Депутатов не устраивает «коэффициент разорения»

Комитет Государственной думы по бюджету и налогам предложил Минэкономразвития провести коррекцию коэффициента индексации единого налога на вменённый доход (ЕНВД) для малого бизнеса на 2020 год. Мотивация парламентариев явно выходит за рамки бухгалтерских подсчётов. О том, что стоит за позицией профильного комитета Госдумы по одному из важнейших инструментов налогообложения, и почему не совпадают на этот счёт взгляды на Охотном ряду и в Доме правительства, — читайте в материале News.ru. Рекомендация депутатов — если она будет принята министерством — приведёт к тому, что налог в следующем году увеличится не на 4,9%, как заложено специалистами ведомства Максима Орешкина, а на 3,8%. В некоторых прогнозах указан даже ещё более низкий порог. В любом случае, разница чисто арифметически мизерная, но в масштабе формирования отчислений в федеральный бюджет цифра такова, что в таких случаях часто говорят, что здесь уже не экономика, а политика. Отдельный пункт, внесённый в проект бюджета на 2020 год, красноречив сам по себе: депутаты настаивают на коэффициенте, однозначно не превышающем уровень инфляции. Пока сложно с уверенностью утверждать, как отреагируют в министерстве, но ко мнению комитета, возглавляемое Андреем Макаровым, как правило, прислушиваются в правительстве, почти все рекомендации и пожелания комитета не остаются безответными. Так, в бытность прежних созывов активность профильного бюджетного комитета ГД, — в том числе при отстаивания приемлемого для малого бизнеса коэффициента ЕНВД, — была весьма результативной. Многим памятно, как в 2015 году было приостановлено его очередное повышение, которое активно лоббировалось в стенах Минэкономразвития. Уже был опубликован проект приказа о росте его ни много ни мало на 16%. На заседании комитета по бюджету и налогам 18 октября текущего года большинство присутствующих скептически оценивали депутатские возможности в сохранении мягкого для предпринимателей величины налога. Тем не менее, глава комитета Макаров предложил заместителю министра экономического развития Азеру Талыбову одним министерским приказом исправить ситуацию. Иначе, предупредил Макаров, дума может задним числом уже в новом году утвердить ту редакцию ЕНВД, в которой будет заложена величина, исключающая превышение годового показателя инфляции. Напомним, по итогам 2018 года единый налог на вменённый доход, как следует из данных Федеральной налоговой службы, в той или иной степени затрагивал 262 юридических лица и 1,2 млн индивидуальных предпринимателей. В принципе, заслуживает внимания в этом контексте тактика Минэкономразвития, которая сводится к тому, чтобы налог на малых и средних предпринимателей практически постоянно покрывал собой показатель инфляции. Максим Орешкин 22 октября констатировал, что инфляция и на этот раз будет ниже коэффициента. Неудивительно, что в этой связи всё больше представителей среднего класса из-за экономических неурядиц последних пяти лет уже открыто причисляют себя к бедным слоям населения, и шаги ключевого экономического ведомства страны совершенно их не устраивают, — когда в высоких правительственных кабинетах не определены чёткие приоритеты по защите интересов российского реального сектора экономики. При этом характерно, что методика расчёта коэффициента, прочно прижившаяся в стенах Минэкономразвития, пережила уже трёх глав министерства (Эльвиру Набиулину, Андрея Белоусова и Алексея Улюкаева), не меняясь практически в течение десяти лет. В составлении формулы задействована комбинация среднегодовых индексов потребительских цен за текущий и предыдущий годы. Вследствие того, что уровень среднегодовой инфляции за 2019 год достаточно высокий (4,7%), коэффициент-дефлятор ЕНВД также высчитывается высоким. Депутат Госдумы пяти созывов, член комитета VI созыва по бюджету и налогам, кандидат экономических наук Евгений Фёдоров, комментируя News.ru новость, выразил сомнение, что альтернативный вариант коэффициента, обозначенный депутатами — в противовес варианту Минэкономразвитя, каким-то кардинальным образом начнёт стимулировать весь реальный сектор экономики России. Евгений Фёдоров, член комитета VI созыва Госдумы по бюджету и налогам, кандидат экономических наук Но малому бизнесу, в отечественной промышленности составляющему долю, кстати, не более 10%, это решение может дать хороший импульс. Подчеркну, в Европе и Китае малый бизнес, — в отличие от нашего, если и существующего, то в основном в сфере услуг, — преимущественно носит именно промышленный характер. И его доля в национальных экономиках не 15%, как у нас, а соответственно не менее в среднем 60% и 55%. Также, по оценке эксперта, можно прогнозировать стимуляцию занятости, поскольку малый бизнес всегда подбирает занятость очень хорошо: пусть не всегда он много платит наёмному персоналу, но зато способен найти гибкие формы привлечения доходов — те же схемы краунфандинга, аутсортинга, временные системы договоров, и т.д. И, как следствие, действие думского варианта ЕНВД улучшит показатели по безработице, которые и без того не являются в настоящее время для российской экономики критическими, считает Фёдоров. Аналогично позитивно это должно сказаться и на кредитовании населения. Разумеется, в хорошем ключе скажется думский вариант налога и на общем балансе цен. По прогнозу парламентария, вполне можно ожидать в целом активизации потребительской среды, как и в целом — улучшения положения в социальной сфере в целом, а следовательно, и снятия напряжённости в общественной жизни страны.

Депутатов не устраивает «коэффициент разорения»
© News.ru