Такие разные, но все-таки часы

С началом перестройки производство часов в России пришло в упадок. Спустя два десятилетия отечественные мастера возрождают искусство. Вадиму Антонову по душе ретромодели, а Константин Чайкин успешно конкурирует с признанными мэтрами Швейцарии. Ламповые технологии имени Вадима Антонова Выпускник МГУ, юрист Вадим Антонов основал бизнес по выпуску ретрочасов на основе индикаторных ламп. Советская радиоэлектроника под брендом Past Indicator нашла почитателей в США и Европе. Годовой оборот компании превысил 20 млн рублей. Ретрочасы. Начало Окончив университет, Вадим полгода проработал в Минфине, затем ушел в частную металлургическую компанию и пытался совмещать основную работу с бизнесом. Открытый в 2011 году магазин детской одежды пришлось закрыть через четыре месяца: молодой юрист мало что смыслил в детях и их одежде. Юридическая деятельность наводила тоску и пугала бесперспективностью. Креативный ум Вадима продолжал поиск идеи. Детские впечатления самые сильные. Вадим вспомнил о коробках старых радиодеталей на чердаке дома своего деда, радиотехника батальона связи в советские времена. Среди раритета были индикаторные лампы. Цифры внутри колбы, наполненной неоном, светились при подаче электротока. Так родилась идея часов, символизирующих доцифровую эпоху. «Дома и на даче везде было полно старых радиостанций и прочей электроники, с которыми дедушка часто возился, паял, а я невольно проникался всем этим. Как-то раз он попросил меня достать с верхней полки шкафа коробку, в ней оказались лампы, в том числе и с цифрами внутри. Наши ламповые часы – не просто продукт массового производства. Это бренд с историей и душой». Мониторинг интернета показал, что подобные изделия производят в США и Европе. В России рынок ламповых хронометров отсутствовал. Название Past Indicator, придуманное Вадимом, ориентировано на зарубежных покупателей и переводится как «индикатор прошлого». Тестирование потенциального спроса в России Вадим провел в соцсетях, выставив модели, выпускаемые в Европе. Два потенциальных покупателя внесли предоплату, начинающий часовщик приступил к работе. Первые модели собраны из чердачного запаса ламп и деталей, закупленных на крупнейшем радиорынке столицы. Дедушка не поверил в идею, отказавшись участвовать в проекте. Команда единомышленников была собрана на интернет-форумах. Первые продажи Проектирование и производство десяти часов первой партии заняло 3 месяца и потребовало 200 тысяч рублей. Выполнив предзаказ, оставшиеся экземпляры Вадим реализовал через «ВКонтакте» чуть дороже себестоимости, за 5-7 тысяч рублей. Реклама в соцсетях и на интернет-ресурсах «Пикабу» и «ЯПлакалъ» позволила продать вторую партию в 25 экземпляров с прибылью 40 тыс. руб. Работой по упаковке часов занималась жена Антонова, а сам он, помимо рекламы товара и разработки концепции, совмещал службу в юридической фирме с должностью курьера, доставляя часы заказчикам. Спустя год ежемесячная выручка составила 150 тысяч рублей. Вадим решил уволиться, чтобы направить все силы и время на развитие бизнеса. Подарочный бум нового, 2014 года позволил продать сто экземпляров часов. По ночам супруги упаковывали товар, а днем предприниматель занимался курьерской доставкой. Прорыв на экспорт Размещение продукции на международных торговых площадках, в том числе Etsy и Tindie, специализирующихся на винтажной продукции, позволило продвинуться на европейский и американские рынки. Выручка за 2014 год составила 2,9 млн руб. Упавший рубль привел к снижению стоимости розницы в валюте, тем самым повысив конкурентоспособность Past Indicator. Обороты 2015 года выросли до 7,7 млн руб., из них 50% приходилось на экспортную торговлю. Модельный ряд 2018 года представлен хронометрами в корпусах из дерева, мрамора, металла и бетона. Последнее поколение имеет будильник и ночной режим. Стоимость часов – 23-42 тыс. рублей в зависимости от дизайна и функционала. В штате 2 специалиста по радиоэлектронике, менеджер и складской сотрудник. К сбору корпусов, съемке готовых изделий привлекаются сторонние специалисты на сдельной оплате. По