В первом приближении

На традиционных встречах по окончании сельхозсезонов обсуждаются основные проблемы развития аграрной отрасли. На этот раз в рамках трех сессий и круглого стола обсуждались экспорт продукции российского АПК, внедрение цифровых решений в отрасли, регулирование быстрорастущего «зеленого» сегмента рынка, а также развитие жилищного сектора на сельских территориях. Стратегическую сессию открыла Оксана Лут, заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации. Она сообщила о структуре и объеме экспорта сельхозпродукции. К 2024 году объем экспорта должен увеличиться более чем в два раза — до $45 млрд. В текущем году он достигнет $19,3 млрд. Лидером в структуре экспорта является пшеница, хотя и произошло небольшое снижение доли зерновых в экспорте (до 33%). При этом сельхозпроизводители наращивают экспорт продукции с добавленной стоимостью – рост незерновой группы составил 13%. Основной вклад в это увеличение дала рыбная продукция. В лидерах также масложировая отрасль – рост 26%. Мясомолочная группа тоже демонстрирует стабильный рост. Здесь лидерами являются производители птицы. На втором месте свинина и баранина. Ставят рекорды по объему экспорта и кондитеры, осваивающие новые рынки. На поддержку экспортеров министерство выделяет 50 млрд рублей. Уже отобрано 14 компаний — получателей грантов, на очереди еще 15. О финансовой поддержке производителей сельхозпродукции рассказала Ирина Жачкина, первый заместитель председателя правления Россельхозбанка. Первое направление деятельности банка – инвестиции в российское производство, направленные на увеличение объема производства и улучшение качества продукции. Второе направление — кредитование проектов, осуществляемых за рубежами страны с участием российских и иностранных инвесторов. Наибольший интерес представляет Китай, а также развивающиеся государства. Создавая производство в зарубежных странах, мы создаем гарантированный рынок экспорта сырья. Сегодня 25% российских экспортеров являются клиентами Россельхозбанка. Кредиты экспортноориентированным производителям превосходят 200 млрд рублей, и до 2024 года этот портфель планируется нарастить до 450 млрд рублей. Между тем, в вывозе сельхозпродукции за рубеж остается много нерешенных вопросов. Часть из них затронули в своих выступлениях остальные спикеры сессии. Рассматривались преимущества российского агросектора на глобальном рынке, стратегия вывода и продвижения российских сельскохозяйственных товаров за рубежом. Оказывается, не всегда понятно, как позиционировать отечественную продукцию с учетом разницы менталитетов, как построить эффективную маркетинговую стратегию и конкурировать с местными брендами. Участники встречи обсудили, есть ли реальные перспективы у вывоза продукции с добавленной стоимостью, какие виды товаров могут пользоваться успехом, какие нюансы нужно учесть в производстве, чтобы оно было ориентировано на экспорт. Вторая сессия IV Аграрного форума была посвящена переходу сельскохозяйственной отрасли от аналогового периода к цифровой эре. Чтобы обеспечить растущий спрос на продовольствие и снизить издержки, отечественным производителям предстоит все активнее разрабатывать и внедрять инновационные технологии. Сельскохозяйственная отрасль активно развивается, используя инновационные решения, однако по цифровизации агробизнеса России все еще отстает от большинства стран. Владислав Беляев, директор по информационным технологиям «Группы Черкизово» отметил, что сейчас ни один бизнес не может обойтись без цифровых технологий. Однако диджитализация не сводится к набору технологий. Это продукт, который серьезно меняет отрасль. И надо четко отличать диджитализацию от автоматизации. По мнению Владислава Беляева, одна из главных областей приложения диджитализации — наблюдение за животными. Когда их поголовье исчисляется сотнями тысяч, мониторинг их здоровья, состояния — очень важная задача. Второе направление для внедрения цифровых технологий – это все вопросы, связанные с прогнозированием и планированием. Сергей Потапов, советник председателя наблюдательного совета «Национальной инвестиционной компании», провел опрос IT-директоров агрохолдингов и небольших компаний и выявил направления цифровизации в агросекторе. 