Потерять сотни миллиардов из-за сайгаков. Как спорятся и буксуют крупные инвестпроекты в Нижнем Поволжье

Не туда забурились В Волгоградской области заявили, что за ближайшие 11 лет только в промышленности запланировано к реализации 40 значимых инвестпроектов общим объемом вложений 440 млрд рублей. Основной объем, как предполагается, будет в химии и нефтехимии. Такая структура вполне объяснима в регионе, ведущими производителями в котором были и остаются именно такие компании. Только на «Каустике» за пять лет реализовано 10 проектов общим объемом свыше 18 млрд рублей. Еще один фактический технопарк, возникший в последние годы, – алюминиевая долина, которая создается на базе Волгоградского алюминиевого завода. В 2013 году «РУСАЛ» остановил ВгАЗ из-за высоких цен на электроэнергию и плохой рыночной конъюнктуры. В компании решили развивать производство высоких переделов, вкладывать в новое оборудование, а при поддержке губернатора Андрея Бочарова смогли договориться с «Русгидро»(компания также один из крупнейших инвесторов в регионе, реконструирует Волжскую ГЭС - прим. ред)и Минэнерго о тарифных льготах. Перспективы долины – реализация целого цикла проектов общей стоимостью не меньше 22 млрд рублей. Помешать планам могут международные и политические факторы, влияющие на «РУСАЛ». Второй по масштабу инвестпроект в области – модернизация НПЗ «ЛУКОЙЛа» общей стоимостью более 148 млрд. А вот крупнейший проект региона, многократно анонсированный как прорывной, испытывает проблемы. Строительство горно-обогатительного комбината в Котельниковском районе области ведет корпорация «Еврохим». Первоначально он должен был работать еще в 2013 году, но была некачественно сделана геологоразведка и произведено ошибочное бурение. Обещание запустить ГОК в 2018 также не выполнено. Сейчас «Еврохим» судится с подрядчиками. На днях компания заявила, что введет комбинат в полноценную эксплуатацию только в 2021 году. «Возможно, тут есть не только технические факторы. С момента начала разработок стоимость калийных удобрений существенно снизилась, кроме того они реализуют похожий проект в другом регионе, – рассуждает кандидат экономических наук, гендиректор компании «Финансовый брокер «Август» Карэн Туманянц. – Гораздо интереснее, почему в целом инвестиционная активность невысока. Не один–два неудачных проекта, а малое количество проектов как таковых». Тут, по словам эксперта, играет высокую роль «пресловутый инвестиционный климат». «У нас так и не вышли на что-то похожее на «100 губернаторских проектов» как в Ростовской области. Такого уровня общения с инвесторами у нас пока и близко нет», – констатирует Туманянц. Еще одна особенность области – низкий уровень привлеченных средств, меньше 20 %, то есть в 3–4 раза ниже, чем в большинстве крупных регионов. Это, отмечает Карэн Туманянц, с одной стороны хорошо – волгоградские инвесторы аккуратные и стремятся не залезать в долги. Но более реалистичный вариант – банки, госструктуры и крупные холдинги неохотно кредитуют бизнес в области. «Видимо, таково качество заявок наших предприятий, – рассуждает Туманянц. – Никакой дискриминации по регионам у тех же банков, конечно, нет, значит, такое отношение. Вот инвесторы и вынуждены использовать только собственные амортизацию и прибыль. Еще один важный фактор – выход на потребительский рынок с меньшей платежеспособностью населения, то есть отдача будет дольше по срокам». По самые помидоры В Астраханской области, в отличие от Волгоградской, растет не только ВРП, но отмечается и положительная динамика инвестиций. Инвестпроекты – также почти исключительно в ТЭК. Самый масштабный проект – это разработка месторождения имени Филановского на шельфе Каспия, которая стоит от 260 до 670 млрд рублей. За 2018-2021 годы «ЛУКОЙЛ» планирует инвестировать в нефтедобычу на Каспии не меньше 500 млрд рублей. «Газпром» завершает модернизацию и расширение газоконденсатного производства, стоимостью как минимум 74 млрд рублей. Также реконструируются добывающие мощности (42 млрд) и ведется газификация. Неудачи инвесторов в Астраханской области меньше, но их много. Так, в закрытом городе Знаменске начали строить ТЭЦ, но объект создан не был. В разведении рыбы, которые заявлялись как крупные проекты, инвестиции измеряются не миллиардами, а миллионами рублей. Ряд заводов по переработке овощей просто не были построены. Московский «Мономах» и местная «Новые вершины» заявляли о начале возведения крупных комплексов по выпуску томатной пасты. Эти планы публично поддерживались властями разного уровня, однако так и не были реализованы. АПК «Астраханский» такое производство не просто создал, но и отвоевал почти половину российского рынка, потеснив с него китайских конкурентов. Аналитик «Открытие Брокер» (группа банка «Открытие») Тимур Нигматуллин не видит в провалах локальных планов ничего необычного. «Причина снижения интереса к перечисленным проектам в переработке овощей и вообще, связанных с сельским хозяйством, в падении платежеспособного потребительского спроса в России. В совокупности за последние пять