Руководителей Korean Air и Asiana вынудили покинуть посты

Пожалуй, самым знаковым и беспрецедентным событием стала ситуация вокруг Чо Ян Хо. Вчера на общем собрании акционеров он не смог набрать всего лишь немногим более двух процентов голосов. Компания Korean Air предложила продлить его полномочия в составе совета директоров авиакомпании, но не смог набрать до необходимых двух третей голосов совсем немного - два процента. В результате через свои акции сохранил влияние, но не вошел в совет директоров. СМИ Южной Кореи назвали это решение "личной оплеухой для Чо". Тут надо учитывать, что Чо Ян Хо возглавляет крупный южнокорейский концерн Hanjin Group, в который входит в том числе и Korean Air, но вышло, что ему отказали в месте среди директоров одной из компаний холдинга. Судя по ситуации, сработал своего рода "кумулятивный эффект", так как к Чо и его семье накопилось слишком много претензий со стороны общественности. Напомним, что две его дочери, которые занимали посты в компаниях концерна, успели оскандалиться в связи со своим хамским поведением. Старшая была фигуранткой нашумевшего "скандала о соленых орешках", когда в конце 2014 г., используя свое положение в руководстве, заставила самолет Korean Air вернуться к аэропорту Нью-Йорка и высадила старшего бортпроводника. Младшая дочь Чо Ян Хо позже также попала на первые страницы газет, когда журналисты получили записи служебного совещания, где она закатила истерику подчиненным и кидалась стаканом с водой. Жену Чо Ян Хо также в грубости и хамстве в отношениях с прислугой, а сын его неоднократно попадал в полицию за дебоши в общественных местах. Самого же Чо подозревают в уклонении от уплаты налогов, незаконном присвоении средств компании, злоупотреблении полномочиями и прочих нарушениях закона. Все это в итоге и заставило ряд ведущих акционеров Korean Air решить, что де-факто изгнание Чо Ян Хо из состава директоров послужил улучшению имиджа крупнейшей авиакомпании страны. В частности, Государственный пенсионный фонд Кореи (ГПФК), который является вторым крупнейшим акционером Korean Air, владея 12,45 процента акций, открыто заявил, что будет голосовать против Чо несмотря на просьбу самой компании продлить срок полномочий Чо. Недовольство скандалами было настолько велико, что инициативу ГПФК поддержали ряд других акционеров. В итоге при голосовании Чо получил лишь 64,1 процента акций в свою поддержку при необходимых 66,66 процента. Против высказались 35,9 процента, то есть более одной трети, чего хватило, чтобы лишить Чо Ян Хо поста директора. В Korean Air признали, что Чо лишился поста директора, но подчеркнули, что он все равно будет участвовать в управлении, так как он занимает и другие посты в высшем руководстве. Тем не менее удар был очень сильным. Сегодня же обезглавленной оказалась вторая крупнейшая авиакомпаний Южной Кореи - Asiana Airlines. Ее президент Пак Сам Гу сначала провел встречу с крупнейшими акционерами, а затем официально заявил, что складывает все полномочия по руководству компанией. Он одновременно отказался и от всех постов в концерне Kumho Group, куда входит и Asiana. Пак взял на себя ответственность за резкое ухудшение финансовых показателей компании, а также за скандал, который разразился вокруг доклада аудиторов по поводу работы Asiana. Проверяющие озвучили очень нелицеприятные оценки, указав также на многочисленные нарушения в документации. Хотя ситуация с Чо Ян Хо и Пак Сам Гу разная, но многие эксперты считают, что Пак учел скандал вокруг Чо и решил не доводить до положения, когда и его с позором "попросят" с постов. Аналитики же отмечают, что нынешняя ситуация ( в первую очередь скандал вокруг Korean Air и Чо Ян Хо) стал новой вехой в истории развития культуры управления корпорациями. Хотя Чо и его семья через акции контролируют Korean Air, но акционеры показали, что при необходимости они могут и готовы поставить на место даже самых высоких руководителей и основателей, чья власть в отношении "своих компаний" ранее часто считалась абсолютной. Интересно, что во главе этого движения акционеров идет Государственный пенсионный фонд Кореи (ГПФК), который в 297 ведущих компаниях страны, включая таких гигантов как Samsung Electronics, Hyundai Motor, SK Hynix, Naver, Posco и других, владеет пятью и более процентами акций, входя в число крупных акционеров. Отметим, что ГПФК попытался недавно лишить поста в совете директоров концерна SK Group президента концерна Чхве Тхэ Вона, указывая на то, что он ущемлял права акционеров и нарушал деловую этику. Чхве удалось остаться среди директоров, но вот в отношении Чо Ян Хо и Korean Air ГПФК сумел убедить и других акционеров в целесообразности "публичной выволочки для Чо". Отметим, что это решение было положительно воспринято на рынке. Сразу после решения акционеров не продлевать срок полномочий Чо акции Korean Air пошли вверх. Похоже, что в Корее и за рубежом сложился консенсус, что личные грехи Чо и его ближайших родственников уже стали слишком большой проблемой для компании, чтобы их игнорировать.

Руководителей Korean Air и Asiana вынудили покинуть посты
© Российская Газета