В регионах обостряется борьба за мельчающий кошелек покупателя

20 сентября в Красноярске состоялась конференция «Ритейл в России. Курс на регионы», которую проводила газета «Ведомости». Корреспондент «Века» присутствовал на этом мероприятии. Красноярск, являясь одним из крупнейших городов Сибири и Дальнего Востока, в полной мере ощущает на себе тенденции рынка. В сентябре о скором закрытии своего красноярского супермаркета объявила компания «Ашан». Ее «точка» в торговом комплексе «Зеленый» протянула всего год. Ранее закрылась сеть супермаркетов «Rosa». Себя она позиционировала, как продавца товаров премиум-класса. Ее площади уже заняла «Пятерочка». Но это уже не первая попытка федеральной сети закрепиться в крае. Она работала в Красноярске в 2006-2010 годах и была вытеснена конкурентами. Так же как, например, сеть «Рамстор». Или «Магнит», который неудачно стартовал с супермаркетов, закрыл их, а теперь вернулся в формате небольших магазинов «у дома». Почему происходит так, что одни сети успеха не имеют, другие же работают и расширяют свое присутствие на рынке, несмотря ни на какие кризисы? «Социологические исследования говорят, что порядка 30% россиян считают сейчас, что их финансовое положение ухудшилось и будет ухудшаться дальше. Они очень консервативно относятся к своим тратам. На фоне такой стагнации мы наблюдаем консолидацию розничного рынка. В основной массе регионов доля федеральных сетей превышает 20%. Где-то уже приближается к 30%. Но есть территории с особенностями. Например, Дальний Восток, куда федералы пока не выходят. Понятно почему: множество сложностей, например, в плане логистики. И о выгоде пока говорить не приходится», - говорит директор практики консультационных услуг в области стратегии и операционной эффективности PwC Ольга Сумишевская. В Сибири у федералов определенные успехи имеются: за последние четыре года их доля на местном рынке ритейла выросла с 10% до 13%. Федералов можно сравнить с Римской империей, которая сметает все на своем пути. Но в какой-то момент натыкаются на очередную «галльскую деревню», сделать с которой ничего не могут. И некоторые регионалы явно претендуют на эту роль. Лидером в Восточной Сибири остается сеть «Командор», у которой свои супермаркеты и гипермаркеты в 35 городах и годовой прирост в те же 13%. «Человекооборот» сети – 350 тыс. человек в сутки. «Времена непростые. Спрос замедляется, ощущения, что он будет расти, нет. Плюс – появляются конкуренты из «высшей лиги». Мы стараемся не копировать их, а иметь свое лицо. Это свое производство, местные тренды, прямой импорт. Все, чтобы не выйти с федеральными сетями на лобовое столкновение. Наше преимущество в том, что мы лучше знаем местного покупателя. Один из наших приоритетов – взаимодействие с местными производителями, - заявил соучредитель ГК «Командор» Олег Сипетый. – И это не является какой-то особо секретной информацией, тайной. Все понимают, что требуется адаптация продукции под местные условия. Можно зайти со своими системными стандартами на территорию. Но потом еще требуется построить экосистему и культуру потребления, зная своих покупателей. А это не так просто, как показывает печальный опыт многих. Мы же, могу сказать уверенно, в этом на своей территории – эксперты». По словам экспертов, современные сети, особенно региональные, должны руководствоваться лозунгом «Дифференцируйся или умри». Это, если расшифровать: максимальная гибкость, инновации и постоянный поиск нестандартных решений. Только так можно противостоять федеральной экспансии с ее ресурсами. Крупные, включая международные, сети, по закупочным контрактам выставляют цену на 5-10% больше, чем местные игроки. Они могут покрыть убытки в одном регионе за счет прибыли из других субъектах РФ. У них есть доступ к «дешевым» кредитам. К ним с большим пиететом, наконец, относятся власти. «Есть push-система, когда товар с помощью контрактов выбрасывается на полки и продается. И есть система pull, когда мы грамотно анализируем потребности покупателя, понимаем его чаяния и веяния и с помощью дерева решений выстраиваем матрицу под него. В частности, у нас есть уверенность в том, что основным трендом сейчас является «easy to eat, easy to cook». В нем мы развиваем наши преимущества. Покупателя сейчас волнует не только ценовое предложение. Для него важен фактор экономии времени», - считает гендиректор ГК «Красный Яр» Анжела Рябова.