Закон Коломойского. Как новые рентные платежи могут погубить бизнес Ахметова

"Не дохрена ли вам с Ринатом Леонидовичем будет? Рожа не треснет?" Примечательно, что появлению законопроекта об изменении рентной ставки на добычу руды предшествовало интервью бизнесмена Игоря Коломойского изданию "Цензор.НЕТ". Коломойский поведал, что в беседе бизнесменом Вадимом Новинским критиковал его за поставки руды за рубеж вместо производства готовой продукции. "Пили водочку у него дома, заедали икрой. Я спрашиваю: "Ничего? Нормально? Хочешь послушать правду? Ваша чистая прибыль — 260%. Не дохрена ли вам с Ринатом Леонидовичем [Ахметовым] будет? Рожа не треснет? Или ты, Вадим, решил весь украинский народ купить — меня за икру, всех остальных за гречневую кашу? Сделай из этой руды сталь и заработай на ней, заплати больше налогов, дай больше зарплату своим рабочим", — рассказал он. И предложил повысить с 8% до 75% ставку рентной платы на добычу железной руды, поскольку нынешние ставки стимулируют экспорт сырья, а не поставки его отечественной промышленности. Интервью Коломойского было опубликованном 27 августа. И буквально через три дня, 30 августа, народный депутат от фракции "Слуга народа" Даниил Гетманцев внес в парламент законопроект №1210, которым предлагается расширить налоговую базу для ренты на добычу железной руды и увеличить ставку рентной платы за пользование недрами для добычи железной руды. Примечательно, что бизнес самого Коломойского налоговые новации практически не затронут. Удар по Ахметову Железную руду на Украине добывают несколько бизнес-групп. Крупнейшая — "Метинвест" Рината Ахметова и Вадима Новинского (владеет Ингулецким, Северным, Центральным, Южным ГОКом). Второй крупнейший участник рынка — Ferrexpo Константина Жеваго, которая разрабатывает Полтавский ГОК. «Сухая Балка» принадлежит группе DCH Александра Ярославского, Запорожский железорудный комбинат — словацкой компании Minerfin, Криворожский железорудный комбинат делят «Метинвест» Ахметова и «Приват» Игоря Коломойского, Новокриворожский ГОК входит в состав «АрселорМиттал Кривой Рог» (АМКР). Сейчас рента для добытчиков руды рассчитывается двумя способами. Либо от цены продукции (характерно для аглоруды подземной добычи), либо от суммы показателей: себестоимости добычи, первичного дробления и нормы рентабельности (характерно для ГОКов). В законопроекте содержатся три принципиальных изменения. Во-первых, предлагается увеличить ставку ренты на добычу железной руды с 8% до 10%. Учитывая, что в 2019 году для нее используется коэффициент 1,1, реальный рост составит 1,2%. Во-вторых, увеличить нижний порог рентабельности добычи железорудного сырья с 14-25% до размера двойной учетной ставки НБУ. В-третьих, в качестве базы налогообложения вместо стоимости добытой руды парламенту предложено утвердить цену готовой продукции. Именно последний пункт вызвал самые громкие протесты. Однако пострадают не все. Для КЖРК (Коломойский/Ахметов), "Сухой Балки" (Ярославский) и ЗЖРК (словацкая Minerfin), которые производят так называемую товарную руду правила игры практически не изменятся. И вовсе нет изменений для добытчиков марганцевой руды, которая используется в производстве ферросплавов. Нынешняя ставка ренты — 5%. Оба марганцевых ГОКа в стране — Покровский и Марганецкий — контролируют Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов. Изменение базы налогообложения до стоимости конечного продукта означает существенный рост отчислений для компаний, которые добывают руду с низким содержанием железа, обогащают ее и продают железорудный концентрат, агломерат и окатыши с содержанием железа 62-67% на рынок или на свои же метзаводы. Речь идет о ГОКах «Метинвеста», Ferrexpo и «АрселорМиттал». Для государства это означает рост поступлений в бюджет. По информации Государственной фискальной службы, в 2018 году бюджет получил 2,04 млрд грн (5,48 млрд руб.) в качестве ренты от добычи железной руды. Если бы законопроект приняли в первоначальном виде, налоговая нагрузка