итогам 2018 года выручка составила 1,8 млн рублей, потрачено 1,449 млн рублей. Чистая прибыль – 351 тысяч рублей. Основные затраты – комплектующие. Выпуск индикаторов завершен в 90-х годах прошлого столетия, запасы подходят к концу, поэтому Вадим рассматривает возможность их производства. Константин Чайкин. Человек-мануфактура Гениальный русский самоучка успешно конкурирует с швейцарскими часовых дел мастерами. Человек-бренд Константин Чайкин, основавший одноименную мануфактуру, создает уникальные часы по собственным запатентованным технологиям. Константин Чайкин, 43-летний изобретатель и бизнесмен, из поколения людей, чье взросление пришлось на 90-е годы прошлого столетия. Увлечение радиотехникой привело его в колледж коммуникаций. Два года армии, мечта стать художником. Проваленные экзамены в Репина, работа слесарем по изготовлению дверей и занятия деревообработкой, открытие маленького бизнеса по перепродаже часов. Ничто не предвещало, что спустя полтора десятка лет Чайкин получит признание международной академии часовых мастеров и станет президентом международной Академии независимых часовщиков. Начало пути Продавая недорогие импортные часы, Константин занимался и их ремонтом. Так возникла идея сделать механизм самостоятельно. Амбициозный бизнесмен замахнулся на часы с турбийоном, которых в России никогда не производили, и попытался реализовать проект при помощи старых часовщиков-реставраторов. Но его идея не нашла отклика, и Чайкин начал изучать принципы работы турбийона, самостоятельно осваивать токарное и фрезерное дело, изготавливая детали на простейших станках. Спустя полгода кропотливого труда он создал работающий механизм. Первыми заказчиками стали друзья и знакомые. В 2003-2004 гг. Константин занимался реставрацией старых механизмов, изучал принципы их работы, вручную вытачивал детали. Постепенно появились люди, помогавшие в сборке часов. Так формировался будущий костяк мастеров нынешней мануфактуры. В 2005 году Чайкин получил первый патент, сделав часы, у которых не было аналога и даже прототипа. Хронометр умеет вычислять дату православной Пасхи. Потом появились часы с мусульманским календарем. Константин получил более 70 патентов. Переезд в Москву Несмотря на то, что первые шаги в качестве часового мастера Чайкин делал в Северной столице, интересы бизнеса диктовали необходимость перевода производства поближе к потребителю. Из Москвы шли наиболее перспективные заказы. Так было принято решение о переезде. Двое мастеров решились на переезд, а два конструктора, с которыми Чайкин сотрудничает с 2007 года, остались в Петербурге, но работа продолжается, так как на обучение новых мастеров приходится тратить годы. Константин не жалеет, что не стал художником. Он говорит, что художников сотни, а он один. Его талант востребован в разработке дизайна, все работы полностью авторские. Вплоть до 2012 года мануфактура работала на самоокупаемости, затем – в результате успешных переговоров с фирмой «Ника» – появился договор о разработке дизайна и производстве некоторых механизмов. Из 40 сотрудников мануфактуры 10 человек работает только на производстве часов, разработанных мастером. Не Швейцария Авторитет в деле изготовления имиджевых часов – Швейцария. Однако 90% признанных мировых часовых брендов занимаются сборкой и логистикой, не имея полного цикла производства. Чайкин лично контролирует процесс производства, а прототип нового механизма собирает сам, проверяя точность хода и функционал. Детали и части механизмов сторонних производителей не применяются, весь цикл производства проходит на мануфактуре. Лимитированные серии требуют ручного труда, стоимость которого составляет не менее 30% от цены готового изделия. Помимо времени, требуемого на изготовление комплектующих, сборка одних часов занимает не менее месяца. Диапазон цен – от 12 000 до 120 000 евро. Часы от Чайкина уникальны, они не являются прибором для измерения времени. Это дорогостоящий аксессуар, совмещающий в себе произведение ювелирного искусства и триумф инженерной мысли. Автор: Кристина Фирсова

Такие разные, но все-таки часы
© Инвест-Форсайт