Налоговый мониторинг повысит конкуренцию в России

Тема налоговой политики набирает вес в современной России, учитывая, что перед нашей страной стоит задача, во-первых, структурного реформирования экономики, а, во-вторых, развития частного сектора и негосударственного бизнеса. Россия продолжает реформирование налоговой системы Все это требует создания условий в экономике РФ для честной и прозрачной конкуренции, чего нельзя добиться без соответствующей налоговой политики, поэтому неудивительно, что сейчас именно этому особое влияние уделяют в российском правительстве. Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев поручил сегодня расширить практику налогового мониторинга, распространив его, в том числе, и на компании с государственным участием, и это является значительным изменением российской налоговой политики. Данное поручение Медведева должно выполнить Министерство финансов РФ, которое вместе с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти должно подготовить пакет предложений по дальнейшему развитию системы российского налогового мониторинга путем снижения требований к стоимости активов, доходам и совокупной сумме налогов налогоплательщиков. Отметим, что налоговый мониторинг – это способ контроля, при котором хозяйствующий субъект в режиме реального времени дает ФНС доступ к данным бухгалтерского налогового учета, и это, в свою очередь, освобождает структуру от камеральных и выездных проверок. Россия будет вести одинаковую налоговую политику по отношению к любым субъектам Заведующий кафедрой менеджмента РЭУ им. Г.В.Плеханова Константин Ордов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что данная политика свидетельствует о том, что у нас делается ставка на одинаковый налоговый режим для всех субъектов. Дело в том, что «компании с государственным участием» имеют серьезные преимущества, начиная с более либерального налогового режима, заканчивая государственными гарантиями. Ведь такие структуры не могут обанкротиться благодаря государственной помощи, и это говорит о том, что у них нет жизненной заинтересованность в максимизации эффективности своей хозяйственной деятельности. Все это, кстати говоря, является одним из предметов традиционной критики к государственному капиталу в рыночной экономике, хотя здесь нужно отметить, что у каждого из подходов есть свои преимущества, но одинаковый налоговый режим для всех – это правильное решение. «В противном случае, такая особая политика в отношении госкомпаний приведет к росту ценообразования, которая будет выражаться в прямых издержках, ценах для потребителей, а также во многих других неприятных нюансах», - констатирует Ордов. Россия делает ставку на повышение эффективности национальной экономики Таким образом, перед нами очередной этап борьбы за повышение эффективности российской экономики, причем по налоговой части – это не первая подобная ремарка со стороны правительства РФ. Здесь нужно обратить внимание на заявление министра экономического развития РФ Максима Орешкина о том, что налоговая политика РФ не должна меняться и после рубежа 2024 года. «Так что, здесь нужно определиться с подобными государственными компаниями, которые имеют ряд серьезных преимуществ, которые позволяют им получать прибыль, и выбор здесь достаточно простой – либо мы забираем эту прибыль путем налоговых исчислений, либо мы приватизируем данные структуры и делаем их абсолютно независимыми рыночными игроками», - заключает Ордов. Именно поэтому и есть смысл поставить подобные структуры на общий налоговый режим, что, собственно, и выполняется в данном поручении председателя правительства РФ, которое призвано стать драйвером развития экономической конкуренции в стране. «Окончательное определение такой политики даст обществу понимание, а в каком объеме они финансируются и поддерживаются со стороны государства, и почему они позволяют себе дискуссию об оставлении части полученных дивидендов», - резюмирует Ордов. Такой налоговый мониторинг позволит России понять, что делать дальше Как замечает эксперт, это позволит понять, а насколько финансово-обоснованными являются экономические программы этих структур, и как данные документы развития могут отразиться на экономическом росте в стране, который является сейчас задачей номер один. «Все это важно, чтобы общество, как главный акционер и бенефициар данных структур, понимало, как здесь обстоят дела, куда тратятся государственные деньги, чтобы эти структуры вели еще более социальную политику, чем сегодня», - констатирует Ордов. По словам Константина Васильевича, все это будет способствовать пониманию дальнейшего нашего подхода к решению вопроса со структурами подобного типа, и что мы здесь в итоге выберем. Развитие государственного сектора, либо постепенный отход от него. «Просто мы видим, как в одном и том же секторе могут фигурировать компании такого типа, которые волей-неволей, в ходе подобных отношений становятся квазигосударственными структурами, и традиционные коммерческие структуры», - заключает Ордов. В результате, целые сектора российской экономики зависят от настроений и решений подобных структур, которые с точки зрения объективных показателей бизнеса мало чем отличаются от своих частных конкурентов, и это негативно влияет на наше народное хозяйство. Соответственно, перед нами попытка решения данной проблемы путем тех методов регулирования, которые есть у государства.