Дубровский тестирует Елистратова на 6,5 миллиарда

Челябинские власти намерены вложить порядка 6,5 млрд рублей в обновление городского транспорта региональной столицы, а закупки новых автобусов начнутся уже в этом году. Планируют привлечь средства как федерального и регионального бюджетов, так и концессионера, который уже определен, однако его имя пока чиновники не разглашают. Участники рынка упоминают, что интерес к городскому транспорту Челябинска ранее уже проявили две структуры – активы Сбербанка и ВТБ. А пока правительство ведет переговоры с потенциальными поставщиками техники, которые смогут закрыть потребность города в нескольких сотнях новых автобусов, работающих исключительно на сжиженном природном газе (СПГ), инфраструктура для них будет создана совместно с ГК «Ростех». На этом фоне также прорабатывают вопрос о строительстве совместного производства в Миассе в случае исключения возможных геополитических рисков. При этом с учетом политической обстановки в Челябинске реализация масштабного проекта станет проверкой для нынешнего и.о. главы Владимира Елистратова, который и должен реализовать проект новой маршрутной сети. Предшественники чиновника муниципальный транспорт только хоронили. Обновление общественного транспорта в Челябинске начнется уже в этом году. По информации источников в правительстве региона, уже в июле 2019 года объявят конкурсные процедуры по приобретению новых автобусов. К этому же времени в Челябинске должна быть разработана и утверждена новая маршрутная сеть общественного транспорта – эту задачу губернатор области Борис Дубровский уже поставил и.о. главы города Владимиру Елистратову, отмечает собеседник издания в правительстве. Полностью реализовать проект новой транспортной схемы и перевод городских автобусов на СПГ городские власти должны к 2020 году, когда в городе пройдут саммиты ШОС и БРИКС. Всего на торгах планируется приобрести 302 автобуса большой вместимости, 191 автобус средней вместимости и 370 автобусов малой вместимости. По самым скромным оценкам, затраты на закупку транспорта составят порядка 6,5 млрд рублей, а финансирование планируется из трех источников. Прежде всего, в регионе ждут федеральную субсидию под саммиты ШОС и БРИКС, однако вопрос еще требует проработки с федеральным Минпромторгом. По словам собеседника издания, близкого к экономическому блоку правительства области, у губернатора Бориса Дубровского появится возможность обсудить вопрос выделения средств с министром промышленности и торговли Денисом Мантуровым в середине февраля во время экономического форума в Сочи. Помимо федеральных субсидий, ссылаясь на источник в правительстве, на закупку транспорта для Челябинска будут выделены деньги из областного бюджета, а также средства, привлеченные по концессии. Собеседники в экономическом блоке отмечают, что потенциальный концессионер уже есть. Напомним, ранее «Правда УрФО» со ссылкой на источники на рынке сообщала об интересе к проекту концессии со стороны структур, подконтрольных Сбербанку и ВТБ. По словам участников рынка перевозок, эта информация по-прежнему актуальна, причем концессионерами готовы выступить сразу обе структуры. Ранее «Правда УрФО» также подробно рассказывала о современном состоянии общественного транспорта в городе, который фактически пришел в полный упадок. В частности, и.о. главы города Владимир Елистратов получил иск о привлечении администрации города к субсидиарной ответственности по долгам МУП «Челябинский городской электрический транспорт» и МУП «Челябинский автобусный транспорт» на общую сумму 1,8 млрд рублей. Суд установил связь между многомиллионной задолженностью МУПов и действиями чиновников мэрии. По информации арбитражного суда, сотрудники администрации принимали решения о покупке и приобретению в лизинг автобусов, в результате которых МУП «ЧАТ» получал убыток в 210 млн рублей. Помимо этого, шло многолетнее недофинансирование предприятия со стороны муниципалитета в части компенсации межтарифной разницы, а также предоставления субсидий не в полном объеме. Признаки банкротства МУП «ЧАТ», как отмечают эксперты, возникли еще в 2011 году. При этом обновление городского транспорта и миллиардные инвестиции со стороны частных инвесторов, а также федерации будут возможны лишь в результате организации новой маршрутной сети Челябинска, проект которой должен быть утвержден к лету 2019 года. Политологи оценивают транспортную реформу как ключевую для потенциально нового главы Челябинска Владимира Елистратова. «Перевод транспорта на СПГ, а также изменение маршрутной сети – к этим проектам челябинские власти подбираются давно. Этот процесс будет реализован в самое ближайшее время, и он станет своего рода испытанием для Елистратова. Реализация новой маршрутной сети – это ключевое поручение Дубровского и своеобразный тест для и.