Когда лучше всего начинать приватизацию «Транснефти» и «Аэрофлота»

Министерство финансов России предлагает вернуться к рассмотрению возможности приватизации «Аэрофлота», «Транснефти», РЖД, Россетей, Русгидро и «Совкомфлота». Однако осуществить это станет возможным в 2021 году. Об этом в Госдуме заявил замминистра финансов Алексей Моисеев. Позиция ведомства сводится к тому, что доля государства в публичных акционерных обществах не должна превышать 50% + 1 акция. Такой доли, по словам Моисеева, достаточно для целей контроля государства над предприятиями. Позиция ровно такая, как её ранее озвучил министр: везде, где доля у нас значительно больше, надо внимательно посмотреть, насколько это обосновано. Есть случаи, когда это обосновано — связано с тем, что наличие публично торгуемых акций предполагает значительно больше прозрачности, а в нынешних условиях это не всегда оптимально, — сказал он. Напомним, что ещё в прошлом году Моисеев сообщал ТАСС о том, что государство может продать также и часть акций Сбербанка, правда, при этом, от контроля отказываться не собирается. В случае со Сбербанком вопрос о приватизации носит «принципиальный характер»: потому, что там есть префы, можно ещё немножко продать, не уступая госконтроль. Правда, пока еще решения по этому вопросу нет, заметил замминистра финансов. Спор о спросе По заявлению представителя ведомства, спрос на акции вышеперечисленных компаний в настоящее время является высоким. Однако эксперты с ним не согласны: бумаги данных корпораций сейчас в состоянии снижения инвестиционного интереса, полагают они. Вопрос цены. Российский фондовый рынок — один из самых недооцененных в мире, поэтому это проблема, — сказал News.ru старший аналитик «Атон» Михаил Ганелин. — Если цены на активы поднимутся, только тогда можно более «агрессивно» подумать о приватизации. По его мнению, начинать форсированную приватизацию имеет смысл при большом и большем чем сейчас количестве инвесторов, и при более высокой цене, чем сейчас. Никому пока не хочется продавать активы дёшево, — добавил эксперт. В свою очередь, заместитель директора института «Центр развития» при Высшей школе экономики Валерий Миронов полагает, что к 2021 году в России будет реальный экономический рост, что, вероятно, позволит продать все госпредприятия инвесторам за максимально выгодные деньги. Спешить не стоит Миронов объяснил News.ru, что выгода от приватизация госпредприятий в том, что этот процесс привлечёт большое количество проектов и позволит выбирать среди них. Сейчас же госкомпании управляются неэффективно, по-чиновничьи, уверен экономист. Поэтому, по его мнению, стоит подождать больше мнений со стороны частного сектора при принятии решений о приватизации. Спешить не стоит, так как в настоящее время царит неопределенность относительно экономического роста. Кроме того, не ясно, какой вектор будет преобладать в развитии — восточный или западный? Кто будет вкладывать деньги — китайцы или европейцы. Пока наш основной торговый партнёр — ЕС. Но всё может перемениться, так как они продолжают применять санкции, — сказал Миронов. Он добавил, что выбор международного направления — точка зрения на стиль и динамику развития предприятий. По его словам, с высокой долей вероятности в приватизации будет участвовать и российский бизнес. Кроме того, сказал Миронов, важен и объём акций инвесторов — 5%, 10% или 15%, поскольку это даёт право голоса в совете директоров. Это прогрессивно, так как создаёт пул независимых людей в советах директоров предприятий, — отметил профессор ВШЭ. Пока предложение Приватизация РЖД, «Аэрофлота» и других предприятий — пока только предложение, поскольку финальных решений не принято, сказал Ганелин. Эти идеи звучат постоянно, и озвученное Моисеевым — только план на следующие три года. Но таким же планом был и предыдущий, — замечает эксперт «Атон». — Желание у правительства есть, но острой необходимости нет. Скорее всего, будут ориентироваться на внешнюю конъюнктуру. Он полагает, что в данный момент масштабная приватизация не является приоритетной задачей для кабмина, так как бюджет страны в хорошей форме — профицитный.

Когда лучше всего начинать приватизацию «Транснефти» и «Аэрофлота»
© News.ru