на горнодобывающие предприятия возросла бы до 13 млрд грн (34,9 млрд руб.) в год, подсчитали в Федерации металлургов. То есть в 6-7 раз. Прогноз Гетманцева значительно отличается от расчетов металлургов — всего лишь плюс 2-4 млрд грн (5,4-10,7 млрд руб.). При этом выручка «Метинвеста» за 2018 год от продажи руды составила $1,5 млрд, Ferrexpo — $1,27 млрд. «АрселорМиттал» свою выручку не раскрывает. Профильный сайт Укррудпром оценивает продажу украинского железорудного сырья на внутренний и внешний рынки в $5,5 млрд. И «Метинвест», и Ferrexpo работают с хорошей прибылью. Прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации за 2018 год горнорудного сегмента Ахметова составил $1,27 млрд, Жеваго — $503 млн. В 9 раз дороже, чем в России Консалтинговое агентство PricewaterhouseCoopers, проанализировав законопроект 1210, пришло к выводу, что в случае внедрения предложенных изменений в Налоговый кодекс, доля рентных платежей металлургических предприятий Украины по отношению к прибыли составит 22%, что в 2 раза выше, чем в других странах. По оценке экспертов PWC, средний показатель доли рентных платежей по отношению к прибыли в таких странах, как Австралия, Бразилия, Канада, Казахстан, Индия, Китай и других, составляет 10,3%. Если говорить о показателях отдельных стран, то сейчас австралийские предприятия отдают 11,4% прибыли на рентные платежи, индийские — 12,7%, бразильские — 8,5%, канадские — 8,4%, китайские — 4,4%, а российские — всего 2,5%. Таким образом рентный платеж на Украине будет в 9 раз выше, чем в России. Кардинальное изменение подхода к определению базы налогообложения рентных платежей для железорудных горнодобывающих предприятий вызвали очень серьезную обеспокоенность у металлургов. Объединение металлургических предприятий "Укрметаллургпром" и Федерация металлургов Украины обратились к президенту Украины Владимиру Зеленскому, спикеру Верховной Рады Дмитрию Разумкову, премьер-министру Алексею Гончаруку и другим органам власти в связи с данным законопроектом. Инвестиционный банкир Сергей Фурса в интервью "5 каналу" заявил, что законопроект олицетворяет лишь пожелания Игоря Коломойского и противоречит мировой практике установления ренты. При этом Фурса назвал законопроект бессмыслицей, так как ни в одной стране, где добывают железную руду, не облагают налогом конечный продукт, в который уже заложена добавленная стоимость. Владелец производителя железорудного сырья Ferrexpo Константин Жеваго призвал народных депутатов использовать принятые в мире практики при разработке законодательства, которое касается налогообложения добычи железной руды. По мнению доктора экономических наук, академика Валерия Гееца это не рента на руду, а фактически налог с оборота для горнодобывающей промышленности и убьет развитие дальнейших переделов железорудной продукции «Ведь будет выгодно экспортировать только примитивный продукт с минимальной добавленной стоимостью. Но при этом снизится и само производство ЖРС: потеря рабочих мест на ГОК может составить более 20 тыс. человек и свыше 30 тысяч — в смежных отраслях. Соответственно, снизятся налоговые поступления и одновременно повысится социальная напряженность в регионах присутствия, то есть прежде всего в Кривом Роге, где расположено большинство ГОК". Директор департамента экономической политики Федерации работодателей Украины Сергей Саливон считает, законопроект, безусловно, направлен против Ахметова (отчасти и против Жеваго и Миттала). «В теории можно облагать как добытую породу, так и обогащенную — суть не в этом. Например, по ильмениту облагаются не пески, а обогащенная порода. Более того, ставку на ренту поднимать, и правда, надо. Но! Во-первых, на сколько? И во-вторых, с умом. В частности, стимулируя более глубокую переработку у нас в стране. Цены на железорудное сырье очень волатильны. Сейчас они довольно высоки и приносят сверхприбыль при ее вывозе (разумеется, вывозят в обогащенном виде). Но в будущем прогнозируется их падение. Было бы логично установить ставку, привязанную к ценам на главных сырьевых биржах или что-то в этом духе», — сказал в комментарии Украина.