о. главы», – отмечает политолог Александр Мельников. Получить комментарий руководства управления транспорта администрации Челябинска о степени проработки новой маршрутной сети и ее готовности к реализации на момент публикации материала не удалось. В пресс-службе администрации Челябинска рекомендовали обратиться за разъяснениями в региональное Минэкономики, подчеркнув, что «официальных релизов по этому вопросу пресс-служба области не давала». На этот же проект завязана реализация соглашений областного правительства и ПАО «НОВАТЭК». Напомним, еще в августе губернатору удалось договориться о крупных инвестициях в строительство инфраструктуры СПГ в регионе с главой корпорации Леонидом Михельсоном. В связи с этим общественный транспорт будет также переведен на СПГ. В то же время у ряда игроков рынка есть сомнения, и они предлагают пересмотреть возможность использования малых автобусов на компримированном газе. Однако эксперты подчеркивают, что за сомнениями производителей и транспортников стоит, прежде всего, нежелание инвестировать в обновление инфраструктуры. Более того, такой компромисс поставит под вопрос возможность привлечения инвестиций «НОВАТЭК». «Это очень серьезный проект, к которому область шла очень долго, а СПГ – это основа всех договоренностей Дубровского и Михельсона. Такое стратегическое партнерство подразумевает создание инфраструктуры в регионе, это колоссальные прямые инвестиции в Челябинскую область. Однако если делить транспорт на СПГ и компримированный газ, это ударит по всему проекту – для «НОВАТЭКа» это может быть экономически невыгодно. Позиция региональных властей – придерживаться базовых договоренностей с инвестором», – добавляет Александр Мельников. По информации Министерства экономического развития, в 2019 году на федеральном уровне также планируется утвердить программу развития рынка газомоторного топлива. Субъектам будут выделять субсидии на софинансирование мероприятий для развития газозаправочной инфраструктуры. «На территории области уже имеется передвижная заправочная станция на СПГ. Кроме того, у нас есть конкретные договоренности с ООО «НОВАТЭК-АЗК», которое в конце 2019 года – начале 2020 сможет построить в Челябинске заправочную станцию с проходимостью 800 автобусов в сутки. В дальнейшем предполагается строительство завода по сжижению газа в Магнитогорске. Так что есть все предпосылки к тому, что Челябинская область станет «пилотным» регионом в этом проекте. Сейчас на повестке – выбор компании-производителя, которая сможет обеспечить насущные потребности региона в автобусах на СПГ и имеет возможности для дальнейшего сотрудничества», – пояснил министр экономического развития Челябинской области Сергей Смольников. Согласно требованиям региона к производителю, кроме соблюдения технических характеристик и возможности интегрирования в машины «умной начинки», поставщик должен быть готов в сжатые сроки поставить в регион минимальный объем техники на СПГ – 300 единиц разного класса, а впоследствии – увеличить объемы поставок. В то же время, по оценкам участников рынка, предоставить в короткие сроки более 800 единиц транспорта, работающего на СПГ, одному поставщику будет затруднительно, в связи с чем в правительстве региона рассматривают возможность привлечения нескольких игроков, причем каждый из них должен предоставить свои автобусы для тестовой эксплуатации в климатических условиях Челябинска минимум на месяц. Помимо этого, от претендентов ожидают возможности дальнейшей локализации сборки на территории Челябинской области с максимальным использованием комплектующих регионального производства. Такой вариант, по словам собеседника «Правды УрФО» в министерстве, уже подтвержден заводом МАЗ (Минск, Белоруссия), руководство которого посетило Челябинскую область на прошлой неделе. МАЗ готов организовать сборочное производство в Миассе с уровнем локализации до 10% и создать при этом более 80 новых рабочих мест – проект может быть реализован совместно с экс-директором «УралАЗа», собственником компании «Уралпромтехника» Виктором Корманом. Однако компания не производит автобусы малой вместимости, помимо этого, ряд экспертов указывают на геополитические риски взаимодействия с белорусским производителем. В то же время участники рынка отмечают, что напряженные отношения, сложившиеся на дипломатическом уровне между двумя странами, не отражают то, что происходит в реальном секторе экономики, в связи с чем у совместных бизнес-проектов двух стран риски минимальны. Помимо этого, среди вероятных поставщиков транспорта рассматриваются еще три компании: ООО «РМЗ «РариТЭК» (Набережные Челны, Татарстан), «Группа ГАЗ» и «НефАЗ» (Нефтекамск, Башкортостан, входит в группу «КамАЗ»). По словам собеседника в министерстве, «РариТЭК» готова использовать в производстве автобусов материалы и комплектующие, произведенные предприятиями Челябинской области, однако отказывается от локализации производства. «Группа ГАЗ» готова выполнять заказ в кооперации с автомобильным заводом «Урал» (Миасс), который недавно был вычленен из «Группы ГАЗ». Помимо этого, предприятие на высоком уровне взаимодействует с федеральными органами власти и в 2018 году получило субсидии более чем на 600 млн рублей. Также в правительстве отмечают лоббистские возможности структуры КамАЗа, который через посредничество ГК «Ростех» может помочь в предоставлении федеральной поддержки, однако, в то же время, КамАЗ является прямым конкурентом миасского «УралАЗа». Как бы то ни было, сегодня и в региональном правительстве, и политологи говорят, что транспортную реновацию уже не остановить, в процесс вовлечены крупнейшие корпорации, а социально-экономическое воздействие проекта Челябинская область ощутит на себе в краткосрочной перспективе.