта на базе краснодарского аэропорта. Планируется строительство новых автомобильных дорог к аэропорту, также можно использовать железнодорожные линии — они проходят рядом — с точки зрения подвоза как пассажиров, так и грузов. Если говорить о Тамани, то речь идет не только о перевалке, но и о создании серьезного промышленного припортового производства различных товаров, в том числе на экспорт. — А какие проекты будут реализованы в рамках хаба? — В стратегии нет конкретных проектов, она определяет ключевые приоритеты, которые мы прорабатываем до конкретных мероприятий. Сейчас идет проработка пула прорывных проектов Черноморской экономической зоны. В том числе в рамках разработки муниципальных стратегий и деятельности Совета экономической зоны. — Наверняка уже проработан будущий транспортный каркас. — Да, есть проект, который мы подавали для включения в Стратегию пространственного развития России, в частности, автодороги вдоль черноморского побережья, от Джубги до Лазаревской, и далее до Сочи. — Это то, что сейчас называют самой дорогостоящей дорогой… — Там разные суммы называются. Оценка колеблется в пределах триллиона рублей. Естественно, что мы ищем варианты финансирования в рамках государственно-частного партнерства. За счет исключительно бюджетных денег такой проект реализовать невозможно. Мы готовы оказывать преференции, предоставить налоговые льготы потенциальным инвесторам, иные меры господдержки. — А какая роль в стратегии отводится Краснодару? — Краснодар — это наша точка роста, центр Краснодарской агломерации. Край ежегодно прирастает населением на 40–60 тысяч человек за счет миграционных процессов. И этот поток распределяется неравномерно. Население оседает в основном в Краснодаре, Анапе, Новороссийске и Сочи. Краснодар, конечно, является основной точкой притяжения. Это цивилизационный тренд — население стремится в крупные города. Конкуренция уже идет не между странами, а между мегаполисами. Люди стали настолько мобильны, что они теперь перемещаются не из города в город в рамках одной страны, а в любую точку мира, где более комфортные условия для жизни, творчества, занятия предпринимательской деятельностью. И эта часть людей — интеллектуальная и инновационная — создает современную экономику и современную жизнь. Краснодар на 45-й "золотой параллели", и у него есть все возможности и с точки зрения природы, урбанистики, логистики конкурировать с мегаполисами пусть не первого эшелона, но второго — точно. — Принят бюджет на 2019 год, он один из самых больших в России. Каковы его особенности? — В последние годы мы проводили достаточно консервативную бюджетную политику. Она объясняется прежде всего тем, что поступления доходов труднопредсказуемы. В частности, очень волатилен налог на прибыль. В 2016 году у краевого бюджета была просроченная кредиторская задолженность порядка 6,5 млрд рублей. Сейчас ее нет. И для муниципальных образований главным условием получения краевой поддержки также является отсутствие просроченной кредиторской задолженности. Мы не можем подводить своих контрагентов, поставщиков товаров, работ и услуг. В прошлом году мы перевыполнили план по доходам. В этом году, я уверен, тоже перевыполним, примерно на 10 млрд рублей. Эти деньги в феврале "введем" в бюджет и в плановом режиме направим на финансирование самых важных и приоритетных проектов. Из особенностей нового бюджета — изменение системы финансирования здравоохранения: муниципальные учреждения здравоохранения переходят в краевую собственность. С 1 января 2019 года предусмотрено финансирование всех медицинских учреждений из краевого бюджета. Это создаст единую систему управления, единые стандарты и повышение качества медицинских услуг. Кроме того, уже предусмотрены дополнительные средства по поручению губернатора Вениамина Ивановича Кондратьева на обновление оборудования в больницах, ремонт поликлиник, строительство офисов врачей общей практики. С каждым годом наше население должно