Проштрафиться по полной: чем опасны долги за коммуналку

Клеймо должника – характеристика не из приятных, особенно если дело касается оплаты коммунальных услуг. Чтобы в один прекрасный день не увидеть свою фамилию на информационном щите дома в списке недобросовестных плательщиков, следует отдавать "свои кровные" за коммуналку вовремя, а лучше заранее. Но как быть в случае длительного отъезда за границу? Просрочка какого размера считается основанием для отключения услуг? И что делать, если управляющая компания грозит "принудительным взысканием"? Сайт "РИА Недвижимость" обратился за разъяснениями к экспертами сферы ЖКХ и юристам, которые рассказали о правах и обязанностях плательщиков и поставщиков услуг друг перед другом. Десятого каждого месяца Оплата коммунальных услуг – обязательная часть ежемесячных расходов для каждого владельца квартиры. По статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники обязаны вносить ее каждый месяц до десятого числа включительно. При определенных обстоятельствах срок может варьироваться, например, если он установлен соответствующим договором управления многоквартирным домом или собственниками жилых помещений дома на общем собрании. Современные технологии позволяют оплачивать "коммуналку", не выходя из дома: с помощью мобильных приложений, через системы электронных платежей, онлайн-переводами на расчетный счет. Соответствующие сервисы также представлены на сайте "Госуслуги", для удобства москвичей предусмотрена оплата в личном кабинете на сайте mos.ru. Вносить оплату можно и по старинке, например, наличными в кассе управляющей компании или банка, почтовыми переводами, а также с помощью информационно-платежных терминалов. Как отмечает председатель МГКА "Власова и партнеры" Ольга Власова, собственникам даже не обязательно делать это лично. "Владелец имеет право поручать внесение платы за коммунальные услуги другим лицам, осуществлять предварительную оплату в счет будущих расчетных периодов и вносить плату частями, при этом не нарушая установленных сроков", – объясняет Власова. Сроки преткновения Чтобы избежать возможных конфликтов с управляющей компанией, следует заблаговременно оплачивать счета за коммуналку, а также четко понимать, с какого именно момента стоимость оказанных услуг считается погашенной. Как правило, на квитанциях об оплате ЖКУ и хорошо знакомых москвичам Единых платежных документах черным по белому печатается фраза: "Оплата должна быть произведена до…". Таким образом, отмечает адвокат и заместитель председателя МКА "Центрюрсервис" Илья Прокофьев, услуги считаются оплаченными с момента перечисления денежных средств потребителем. "Данная фраза говорит именно об оплате, а не о перечислении и зачислении денежных средств. Если оплата произведена потребителем вовремя, он выполнил свои обязанности", – говорит Прокофьев. При этом, добавляет он, возможные задержки, обусловленные банковскими операциями, не влекут для потребителя правовых последствий, поскольку он не может и не должен нести ответственность за действия третьих лиц. Например, если при оплате с помощью онлайн-сервисов или мобильного телефона платеж на расчетный счет исполнителя услуг поступает на пару дней позже крайнего срока оплаты, пеня потребителю не начисляется, разъясняет руководитель центра "ЖКХ Контроль" Московской области Валерий Мамчур. "Согласно части 14 статьи 155 ЖК РФ, с 31 по 90 день просрочки потребителю начисляется пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России на день фактической оплаты от невыплаченной в срок суммы. А с 91-го дня просрочки по день фактической платы размер пени увеличивается до 1/130 ставки", – замечает он. Прокофьев заключает: если оплата произведена потребителем вовремя, но проведена была позднее и на счет поставщика услуг поступила с задержкой, это не считается основанием для штрафов. Во избежание претензий со стороны поставщиков коммунальных услуг, адвокат советует сохранять квитанции об оплате коммуналки за предыдущие расчетные периоды хотя бы в течение трех месяцев. Не мал и дорог Долг за коммуналку не всегда возникает из-за безответственности плательщика. Даже самые добросовестные потребители болеют, уезжают в длительные командировки или банально забывают о неоплаченных счетах. Обнаружив небольшую задолженность, не стоит сразу впадать в панику, уверяет Власова. "Если долг составляет всего 300 рублей, то нельзя отключать из-за этого, например, свет, ведь отключение лишит человека возможности комфортно проживать в квартире. Кроме того, отключение коммунальной услуги должно быть соразмерно допущенному собственником нарушению", – комментирует эксперт. Другое дело, отмечает Мамчур, если сумма долга превышает несколько десятков тысяч рублей. По его словам, такая задолженность может возникнуть из-за длительных финансовых затруднений у потребителя, его постоянного низкого дохода или из-за нежелания вносить плату из-за низкого качества услуг. Крупный долг влечет за собой не менее масштабные последствия вплоть до последней меры – судебного разбирательства и приостановления или полного отключения услуги. Однако до обращения в суд управляющая компания обязана действовать по четкому регламенту и дать потребителю возможность исправить ситуацию. "В случае возникновения долга исполнитель услуг направляет потребителю уведомление о том, что в случае непогашения задолженности в течение 20 дней со дня доставки предупреждения предоставление коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено. При отсутствии технической возможности ограничения услуга может быть приостановлена сразу", – говорит Мамчур. Есть несколько способов уведомить потребителя о задолженности: вручить предупреждение под расписку, направить его по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, включить текст предупреждения в платежный документ, отправить сообщение на мобильный телефон, электронную почту или через личный кабинет потребителя в государственной системе ЖКЗ. Представитель