Национальные проекты: на что потратят 28 триллионов рублей

28 триллионов рублей в течение ближайших шести лет, в том числе 5,7 триллиона бюджетных рублей в первые три года, — таковы суммы, которое государство планирует направить на реализацию 12 национальных проектов, цель которых — обеспечить экономический рывок России в первую пятёрку наиболее развитых стран мира. Как достичь этого и насколько реальны цели, сформулированные в майском указе 2018 года президента Владимира Путина? Об этом размышляли эксперты в пресс-центре «Парламентской газеты». Обеспеченные граждане — мощная страна Главная особенность нацпроектов, по мнению Дмитрия Юркова, члена Комитета Госдумы по бюджету и налогам, в том, что большая их часть направлена на повышение уровня потребления и улучшение в целом социальных условий наших сограждан. В отдельные госпрограммы в рамках стратегического проекта «Здравоохранение» выделены направления по борьбе с онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями, оказание высокотехнологичной медицинской помощи. Депутат особо выделил планы возродить систему медицинского обслуживания на селе, а также в отдалённых и труднодоступных районах, фактически полностью разваленную в 90-х годах. Значительные инвестиции выделены на сооружение фельдшерско-акушерских пунктов, на создание сети мобильных лабораторий для отдалённых населённых пунктов. Это полностью соответствует концепции «благополучные граждане — мощная страна», беспрецедентной в российской истории. С таким мнением согласна и Юлия Крохина, доктор юридических наук, заведующая кафедрой правовых дисциплин МГУ имени М.В. Ломоносова. Однако, по её мнению, реализуя комплекс национальных проектов, необходимо учитывать особенности российских регионов в рамках так называемой «асимметричной федерации». Конкретный пример: согласно жилищной стратегии, намечено ежегодно строить по 120 миллионов квадратных метров жилья в целом по стране к 2024 году. Но в Татарстане, в частности, уровень обеспеченности жильём — один из самых высоких в России, там нет острой необходимости форсировать жилищное строительство, поэтому целесообразнее направить инвестиции на другие цели — здравоохранение или культуру. Подобные особенности регионального развития не всегда учитывают, планируя расходные статьи в федеральном Центре. А повлиять на возможные не до конца продуманные решения исполнительной власти законодатели не могут: парламентский контроль над расходами бюджета в 2019 году ограничен, Правительство вольно распоряжаться средствами в рамках 12 национальных проектов, по своему усмотрению изменяя сводную бюджетную роспись. С такой постановкой вопроса, как ни парадоксально, не согласен Михаил Хазин, видный российский экономист и публицист, известный своими острокритическими выступлениями в адрес исполнительной власти. Эксперт считает, что свобода в тратах бюджетных средств даст возможность быстро и без длительных бюрократических согласований формировать планы исходя из конкретных экономико-политических обстоятельств. От рынка — к плану Одновременно новый управленческий орган — президентский Совет по стратегическому развитию и национальным проектам, по мнению экономиста, будет нарабатывать опыт планирования на длительный период, без которого невозможно осуществить комплексную программу развития экономики. Михаил Хазин подчеркнул, что громадные финансовые ресурсы, которые направлены на национальные проекты, — безусловное благо для экономики: эти средства компенсируют последствия денежно-кредитной политики, смысл которой — через сжатие и ограничение денежной массы блокировать источники внутреннего развития. В целом, по мнению Хазина, можно констатировать, что жёсткая монетаристская концепция, которая определяла деятельность экономического блока Правительства в течение почти 30 лет, подвергается ощутимой корректировке. Денежные потоки, инвестируемые в национальные проекты, и соответственно, в реальный сектор экономики, минуют и Минфин, и Центробанк России. Это может стать гарантией того, что новые национальные проекты не повторят участь государственных программ, сформированных во исполнение майского 2012 года указа Президента России. Но не менее важен и другой аспект — обеспечить целевое и честное использование триллионов бюджетных рублей, как этого потребовал Президент России на последнем заседании президиума Совета по стратегическим инвестициям и национальным проектам в конце декабря прошлого года. Дмитрий Юрков уверен, что масштаб поставленных задач неизбежно сформирует и новую управленческую систему на основе информационных технологий, включая подразделения стратегического планирования и контроля за эффективностью расходов. Это тем более важно, что уже сейчас есть расчёты экономистов, свидетельствующие, как предполагает Юлия Крохина, что рост цен на нефть, налоговые изменения и другие инфляционные факторы могут вывести за плановые рамки стоимость тех или иных госпрограмм, в первую очередь инфраструктурных. При всей разнице и критичности в оценках и суждениях эксперты были едины в том, что пакет национальных проектов — единственно возможный путь укрепить экономический суверенитет страны и залог успеха России в нарастающем противостоянии с геополитическими конкурентами.

Национальные проекты: на что потратят 28 триллионов рублей
© Парламентская газета