чувствовать позитивные изменения в качестве медицинского обслуживания. Хочу отметить еще из важных расходов бюджета — увеличение суммы на обеспечение жильем детей-сирот в два раза — до 1,5 млрд рублей, и повышение заработных плат бюджетникам на 5%. Мы также сохранили в структуре бюджета дотацию на сбалансированность местных бюджетов — это такой страховочный механизм. Если мы будем видеть, что в силу каких-то объективных причин доходы в муниципальных образованиях проседают, то дотацией на сбалансированность будем помогать. — Это, по сути, социальная составляющая. А будут ли средства на программы развития? — Мы поступательно увеличиваем инвестиционную составляющую в бюджете, и это главное. Если в 2016–2017 годах инвестиционные расходы были около 10 млрд рублей, то в текущем бюджете по факту будет 17 млрд рублей, а в следующем планируем 18 млрд, и это только в первоначальном варианте. Я уверен, что, когда мы будем корректировать бюджет в феврале, за счет остатков текущего года увеличим эту сумму. Около 6 млрд мы направляем на строительство школ и детсадов. В последние 20 лет в крае практически не строились крупные школы, а сейчас мы ежегодно вводим в эксплуатацию новые объекты. Например, в этом году в общей сложности создали 8 тыс. учебных мест. Еще из масштабных проектов следующего года — строительство нового корпуса детской краевой клинической больницы. На это направляем 5,5 млрд рублей. Мы активно вкладываемся в модернизацию сферы ЖКХ. В следующем году более 850 млн направляется на реконструкцию Троицкого группового водовода (обеспечивает водой ряд территорий на побережье Черного моря, в том числе Новороссийск и Геленджик — прим. ТАСС). Есть и другие проекты — газификация, строительство дорог. — У Кубани большой госдолг. — Да, это так, но долговая нагрузка некритичная, и в последующие годы она продолжит снижаться. Кроме того, мы работаем над снижением госдолга в абсолютной сумме. — А сколько накопили и какова структура долга? — На конец года будет около 144 млрд рублей. Из них порядка 60 млрд — бюджетные кредиты, столько же — коммерческие долговые обязательства, и оставшаяся часть — более 20 млрд — гарантия "Центру "Омега" (занимался строительством инфраструктуры к Олимпиаде в Сочи — прим. ТАСС). Из коммерческих около 20 млрд рублей — облигационные займы и около 40 млрд — кредиты кредитных организаций. — Край участвует в программе реструктуризации кредитов? — Участвуем. Сейчас у нас в общем порядке реструктуризирована задолженность по бюджетным кредитам на сумму около 15 млрд рублей. Плюс у нас реструктуризированы "олимпийские кредиты". Их сроки погашения начинаются с 2023 года. Что касается гарантии "Омеги", то в настоящий момент есть все основания рассчитывать на существенное снижение этой гарантии в связи с досрочным погашением "Омегой" кредита. С этой целью сейчас осуществляется ряд сделок по продаже некоторых объектов "Омеги" фонду "Талант и успех". Фонд занимается развитием образовательного кластера. — То есть рисков в наступлении гарантийного случая вы не видите? — Рисков не видим. "Омега" погашает свои кредиты в рамках плановых платежей. Сделка с фондом позволит существенно сократить краевую гарантию. — Каким образом на бюджете 2019 года скажется изменение пенсионного законодательства РФ? Может быть, будут программы по профессиональному обучению, повышению квалификации и переподготовке людей пенсионного и предпенсионного возраста? — Мы приняли еще в сентябре целый пакет документов по льготам для людей предпенсионного возраста: заменили категорию "граждане пенсионного возраста" на "мужчины старше 60 лет" и "женщины старше 55 лет", тем самым сохранив льготы. Почти 123 млн за три года будет направлено на профессиональную подготовку именно граждан предпенсионного возраста. Этот проект реализуется впервые и на условиях софинансирования с Федерацией. — Каковы прогнозы поступления доходов на следующий год? — В этом году, как я уже говорил, до 10 млрд будет перевыполнение. Налог на прибыль подрос хорошо, мы видим дополнительный рост поступлений по топливно-энергетическому комплексу, оптовой торговле. Существенный прирост по налогу на имущество организаций. В следующем году мы ожидаем повышения заработной платы и, соответственно, и роста поступлений от налога на доходы физических лиц. Планируем сохранение роста поступлений налога на прибыль. Меня часто спрашивают, ожидаем ли мы поступление НДФЛ по сделке Сергея Галицкого (основатель сети "Магнит" Сергей Галицкий в 2018 году продал банку ВТБ 29,1% акций "Магнита" за 138 млрд рублей — прим. ТАСС). Конечно, ожидаем. Но пока данный доходный источник в бюджете на 2019 год не учтен. Сумма налога будет определена только по итогам декларационной кампании. До 30 апреля 2019 года должна быть сдана декларация, потому что сделка была совершена в этом году, а до 15 июля 2019 года налог должен быть уплачен. — То есть пока это такой многомиллиардный бонус, который может пополнить доходы бюджета? — Однозначно. Эти средства мы не станем направлять на текущие расходы. Я считаю, что справедливо будет их направить на развитие. И прежде всего на развитие Краснодарской агломерации. Я общался с Сергеем Николаевичем (Галицким — прим. ТАСС), он тоже "за". Галицкий всегда поддерживал и поддерживает проекты развития города Краснодара в части благоустройства, развития дорожной и социальной инфраструктуры. — В этом году в крае стартовал эксперимент по курортному сбору. Удалось ли отработать механизм взимания? Все с пониманием отнеслись к этому сбору? — Я думаю, что для отдыхающих не стало проблемой уплата всего 10 рублей в сутки. С точки зрения администрирования каких-то особых трудностей тоже нет. Теперь нужно эффективно использовать в интересах отрасли и курортных территорий. Эти исключительно целевые средства, направляться они будут в виде субсидий в те муниципальные образования, которые участвуют в проекте. На сегодняшний день в бюджет поступило более 100 млн рублей курортного сбора. На следующий год планируем 150 млн рублей. — На Кубани нередко происходят крупные ЧС, последний пример — Туапсинский и Апшеронский районы, Сочи. Губернатор поручил вам зарезервировать 1 млрд рублей на выплаты. У бюджета есть такой резерв? Откуда он? И как идут выплаты пострадавшим? — "Подушка безопасности" из перевыполнения плана по доходам дает нам возможность оперативно реагировать на вызовы, которые преподносит в том числе природа. Часть средств была в резервном фонде — обычно мы резервируем 200–300 млн рублей на подобные цели. Часть пришлось перераспределить. Ущерб от стихии в настоящее время оценивается в сумму около 3,5 млрд рублей. Отмечу, что мы не стали ждать федеральной помощи и уже на третий день организовали выплаты пострадавшим за счет краевого бюджета. Сейчас практически все пострадавшие уже получили материальную помощь. Всего на эти цели выплачено почти 600 млн рублей. — Планирует ли регион вводить новые инструменты поддержки инвестпроектов и бизнеса? Насколько оправдали себя действующие инструменты? — Мы стремимся внедрять новые инструменты стимулирования экономического роста и государственной поддержки отраслей реального сектора экономики. В этом году запустили краевой Фонд развития промышленности с капитализацией в 500 млн рублей. Он предоставляет льготные заемные средства и уже продемонстрировал свою востребованность. Поэтому губернатором поставлена задача в следующем году увеличить капитализацию уже до 1 млрд рублей. Также мы рассматриваем возможность взаимодействия Фонда развития промышленности с банками для предоставления бизнесу синдицированных кредитов. Это и объемы финансирования увеличит, и процентные ставки снизит. Кроме того, губернатор дал поручение создать инвестиционный фонд в структуре бюджета 2019 года, средства которого будут направляться на расширение практики ГЧП. Беседовал Сергей Леваненков

Замгубернатора Кубани: регион станет главными воротами для экспорта России
© ТАСС