управляющий компании также может позвонить неплательщику и уведомить о долге лично, при этом разговор будет записываться. В предупреждении в обязательном порядке указывается срок, до истечения которого должник обязан оплатить счета. Если этого не произошло, отмечает Мамчур, то поставщик услуг при наличии технической возможности ограничивает предоставление услуги. В случае непогашения задолженности по истечении 10 дней с момента введения ограничения, исполнитель имеет право приостановить оказание услуги. Однако согласно подпункту "в" пункта 119 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354, отключать отопление в квартире должника запрещено, равно как и холодное водоснабжение в многоквартирных домах. "Приостановить коммунальную услугу можно только за задолженность за конкретную услугу. Например, если долг за электроснабжение, то нельзя отключить водоотведение, а за долг за коммунальные и жилищные услуги нельзя отключать электричество. Кроме того, нельзя приостанавливать оказание коммунальных услуг за задолженность по оплате за жилое помещение, его ремонт и содержание, прекращать работу системы канализации, так как вследствие этого жилое помещение становится непригодным для проживания и не соответствующим санитарно-эпидемиологической безопасности", - объясняет Власова. Председатель МГКА "Власова и партнеры" добавляет: приостановление какой-либо коммунальной услуги также не должно создавать угрозу жизни и здоровью других лиц, которые не являются должниками. Например, если в квартире проживает мать-одиночка с ребенком, и долг числится за матерью, отключение воды в помещении может негативно сказаться на здоровье ребенка. В подобной ситуации прекращение водоснабжения осуществить невозможно. Отключение коммунальных услуг – последний способ воздействия на должника, когда все возможности мирного разрешения ситуации исчерпаны, хотя некоторые управляющие компании прибегают к еще одному методу: вывешивают в подъездах и на информационных щитах сведения о недобросовестных плательщиках с суммой задолженности. По мнению Власовой, подобная мера малоэффективна и достаточно спорна с точки зрения закона. Кроме того, подобные объявления не должны содержать никаких персональных данных должников. Не добившись результата уведомлениями и приостановлением услуг, управляющая компания вправе обратиться в суд, чтобы взыскать задолженность. В зависимости от суммы долга подается заявление о выдаче судебного приказа (если задолженность не превышает 500 тысяч рублей) или исковое заявление (если вынесение приказа невозможно, либо он был отменен), которое суд может рассмотреть в упрощенном порядке с вызовом сторон. Прокофьев отмечает: обращение в суд – единственная мера принудительного взыскания, которое управляющие компании вправе применять к должникам. "Впрочем, понятия "принудительное взыскание" фактически не существует. Такая терминология используется взыскателями, в том числе управляющими компаниями, для более эффективного убеждения должника. Иного пути, кроме как обращение в суд с требованием о взыскании задолженности, поставщик услуг ЖКХ предпринять не вправе", – подчеркивает Прокофьев. В соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном этим Федеральным законом, возлагается исключительно на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы, добавляет Власова. УК в суде получает судебный приказ или исполнительный лист на основании вступившего в законную силу решения суда о взыскании задолженности, затем передает этот документ приставам для возбуждения исполнительного производства. В свою очередь служба приставов предоставляет должнику срок для добровольного исполнения – до 5 дней. Если по истечении добровольного срока задолженность не погашена, в рамках принудительного исполнения с должника могут взыскать денежные средства, ценные бумаги, периодические выплаты (трудовые, гражданско-правовые, социальные), заработную плату. Под удар также попадают имущественные права недобросовестного потребителя, например, платежи, получаемые в ходе сдачи квартиры в аренду, а также интеллектуальные права. И это еще не все, добавляет Мамчур. Когда сумма задолженности превышает 30 тысяч рублей или долг свыше 100 тысяч рублей не уплачен по истечении двух месяцев со дня окончания срока для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель имеет право временно ограничить выезд должника из РФ с помощью соответствующего постановления. Как не проштрафиться Секрет мирных взаимоотношений с УК прост – полноценно оплачивать все коммунальные платежи и не допускать просрочек. А чтобы подстраховаться на случай длительного отъезда или непредвиденных жизненных обстоятельств, можно вносить небольшой аванс при погашении счетов. "Собственник вправе заплатить больше, чем указана сумма в квитанции, для оплаты будущих платежей. Во избежание недоразумений лучше указать в назначении платежа "Аванс". Переплачивая за ЖКУ, необходимо следить за общей суммой переплаты, чтобы не уйти в минус неожиданно для себя. При этом ограничений для переплаты нет. Бухгалтерия обслуживающей организации обязана исправно учитывать все деньги, внесенные собственником, и отражать их в последующей квитанции", – говорит Мамчур. Не будет лишним ознакомиться с обилием платежных интернет-систем и мобильных приложений и выбрать максимально удобное для себя. Имея возможность оплачивать счета из любой точки мира, не придется волноваться о просрочках из-за затяжных командировок или отпусков. Кроме того, отмечает Мамчур, если у собственника возникли обстоятельства, которые могут сказаться на своевременности платежей, стоит прийти в управляющую компанию и объяснить ситуацию. Как правило, в основной массе владельцам квартир идут на уступки, а это положительно сказывается как на отношениях потребителя и специалистов УК, так и на репутации собственника, который не бежит от проблем, а предупреждает их заранее.

Проштрафиться по полной: чем опасны долги за коммуналку
© РИА Новости