лет реальные располагаемые доходы упали на 11 %. И сейчас негативная тенденция раскручивается с новой силой: реальные располагаемые денежные доходы населения упали на 1,3 % год к году. Любой бизнес, ориентированный на внутренний спрос, сталкивается с удлинением сроков окупаемости прочими негативными тенденциями, – объяснил Нигматуллин. – А вот сырьевой бизнес ориентирован на внешний спрос, поэтому относительно в порядке». Деньги на ветер Темпы развития особой экономической зоны «Лотос» в Астраханской области значительно скромнее тех, что ожидали. С целом рядом инвесторов уже подписаны соглашения , но речи о выпуске продукции пока не идет. Ряд проектов в «Лотосе» связаны с участием иностранного капитала – испанского, иранского, азербайджанского. Масштабный международный проект готовы реализовать и в Калмыкии. Глава республикиАлексей Орлов заявил, что найден инвестор для проекта модернизации порта Лагань. Фактически речь идет о строительстве нового транспортно-логистического объекта. По сведениям «ФедералПресс», на строительство порта потратят 184 млрд рублей, будет создано 3,5 тыс. рабочих мест. У Лагани есть несколько ключевых преимуществ перед аналогичными объектами. Главный в том, что это порт незамерзающий, а до железнодорожного сообщения 40 км. До Волго-каспийского судоходного канала 38 км. По предварительным данным, 184 млрд окупятся для инвесторов максимум за 15 лет, а годовая операционная прибыль может доходить до 26 млрд. Основным направлением станет перевалка грузов по Каспию с Ираном, Азербайджаном, Туркменией, а опосредованно и Индией, Пакистаном, Ираком и Сирией. Активизация проекта Лаганского порта вызвана экономической эффективностью, которая возрастет при строительстве судоходного канала «Евразия», который должен соединить Каспийское море с Азовским и Черным. Такая идея обсуждалась еще при Сталине, а новое рождение получила в конце 00-х, когда была предварительно просчитана благодаря настойчивости китайской стороны. Интерес к «Евразии» (вложения как минимум600 млрд) высказывают и в Казахстане. При строительстве порта в Лагани и запуске канала доставка грузов из Ростова в Индию сократится почти на неделю. В прошлом году в Калмыкию приезжал посол Китая в России Ли Хуэй. Источники говорят, что он обсуждал строительство канала. «Я вижу здесь очень серьезные вызовы, – сказал Орлов. – Прежде всего, речь идет об экологии. Канал должен будет пройти по Кумо-Манычской впадине, по бассейну Маныча, а это сокровищница нашей республики с богатой и особой флорой и фауной. Это, наконец, путь миграции сайгака. Есть вопросы и по технической стороне проекта, который, в частности, предполагает сооружение по маршруту канала 6 шлюзов-гидроузлов, так как перепад между Каспийским и Азовским морем составляет 30 метров. И это по замерам еще 50-х годов прошлого века, а с тех пор рельеф местности сильно изменился, и реальный перепад высоты может быть еще больше». Член экспертного совета при правительстве Калмыкии политологВиталий Арьков уверен, что слова Орлова «отражают не его личную позицию, а позицию высшего руководства России». «Предполагаю, что Москва будет до последнего оттягивать возможности Китая строить свои транзитные проекты в европейской части нашей страны. Кроме того Лагань может быть увязана не только с «Евразией. Рано или поздно это случится, потому что экономически выгодно», – пояснил Арьков. В пассиве у Калмыкии целый ряд больших, но нереализованных проектов. Это возврат Волги в «древнее русло», ряд идей в альтернативной энергетике, которые получали льготы, но были свернуты. Но самый заметный мега-проект, который не состоялся – это строительство крупнейшего мясоперерабатывающего комплекса в Кетченеровском районе. Именно в интервью «ФедералПресс» Алексей Орлов впервые признался, что чрезмерная ставка на этот проект была ошибкой. Готовность властей признавать свои ошибки и меняться может стать одним из конкурентных преимуществ Калмыкии. По крайней мере, после серии неудачных опытов в альтернативной энергетике, сейчас уже успешно реализуется целый ряд проектов. Кто кого съест Инвестиционные и инфраструктурные проекты соседних регионов нередко приводят к обострению конкуренции. Тот же порт Лагани невыгоден Астраханской области, а возможное строительство «Евразии» несет большие убытки Волгоградской области. «Межрегиональная конкуренция между бизнесом за потоки – это нормальная ситуация, исход которой чаще всего зависит от ресурсов, которыми обладают инициаторы. Подходы к разрешению противоречий могут быть разными, но очевидно, что чаще прочего противоборствующим сторонам приходится договариваться», – отмечает директор Волгоградского филиала БКС Премьер Аркадий Ращектаев. Один из депутатов Астраханской областной думы на условиях анонимности подтвердил, что «никакие порты не испортят отношений с Калмыкией». «Вместе мы сделаем больше, не надо ссориться, надо работать, это уже всем понятно», – отметил собеседник.

Потерять сотни миллиардов из-за сайгаков. Как спорятся и буксуют крупные инвестпроекты в Нижнем Поволжье
© РИА "ФедералПресс"