Кандидат в банкроты века. С какими проблемами столкнется гигантский комбинат в Туле

Осторожно! Рынок замерзает Еще до наступления 2019 года все кому не лень пророчили большие трудности российской черной металлургии. По существующим оценкам, в минувшем году действующие металлургические заводы выплавили чуть более 70 млн тонн стали и произвели порядка 63 млн тонн стального проката, в текущем же эти показатели могут оказаться гораздо скромнее. Причины кроются в проблемах, с которыми столкнулась экономика. Одна за другой теряют доходность и банкротятся строительные организации, падают заказы в машиностроении, растет налоговая нагрузка, ставки по кредитам коммерческих банков чрезмерно высоки, и чуть что – они требуют их быстрого погашения, усиливается административное давление, скачет рубль. Металлургам нужны заказы. Их могут предоставить масштабные инфраструктурные проекты. Но прокладка газопроводов «Сила Сибири» и «Северный поток – 2» скоро завершится, и никакие санкции из США не в силах ее остановить (сколько бы угроз ни доносилось из администрации президента Дональда Трампа). Автомобильная часть Крымского моста построена, железнодорожную сдадут в эксплуатацию совсем скоро, спортивные объекты к зимней Универсиаде подготовлены. На фоне ослабления внутреннего потребления отечественные металлургические компании вынуждены прикладывать максимум усилий для увеличения продаж за пределами России, проламывая в буквальном смысле установленные перед ними торговые барьеры и отбиваясь от антидемпинговых пошлин. Фактически же сегодня на российском рынке наблюдается хрупкое равновесие между основными игроками – «Северсталью», ОМК, «Металлоинвестом», «Евразом», «Группой НЛМК» и другими. Не дай бог его кто-то нарушит – развернется ожесточенная борьба за клиентов, которая чревата падением цен. Снижать их сколь угодно долго никто из производителей не сможет, у каждого из них имеется своя точка безубыточности – ниже ее прайс-лист не опустишь. Шахматная доска внутреннего рынка Равновесие неминуемо будет нарушено: в настоящее время на комбинате «Тулачермет-Сталь» ведутся пусконаладочные работы (подобный вывод нетрудно сделать, анализируя информацию на сайте правительства Тульской области), и похоже, что они касаются и кислородно-конвертерного и прокатного цехов. Соответственно можно ожидать ввода в эксплуатацию «Тулачермет-Стали» уже в нынешнем году. И тогда рынок затрясет (он и сейчас-то замер в ожидании ухудшения конъюнктуры на фоне поступающих негативных новостей о состоянии мировой и российской экономики), точнее, сегмент сортового проката – тех самых привычных нашему взору стальной арматуры, уголков, двухтавровых балок и железнодорожных рельсов. Дело в том, что «Тулачермет-Сталь» не просто располагается в Европейской части России, она еще и находится в крупнейшем центре потребления сортового проката. Здесь ее конкурентами выступают завод «НЛМК-Калуга» (входит в «Группу НЛМК»), Череповецкий металлургический комбинат и «Северсталь – Сортовой завод «Балаково» (активы компании «Северстали»), Литейно-прокатный завод и Тульский металлопрокатный завод. Наиболее опасными конкурентами «Тулачермет-Стали» могут рассматривать «НЛМК-Калуга» и «Северсталь – Сортовой завод «Балаково» – они оба обладают современными металлургическими мощностями, обеспечены дешевым сырьем (ломом) и обладают выгодной логистикой с точки зрения поставок. Зато Литейно-прокатный завод и Тульский металлопрокатный завод особой роли на рынке не играют вследствие малых мощностей. В золотой середине оказывается Череповецкий металлургический комбинат – он хоть и расположен, так сказать, на отшибе, тем не менее занимает далеко не последнее место в поставках сортового проката отечественным клиентам. Добавим к ним «Мечел» и «Евраз», и против «Тулачермет-Стали» встает целая армия противников с безупречно работающими сбытовыми службами, отлично знающими рынок и могущими легко договориться с самыми требовательными потребителями. Прогноз – неблагоприятный, рейтинг – негативный Масла в огонь подольют существующие в строительном комплексе России проблемы, множащиеся подобно снежному кому: повышение ставки НДС на 2 %, тарифов на грузовые перевозки автомобильным и железнодорожным транспортом, на энергоресурсы автоматически влечет за собой подорожание строительных материалов. В сочетании с введением эскроу-счетов (по ним дольщик должен заплатить за объект недвижимости на три года вперед), нежеланием банков давать кредиты девелоперам и ухудшающимся материальным положением населения они приведут к серьезному спаду строительных работ, способному затронуть даже благополучную Москву и Подмосковье. В итоге застройщики будут вынуждены резать издержки, экономя практически на всех строительных материалах, и сортовой прокат исключением не будет. «Тулачермет-Сталь», даже раскочегарив на полную катушку кислородный конвертер и прокатный стан, не сможет в 2019 году произвести свыше 200–300 тыс. тонн сортового проката при проектной мощности 1,5–1,8 млн тонн. И она, точнее владеющий ею Промышленно-металлургический холдинг (ПМХ), не сможет долго удерживать цены ниже, чем «НЛМК-Калуга», Череповецкий металлургический комбинат и «Северсталь – Сортовой завод «Балаково», – надо окупать инвестиции, платить зарплату рабочим, инженерам и дорогостоящим топ-менеджерам, проценты по кредитам. Кстати, общий долг ПМХ достиг астрономической суммы по нынешним временам – 65,850 млрд рублей на конец июня 2018 года! Видимо, неслучайно под занавес прошлого года ПМХ организовал поездку в Тулу для представителей Сбербанка, «Газпромбанка», Credit Suisse, «Евразийского банка развития», ING (о чем скромно упоминалось в корпоративной газете «Тулачермета» – еще одного актива ПМХ) – то есть представителей банков либо компаний, которые предоставляли кредиты ПМХ и его предприятиям или связаны с ним еще какими-либо деловыми отношениями – коммуникации следует укреплять. И почти одновременно ключевой актив ПМХ – завод «Кокс» – стал изучать перспективы дополнительной эмиссии акций для уменьшения долговой нагрузки (цитируется «Коммерсантъ»). Возможно, банки уже не могут давать кредиты ПМХ, находящемуся в долгах как в шелках. Очень может быть, что 2019 год окажется последним в судьбе многострадального проекта «Тулачермет-Стали»: если ситуация на рынке будет усугубляться, а решить финансовые проблемы не удастся, то до банкротства – рукой подать. И это будет настоящее банкротство века! Пресс-служба ПМХ на запрос «ФедералПресс», направленный еще 26 декабря 2018 года, никаких комментариев не предоставила. Фото: pixabay.com

Кандидат в банкроты века. С какими проблемами столкнется гигантский комбинат в Туле
© РИА "ФедералПресс"