Замглавы Минэкономразвития: мы должны навести порядок в управлении имуществом

Как изменения в законодательстве об управлении госимуществом увеличат доходы от его использования, что произойдет с унитарными предприятиями в ближайшие четыре года, на каком этапе находится новый план приватизации в интервью ТАСС в кулуарах Российского инвестиционного форума в Сочи рассказала заместитель министра экономического развития Оксана Тарасенко. — Вы недавно были назначены на должность замминистра, курирующего Росимущество. Планируется ли как-то реформировать деятельность ведомства? — Я в Минэкономразвития человек не новый — работала главой департамента, поэтому уже давно занимаюсь темой имущества. Перед нами ставят задачи повышения доходности от использования имущества Российской Федерации. Мы совместно с Росимуществом должны навести порядок, должны разработать модель по эффективному управлению, акцентировать внимание на повышении доходности и на сокращении земельных участков, которые не вовлечены в хозяйственный оборот. Это потребует прежде всего инвентаризации. Мы должны максимально оформить право собственности Российской Федерации. В части юридической поддержки министерство совместно с Росимуществом будет разрабатывать федеральный закон об управлении государственным и муниципальным имуществом. А также мы будем корректировать государственную программу об управлении муниципальным имуществом. Мы считаем, что необходимо изменить цели, потому что сейчас появились новые задачи. — Вы сказали о новом законе по управлению имуществом. Какие недостатки вы видите в действующем законодательстве? — Это амбициозная задача поставлена перед нами правительством. Новый закон должен всесторонне описывать управление государственным и муниципальным имуществом. Мы будем максимально распространять лучшие практики на субьектовый и на муниципальный уровень. Также будем смотреть, где у нас пробелы в законодательстве, в том числе с учетом критики Счетной палаты. — Сейчас управление муниципальным имуществом происходит без законодательной базы? — Законодательная база есть. Однако, на наш взгляд, необходимо обратить внимание на унификацию принципов, может быть, даже что-то будем дорабатывать на федеральном уровне. Будем вести эту работу совместно с экспертами, не будем торопиться, постараемся разработать качественный проект. — Какую роль на сегодняшний день играет приватизация? Из того, что вы перечислили, как раз ее-то и не было. Она уходит на второй план? — В настоящий момент это не является идеологией. Мы рассматриваем приватизацию как один из возможных инструментов эффективного управления, повышения конкурентоспособности, возможности привлечения стратегического инвестора. Сейчас мы исполняем бюджет на 2017-2019 годы, планомерно, исходя из бюджетного задания, данного Росимуществу. В этом году мы с Росимуществом приступим к разработке нового прогнозного плана приватизации на 2020-2022 годы. Там будут и крупные сделки, и приватизация малых и средних компаний. — О каких крупных сделках идет речь? Это те активы, которые уже попадали в предыдущие планы приватизации? — Я думаю, сейчас преждевременно говорить о прогнозном плане приватизации. Мы должны в этом году разработать проект, обсудить его с федеральными органами исполнительной власти, с правительством. Соответственно, после этого премьер-министр Дмитрий Анатольевич Медведев примет решение. — Скажите, будете ли вы в ходе приватизации, которую планируете на следующие годы, использовать какие-либо новые инструменты или хорошо забытые старые, например, голландский аукцион? — Все инструменты описаны в 178 федеральном законе. Это опциональная возможность продавца, мы к этому отношения не имеем. Мы считаем важным максимально получать финансовую отдачу от той или иной сделки. Торопиться не будем. Выбирать партнеров и способы сделок будем очень выверено. — Есть такие активы, которые переходят из года в год, с ними вы будете что-то делать? Или может быть проще отказаться от приватизации? — Вы, наверное, про "Совкомфлот"? — Это тоже. — Относительно "Совкомфлота", на самом деле, ничего не поменялось. Мы говорим и о той же самой доле, что обсуждалась ранее. Это один из лучших активов, ему нет конкурентов, особенно за рубежом. Здесь очень важно просто поймать момент. Мы активно вместе с нашим агентом ВТБ-Капитал наблюдаем за фрахтовым фондовым рынком. Наши агенты говорят, что в этом году у нас возможен позитивный исход и повысится инвестиционная привлекательность "Совкомфлота". Поэтому мы никуда не спешим, будем стараться найти этот правильный момент. Над вариантами сделки мы пока думаем. — Есть мнение, что особо то и приватизировать эту долю в "Совкомфлоте" смысла нет, потому что актив действительно привлекательный, прибыльный, и зачем с ним государству расставаться. — Тут надо смотреть на все аспекты сделки. Есть возможность привлечь дополнительное финансирование в компанию. В связи с этим преждевременно говорить о том, что мы отказываемся от сделки. — Следующий вопрос про ликвидацию унитарных предприятий. Когда все ГУПы и МУПы будут ликвидированы? Планируется, то это должно произойти к 2020 году, соответственно в этом году должна быть полная ликвидация. — ФАС разработала законопроект, согласно которому планируется, что ФГУПы и МУПы будут ликвидированы либо реорганизованы. Сначала устанавливался срок — до 2020 года, сейчас речь идет о 2023 годе. Необходимо понимать, что, конечно, будут исключения — это либо естественные монополии, либо, например, ФГУПы, необходимые для обороны и безопасности государства. — Скажите, а для ТАСС будут какие-то исключения? — Мы разработали план и внесли его в правительство. Федеральные органы исполнительной власти заявляют о готовности по реорганизации и ликвидации примерно 60% унитарных предприятий. Субъекты муниципалитета — около 70%. Будем смотреть на стратегически важные объекты, исходя из закона, соответственно, они будут подлежать исключению. Важно понимать, что ФГУП — это форма довольно устаревшая. Есть более прозрачные, более понятные возможности, как акционерное общество, где есть совет директоров. Довольно сильно продвинулись возможности корпоративного управления. — Какие из проектов по созданию инновационных научно-технологических центров планируются запустить в ближайшее время? В какие сроки можно ожидать полного запуска проектов? — Да, инновационные научно-технологические центры (ИНТЦ) создаются в рамках 216-го федерального закона , действуют по поручению президента и правительства. У нас есть несколько пилотных проектов. Первый - это Московский образовательный университет имени Ломоносова. Мы уже внесли предложения в правительство, сейчас ждем одобрение и постановление. После этого будем запускать проект. Также у нас есть "Сириус". Есть еще ряд регионов, заинтересованных в создании ИНТЦ на своей территории. Закон вызвал живой интерес, как в губернаторском составе, так и в части науки и бизнеса. — С какими регионами идут переговоры? — Сейчас это Тула, Калининград, Сочи и Рязань. Каждый ИНТЦ будет иметь свои особенности, они будут разными: у каждого будет свое наполнение, исходя из целей развития региона, образовательных и научных учреждений, которые располагаются на территории. Беседовали Лана Самарина, Анна Дементьева

Замглавы Минэкономразвития: мы должны навести порядок в управлении имуществом
© ТАСС