Крановщик Казани: Остановка кранов – не забастовка, а мера безопасности

24 июля в Казани на двух десятках строительных объектов встала работа, требующая участия кранов: крановщики не запустили свои машины, как это и было обещано в коллективном письме, разосланном руководителям строительных организаций двумя днями ранее. Напомним, в своем обращении к боссам строек крановщики Казани потребовали соблюдения законодательства в сфере безопасности и условий их труда, а также повышения зарплат. И предложили обсудить все эти проблемы. Ни один из руководителей на связь с рабочими не вышел. Не важно, что начнут проверять ‒ важно, чтобы начали Корреспондент «АиФ – Казань» связался с одним из активистов объединения «Крановщики Казани» Юрием Шариповым. — Звонков очень много, сейчас мы уже вчетвером не успеваем отвечать на них, ‒ признается Юрий. — И все-таки, сколько кранов сегодня остановили работу в Казани? — Думаю, больше двадцати, но точно сказать не могу: мы не занимаемся подсчетом остановленных кранов, нас интересует другое. Что именно ‒ написано в нашем обращении. — Прокуратура вас поставила в известность, что начинает проверку информации о нарушении трудового законодательства, изложенную в вашем обращении? — Да, нас известили об этом, пусть и неофициально. Как именно она будет проходить, я сказать не могу, этот вопрос – к прокуратуре. Но ситуация такова, что не так уж и важно, что начнут проверять – важно, чтобы начали: порядка нет ни в документации, ни в условиях труда, ни в техническом состоянии кранов. — Но для последнего есть целый Ростехнадзор... — Есть, но даже сейчас, после устного обращения депутата Казанской городской думы, имя которого я не хочу называть, в Ростехнадзоре ответили, что нужно прислать письменный запрос. На вопрос, когда же они приедут по письменному запросу, внятного ответа не дали. И только после того, как их спросили, что они, имея на руках письменный запрос, будут делать в случае падения крана, ответили, что постараются приехать побыстрее. — Когда вы планируете прекратить забастовку? — Начнем с главного: это не забастовка, а остановка кранов в связи с их технической неисправностью, отсутствием документации и прочими причинами, которые являются угрозой для жизни и здоровья окружающих. Все заинтересованные стороны были предупреждены об этом. Что касается наших требований, то мы не хотим сегодня останавливать краны из-за неисправности, завтра – из-за несоблюдения условий труда, а послезавтра – из-за маленькой зарплаты. Поэтому и озвучили все проблемы, которые хотим решить. Но владельцы фирм-застройщиков, кранов ни на какие переговоры идти не хотят. Они пытаются решить вопрос силовым методом. — Тем более, как я понимаю, спрос на крановщиков меньше, чем предложение на рынке труда? — Наоборот. Нет подменных машинистов кранов. Вчера, например, одного из коллег, который принял решение остановить кран, хотели отправить на медосмотр, чтобы кран продолжал работать, но не нашли ему подмену. Четырехмесячная норма ‒ за два месяца — Правда ли, что в Казани есть случаи, когда за управление краном берутся люди без удостоверения крановщика? — Есть, мы знаем о них и пытаемся с этим бороться официальными методами. Нам было известно, что у человека нет разрешения на работу крановщиком. Но после того, как мы отправили соответствующее заявление в Ростехнадзор, бумагу долго гоняли туда-сюда: в Москве потеряли, потом в Казани кое-как приняли. А когда мы спросили инспектора, который занимался этим делом, о результатах проверки, он ответил: «на проверку у меня есть 30 дней». Повысить оплату труда крановщикам как минимум до 500 рублей в час после вычета налогов – еще один пункт требований профсоюза МПРА. Сейчас из-за низкой зарплаты люди вынуждены перерабатывать. — В мае лично я закрывал рапорт на 364 часа, в июне – на 339, ‒ говорит Шарипов. ‒ то есть, за два месяца отработал четырехмесячную норму. Скажите, какие законы допускают такую переработку? — Что будете делать, если владельцы строительных фирм так и не пойдут на общение, а прокуратура будет затягивать проверку? — Действия прокуратуры попробуем ускорить с помощью общественных организаций. Возможно, обращениями в различные партии, к депутатам разных уровней. — То есть, пойдете до конца? — А деваться некуда. Следующий шаг ‒ развал строительства. От редакции: О том, почему в Казани такая ситуация с кранами и крановщиками (а скорее всего – не только с ними), Юрий предпочел не говорить. Но причины очевидны: соблюдение всех норм законодательства требует от работодателя дополнительных затрат, соответственно – уменьшается рентабельность строительства, особенно на объектах, которые возводятся по программе социальной ипотеки. Видимо, найти лазейки в законодательстве или вообще не соблюдать его для застройщика дешевле.

Крановщик Казани: Остановка кранов – не забастовка, а мера безопасности
© АиФ Казань