Ещё
Банки захотели получать от россиян декларации о доходах
Банки захотели получать от россиян декларации о доходах
Компании
Путин призвал сохранить баланс на энергорынках
Путин призвал сохранить баланс на энергорынках
Рынки
Россия заявила о готовности снизить Украине цену на газ
Россия заявила о готовности снизить Украине цену на газ
Экономика
Медведев запретил посуточную аренду квартир
Медведев запретил посуточную аренду квартир
Недвижимость

Борьба с контрафактом или игра в монополию: почему производителей лишают права именовать воду «Ессентуками»? 

Борьба с контрафактом или игра в монополию: почему производителей лишают права именовать воду «Ессентуками»?
Фото: Daily Storm
лишил 19 компаний права использовать название «Ессентуки» для своей продукции. Об этом сообщил заявитель жалобы — производитель АО «Кавминкурортресурсы», контрольный пакет акций которого принадлежит , то есть государству. Прекратить деятельность недобросовестных производителей под известным брендом требовала глава . Заявитель утверждает, что лишенные патента компании недобросовестно именовали свою продукцию «Ессентуками», хотя доступа к минеральной воде Ессентукского месторождения у них не было. Ставропольские СМИ называют происходящее попыткой руководства «Кавминкурортресурсов» выдавить конкурентов и монополизировать водный рынок на Кавказе. Daily Stom выяснил, кто занимается розливом воды с наименованием «Ессентуки» и действительно ли среди этой продукции много контрафакта.
АО «Кавминкурортресурсы» — это крупнейший недропользователь Кавказских Минеральных Вод (в 2017 году выручка достигла 428 миллионов рублей). В распоряжении корпорации есть пять месторождений минеральных вод, в том числе Ессентукское, где разливают воду «Ессентуки №4» и «Ессентуки №17».
Лицензия на пользование скважинами этого месторождения, по данным СМИ, есть только у трех компаний. Это вышеупомянутое частно-государственное АО «Кавминкурортресурсы», ООО «Холод-Розлив», доля в котором принадлежит Шашкину Никите Артемовичу — зятю бывшего вице-премьера , и ООО «Ессентукский завод минеральных вод на КМВ», которое долгое время принадлежало американскому холдингу PepsiCo. Но в прошлом году завод перешел к ООО «Аква-инвест». Эта же фирма владела ООО «Холод-Розлив».
В разное время владельцы скважины продавали другим компаниям доступ к Ессентукскому месторождению. Так, например, было с крупным производителем, ООО «Аква-Вайт», который теперь попал в список «лишенцев» патента на именование воды «Ессентуками». «Аква-Вайт» заключал договоры поставки воды c держателями скважины. Сроки по соглашениям, которых было два, истекли в июле 2016 года и в декабре 2017 года. На новое соглашение производители не пошли — хозяева скважин, как утверждают СМИ, подняли цену на воду на 400%. Видимо, другие игроки также не стали сотрудничать с монополистами на новых условиях.
Договоры прекратили свое действие, но компании, утратив доступ к минеральной воде Ессентукского месторождения, сохранили патенты и продолжили выпускать продукцию под брендом «Ессентуки», утверждают заявители жалобы. По их данным, так поступили 19 компаний.
По оценкам заявителей жалобы, в 2017 году на рынок было поставлено от 155 до 230 миллионов литров воды с наименованием «Ессентуки», хотя производители, допущенные к одноименным месторождениям, произвели всего 104 миллиона литров.
Владельцы скважин в Ессентуках обратились в суд и потребовали запретить контрафактную продукцию. Они рассказали о своей проблеме на заседании в Совете Федерации. Председатель Совфеда Валентина Матвиенко встала на сторону держателей скважины, призвав лишить компании, не работающие с ессентукскими месторождениями, патента на одноименную воду.
«Ну, наводите порядок! Сколько людей можно обманывать и поить водой из-под крана под красивыми названиями минеральных источников!» — восклицала Матвиенко.
Мы стали проверять торговые марки, под которыми работали лишенные патента компании. Взялись за самую крупную — ООО «Аква-Вайт». Среди логотипов продукции предприятия действительно фигурировало название «Ессентуки». К примеру, с 2011 года компания торговала водой «Ессентуки № 1», c 2012 года — лечебно-столовой «Ессентуки № 4» и «Ессентукская горная». Через два года фирма зарегистрировала марку «Ессентуки № 2» и «Ессентуки № 17».
Впрочем, на действующем сайте компании в разделе продукции воды с такими марками найти нам не удалось. Сейчас «Аква-Вайт» продвигает другие бренды, например, «Аллея источников №4» и «Аллея источников №17», с указанием на этикетке крупными буквами места производства — города Ессентуки. Именно этот факт стал причиной нынешнего спора с АО «Кавминкурортресурсы».
«Кавминкурортресурсы» вместе со своим партнером «Холод-розлив» подали в суд на «Аква-Вайт», потребовав признать контрафактной продукцию под маркой «Аллея источников №4». По мнению владельцев месторождения, обозначение «Ессентуки» сходно до степени смешения с наименованием их товара «Ессентуки №4», что вводит в заблуждение потребителя.
ООО «Аква-Вайт» парировало, что хотя добычу воды теперь ведут на другом месторождении, производство по-прежнему находится в городе Ессентуки. Суд не принял во внимание этот аргумент и встал на сторону заявителей. «Аллею источников №4» признали контрафактом.
Однако назвать продукцию ООО «Аква-Вайт» контрафактом сложно. Ту же «Аллею Источников №4» награждали «Золотой звездой» за лучший инновационный продукт на крупной российской выставке «Продэкспо 2018» в Москве. Другой продукт компании, питьевая вода «Бештау», завоевал золотую медаль на выставке Gulfood-2018 в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ). Если называть продукцию «Аква-Вайт» контрафактной, придется признать, что один из самых крупных игроков водного рынка Кавказа снабжал россиян некачественной продукцией последние несколько лет. Да еще и отправлял этот товар на экспорт. К слову, «Аква-Вайт», судя по финансовым показателям, даже более крупный игрок, чем ессентукский монополист «Кавминкурортресурсы» — выручка компании в 2017 году достигла миллиарда рублей в сравнении с 430 миллионами у «Кавминкурортресурсов».
Делать окончательный вывод о том, что происходит на рынке минеральной воды Кавказа, преждевременно. «Кавминкурортресурсы» и их партнеры говорят о борьбе с контрафактной продукцией и недобросовестными производителями. Стоит ли им верить или под ширмой войны с подделкой идет передел рынка? Мы рассказали только об одном производителе, лишенном патента. В этой истории фигурируют десятки компаний. Но даже этого достаточно, чтобы понять, что на самом деле ситуация выглядит сложнее, чем пытаются ее представить «борцы» с контрафактом.
Справка
В общей сложности патента на именование воды «Ессентуками», как утверждают в «Кавминкурортресурсах», были лишены 19 компаний. Заявители назвали половину компаний из этого списка. Среди них ЗАО «Водная компания „Старый источник“, ООО „Объединенная водная компания“, ООО „Ессентукские Минеральные Воды +“, ООО „Элита-Минерал Групп“, ООО „Ессентукский Пивзавод“, ООО „Аква-Премиум“, ООО „Источники Кавказа“, ЗАО „Висма“ и ООО „Торговый Дом „Кавминпрод“.
Видео дня. Как мошенники воруют деньги с банковских карт
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео