Стагнация, цифровизация, популяризация. Эксперты обсудили современные тренды малого и среднего бизнеса

Стагнация настроений Малый бизнес переживает не лучшие времена, признают эксперты. «Опора России» уже 4 года ежеквартально опрашивает больше двух тысяч предпринимателей по всей стране для того, чтобы понять как меняются их настроения. Исследования деловой активности показывают, что наблюдается постепенный уход в стагнацию. Согласно опросам, оптимизм предпринимателей неуклонно падает. «После двух лет достаточно уверенного роста к концу 2018 года мы пришли в ситуацию стагнации. Если в 2014 году основным трендом были кризисные явления, рост ставки и так далее, то в 2018 году было медленное затухание оптимизма, накапливающееся постепенно, квартал за кварталом», – рассказал представитель банковского сектора Константин Басманов. Основным драйвером этого процесса служит снижение уверенности предпринимателей в росте продаж и сомнения в увеличении количества потребителей. Это, по словам Басманова, самая плохая новость. Но есть и хорошие новости. На фоне падающего оптимизма доступность финансирования была оценена представителями малого и среднего бизнеса достаточно высоко. По словам Басманова, растущий спрос на кредиты в 2018 году успешно удовлетворялся, за счет чего ключевые банки нарастили бизнес-портфели. В ногу со временем Малый и средний бизнес уже давно рука об руку идут с «цифрой»: расширяется инструментарий предпринимателя, появляются новые технологии. К этой теме на площадках «Бизнес-успеха» возник особый интерес. Эксперты видят новые тенденции, способствующие упрощению процессов и процедур, связанных с предпринимательской деятельностью и экономикой в целом. Например, цифровизация уже оказала серьезное влияние на банковский сектор: появились возможности без проблем получать кредиты, открывать депозиты. Это привело к тому, что увеличилось число клиентов. Наметились и новые тренды. «Перевод в «цифру» государственных услуг и финансовых организаций встретились, и это действительно важно. Потенциал очень большой», – заявил Басманов. Государственными структурами реализуются цифровые проекты, призванные помочь бизнесу. Помимо этого, предприниматели сами активно пользуются различными платформами для продвижения своих услуг. Президент корпорации «Синергия» Вадим Лобов привел статистику, согласно которой около 80% всего трафика приходится на мобильные устройства, что также говорит о хороших перспективах для бизнеса и меняющихся трендах. «Для малого бизнеса это шанс, потому что клиенту не важно, сколько в вашей компании работает людей, какого размера у вас офис, какие депозиты. Для них важно, чтобы был удобный интерфейс», – рассказал Лобов. В связи с цифровизаций наметились и еще некоторые побочные тренды. В их числе глубокий уровень персонализации, то есть предложение, формируемое бизнесом, становится адресным. «Сегодня мы можем показывать нашим клиентам индивидуальные баннеры, индивидуальные ценовые предложения. То, что сейчас называется комьюнити-менеджер, сейчас в онлайне важнее, чем в оффлайне», – рассказывает Лобов. За счет цифровизации, новых технологий кратно увеличиваются возможности коммуникации. Особую популярность приобретает трансграничная торговля. Все чаще российские предприниматели пользуются глобальными виртуальными торговыми площадками. Наметились и тенденции, связанные с искусственным интеллектом. Например, за рубежом уже набирает популярность метод подбора персонала с его использованием. Поддержка на уровне регионов Для малого и среднего бизнеса как никогда актуальным остается диалог с местными органами власти. Первый вице-премьер правительства Удмуртии Михаил Хомич рассказал, что перед регионами всегда стоит выбор: либо поддержать одну крупную компанию и получить прирост ее оборота, либо поддержать малый бизнес. «Это всегда очень серьезная развилка. Мы все-таки делаем ставку на оба направления, но понимаем, что в долгосрочном периоде для нас малый бизнес является опорой», – рассказал Хомич. Для чиновников, по его словам, главная задача – быть популяризатором мер поддержки. Представители исполнительной власти в субъектах РФ сталкиваются с тем, что люди не верят в разного рода помощь со стороны государства. Между тем у Удмуртии уже есть план на текущий год. «У нас этот год – год тотальной акселерации: сельскохозяйственный акселератор, экспортный акселератор, бизнес-акселератор. Мы обучим бизнесу 500 компаний», – заявил Хомич. Однако, по его словам, статистика такова, что из 500 предпринимателей добьются успеха только 50, а в лучшем случае 70. Поэтому еще одна важная задача регионов – не мешать развитию малых и средних бизнесов.Фото: ФедералПресс/ Виктор Вытольский

Стагнация, цифровизация, популяризация. Эксперты обсудили современные тренды малого и среднего бизнеса
© РИА "ФедералПресс"