До $120 млрд: основатель Uber-экономики собрался на IPO

У основного бизнеса Uber и Lyft нет проблем с генерацией кэша, поэтому стоят они дорого: оценка Uber по итогам IPO может достигнуть $120 млрд, а Lyft — около $20-30 млрд. Есть основания полагать, что по крайней мере выход Uber будет не только важным, но и привлекательным, так как на pre-IPO она будет оценена не дороже $90 млрд. Негативно на цене компаний может сказаться почти одновременное размещение: по текущим планам они проведут IPO с разницей в неделю. Кроме того, компании тратят много денег на маркетинговые войны. Всё больше инвесторов задаются вопросом, пойдут ли их вложения на развитие технологий, или тоже погибнут в огне ценовых войн? Если стартапам не удастся показать, что они смогут эффективно использовать новые инвестиции, то Uber вряд ли продаст себя значительно дороже $72 млрд (столько он стоил в последнем раунде финансирования). Lyft вряд ли сумеет договориться с фондами об оценке сильно выше $15,1 млрд. Как ни странно, в этом случае их инвестиционная привлекательность повысится, так как розничные инвесторы, не имеющие прямого доступа к pre-IPO сервисов такси, готовились к более высоким оценкам Uber и Lyft, которые приведены выше, а теперь смогут купить их дешевле. Технологические кульбиты Uber задумывался как аренда лимузинов, Lyft вырос из карпулинга Zimride (сервис подбирает попутчиков). Теперь обе компании проповедуют идею о том, что главное в самом обычном такси — это удобство и контроль. При этом оба стартапа в тренингах делают ставку на переход на современные технологии. Патентный портфель Uber и Lyft нацелен на применение беспилотных машин и встраивание сервисов вызова такси в государственные системы наблюдения за дорожным движением. Uber дороже не только из-за большего числа поездок, но и из-за более обширного патентного портфеля, который включает набор лазеров и сенсоров для самоуправляемых такси, технологии, нацеленные на сокращение времени передвижения такси по пробкам и снижение количества происшествий за счет обнаружения и предупреждения пешеходов и пассажиров о предстоящем маневре. Предусмотрен обмен информацией о дорожной ситуацией между автономными машинами для их упреждающей реакции на дорожную обстановку. Из казавшихся очевидными технологий Uber запатентовал выбор машины по заказу, методику распознавания входа по снимку улицы и даже взаимосвязь между данными о геолокации водителя, его аватаром и картами местности. У Uberа в собственности обычная методика определения и изменения стоимости поездки, схема определения наличия парковки и система оповещений о местонахождении ближайших машин такси. У Lyft есть патенты на оповещение такси на автопилоте о присутствии друг друга поблизости, автоматическое распознавание забытых вещей, прогнозирование появления потребности в такси в том или ином квадрате карты, а также патент на оптимальное планирование маршрута совместной поездки нескольких независимых пассажиров (карпулинг). Финансовая дисциплина Стоимость Uber и Lyft оправдывается не только технологиями, но и тем, что нам известно о финансовых показателях этих компаний. У Lyft продолжался трехзначный рост продаж. По данным издания из Кремниевой долины The Information, выручка этого стартапа в первом полугодии 2018 года выросла на +121% до $909 млн по сравнению с $483 млн в том же периоде годом ранее и со $150 млн за первые 6 месяцев позапрошлого финансового года. При этом Lyft хвастается тем, что в 2017 году его выручка превысила $1 млрд (по американским стандартам бухучета GAAP). Что касается Uberа, то рост выручки замедлился в 3-м квартале 2018 года до показателя +38% по отношению к аналогичному показателю предыдущего года. Суммарно за 2-й и 3-й кварталы 2018 года она составила $5,65 млрд при убытке $1,62 млрд. Оба стартапа имеют ресурсы для того, чтобы быть прибыльными. По данным источников The Information, основной бизнес Uber по перевозке пассажиров близок к выходу на безубыточность. Lyft также близок к выходу на операционную прибыль: по мнению Business Insider, в частности, этот стартап значительно улучшил контроль расходов. Потенциальное исчерпание возможностей для увеличения клиентской базы заставляет строже следить за расходами и меньше участвовать в бесконечных маркетинговых войнах, что поможет четче управлять распределением миллиардных инвестиций. В пользу этой версии свидетельствует начавшийся поиск стратегических альтернатив. Несмотря на улучшение финансового самоконтроля, по сведениям Business Insider, дела у Lyft не так хороши, как кажется. Эта компания вела переговоры о продаже General Motors и шести другим фирмам, включая Amazon, Uber и Google, но не нашла покупателя. Uber же пока не до покупки конкурента, потому что его упрекают в сжигании миллиардов долларов, поступающих в том числе от основного бизнеса по вызову такси. К сентябрю 2018 года Lyft вышел на 1 млрд поездок. Ему понадобилось на это 6 лет, Uber прошел эту ключевую точку примерно за такой же срок, но так как раньше начал работу, то к июлю 2018 году провел уже 10 млрд поездок. Перед IPO обоим стартапам важно показать, что стоимость онлайн-сервисов такси увеличивается с каждой поездкой и с каждым гигабайтом данных о перевозке пассажиров, которыми они обмениваются с поисковиками и с проектами министерства транспорта США по управлению пробками. Дорогая уникальность Технологии и бизнес-модели обеих компаний близки, и отличаются только в том, как они себя преподносят. Технологии могут быть одинаковыми, но продукты разные. Uber кажется более технологичным, но скорее это часть бренда. Для водителей и пассажиров компании пока почти ничем не отличаются: пассажиры платят примерно одинаково и поминутно, и за километраж; водители выполняют роль независимых подрядчиков, а не работников по найму, и часто одни и те же работают на обе компании, причём и в США, и в других странах, так как это выгодно. Компаниям предстоит показать, чем они могут отличаться друг от друга. Клиентская база обоих сервисов имеет свои естественные ограничения, а обеспечить существенный переток клиентов от конкурента они не в состоянии в силу вышеуказанной близости технологий. Возможно, эта пара защищена от выхода на IPO новых глобальных конкурентов (если не брать в расчет локальных игроков) — их биржа может просто не переварить. Но в будущем обеспечить рост капитализации Uber и Lyft могут только за счет внушительного роста выручки, выхода на прибыль или уже коренного изменения бизнеса, например, при широкомасштабном внедрении автопилотируемых такси. Читайте также Прокатиться на $300 млрд: история рынка агрегаторов такси