ру Сергей Саливон. Северный порт + Доводы металлургов и экономистов были услышаны. Комитет Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики признал непродуманным свой первоначальный подход к расчету рентных ставок на руду и предложил использовать формульный подход при определении ставки ренты на добычу железной руды. Ключевым показателем, от которого будет зависеть сумма рентных платежей, должна стать стоимость тонны ЖРС по индексу Platts в Северном порту Китая. По мнению представителей отрасли, присутствовавших на заседании, формульный подход больше прежнего учитывает специфику работы добывающих предприятий, но обязательно требует грамотного оформления. Соответствующие изменения депутаты пообещали внести в текст альтернативного законопроекта № 1210-1, которым они планируют заменить предложенный ранее документ № 1210. Эксперт Фонда общественной безопасности Юрий Гаврилечко уверен, что продолжающаяся вот уже месяц мыльная опера с законопроектом 1210 для многих представителей малого бизнеса может стать драмой. «…с уничтожением крупного бизнеса, против которого и направлен данный законопроект, малому останется только свернуться и уйти. Нет, не в тень, а с рынка украинского уйти. Потому как не будет, кого обслуживать. Ведь сокращение рабочих мест в крупном бизнесе это ликвидация платежеспособных клиентов для бизнеса малого и среднего», — написал Юрий Гаврилечко на своей странице в социальной сети. При этом он отметил, что в альтернативном законопроекте — определение первичной переработки осталось без изменений. «По сути, игры с альтернативным законопроектом 1210-1 являются хитрым тактическим приемом, имитацией плюрализма и якобы доработки базового законопроекта. В этой связи процитирую двух классиков. «Формально все правильно, а по существу — издевательство». «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Эти две цитаты очень точно отражают нынешнее состояние работы над законопроектом 1210». Экономический аналитик Александр Рябоконь надеется, что налоговые и рентные новшества, предлагаемые представителями новой власти, хотя бы частично будут "похоронены", не дойдя до стадии имплементации в законодательной сфере. Иначе все эти "реформы" обернутся катастрофическими последствиями для украинской промышленности, малого и среднего бизнеса и в социальной сфере. «Законопроект 1210 радикально меняет как устоявшиеся правила игры для крупных работодателей и налогоплательщиков, так и ключевые принципы формирования рентных платежей для горнодобывающей отрасли в частности. Если в категорию «первичная обработка сырья» включен довольно энергоёмкий и технологический процесс производства железорудного концентрата, агломерата и окатышей, то фактически речь идет уже не только о ренте на добычу полезных ископаемых, но и о введении дополнительного налога с оборота для железорудных ГОКов», — сказал Александр Рябоконь в комментарии Украина.ру. По его мнению, власть обязана учесть озвученные мнения и расчеты как украинских, так и зарубежных экспертов (в частности PriceWaterHouseCoopers (PWC). «Если рентные платежи по отношению к прибыли на Украине станут самыми высокими в мире, превысив в 2 — 10 раз уровень платежей в странах-конкурентах в металлургическом экспорте, то очевидно, что не следует ждать наполняемости доходной части бюджета от металлургов в следующем году. А, наоборот, закладывать в расходной части выплаты по безработице для рабочих ряда горно-обогатительных предприятий, ведь металлургические предприятия, несомненно, задумаются о выгодности импорта обогащённой руды по сравнению с оплатой украинского полуфабриката. Нужны ли украинской власти новые десятки тысяч безработных?— вопрос не риторический», — заключил Александр Рябоконь. И вопрос о том, "уест" ли Коломойский Ахметова с помощью нового закона (который вполне возможно, в ближайшие дни примет парламент), остается тоже пока открытым.