80% ответов относится к использованию дронов и АСУТП для сельского хозяйства. Дроны – как для аэрофотосъемки, так и для опыления, орошения, полива. Выявилась потребность в дронах, которые могут долго летать (не менее 12 часов). Необходимо решать задачи геопозиционирования и геолокации, контроля ситуации на поле — расходов материалов, пестицидов, посевного материала, топлива. 60% спроса относится к промышленному интернету, технологиям беспроводной связи. Порядка 40–50% опрошенных проявили интерес к технологии больших данных. Предполагается их использование в прогнозировании и планировании. Томас Доренвендт, руководитель семеноводческого бизнес-блока ГК «Агротерра», рассказал о практике использования цифрового алгоритма внесения удобрений на полях. Специально созданное цифровое решение должно было оптимизировать применение удобрений. Цифровой алгоритм предложил использовать намного больше удобрения, чем предполагалось на одних культурах, а на других совсем их не использовать. Посоветовавшись, агрономы решили поступить иначе и внесли на каждую культуру хотя бы минимальное количество удобрений. Результат показал: надо было прислушаться к цифровому решению. В итоге, в компании приняли решение продолжить тестировать цифровой алгоритм в ближайшие сезоны. Очевидно, что модель работает, осталось только выстроить с ней взаимопонимание. Тема третьей сессии — органическая и «зеленая» продукции. Это быстрорастущий сегмент рынка, нуждающийся в регулировании. С 1 января 2020 года вступает в силу закон о сертификации органической продукции, согласно которому производители такой продукции должны будут иметь соответствующий подтверждающий сертификат. Тогда же начинается развитие направлений под брендами «Экологически чистая продукция» и «Зеленый знак». Этим знаком будет отмечена иная (не органическая) сельскохозяйственная продукция, выращенная или произведенная с использованием методов бережного отношения к окружающей среде. Исследования показали интерес нашего населения к продуктам здорового образа жизни. 60% наших сограждан готовы покупать такие продукты, однако точного понимания, что это такое, у большинства нет. В частности, 28% опрошенных полагают, что это фермерская продукция, а 22% считают, что это товары, которые имеют пометку «эко», «био», «органик» или просто окрашены зеленым цветом. Реально пока лишь 2% россиян покупают органическую продукцию. В то же время, ее мировой рынок на сегодняшний день составляет 90 млрд долларов — за последние 10 лет он вырос в пять раз. В ходе дискуссии ее участники попытались выяснить, с чем связаны такие невысокие цифры потребления органической продукции в России — с отсутствием качественной продукции, высокой стоимостью или недостаточным информировании? Спикеры конференции полагают, что это связано со стандартизацией и сертификацией органической и «зеленой» продукции, организацией торговли, создания отечественных «зеленых» брендов. Отдельный «круглый стол» форума был посвящен развитию жилищного сектора на сельских территориях. Среди его спикеров и участников были представители Россельхозбанка, Минсельхоза РФ, риелторы, административные работники, строители, архитекторы и работник и сельскохозяйственной отрасли. Обсуждались принципы реализации ипотечных программ на сельских территориях, основные инструменты ипотечного кредитования, механизмы снижения стоимости индивидуального строительства, инструменты государственной поддержки работодателей в вопросах реализации жилищных проектов на селе, а также синхронизация кредитных банковских продуктов с инструментами государственной поддержки. Развитие сельского жилищного строительства активизировалось в ряде российских регионов. Обычно эта активизация связана с запуском новых производств. Так, на юго-западе Свердловской области строится крупный животноводческий комплекс на базе действующего предприятия. Проект предполагает производство сырого молока высокого качества объемом 41 тонна в сутки и строительство новой фермы на 1,8 тысячи фуражных коров с полным циклом выращивания молодняка. На проектную мощность комплекс выйдет в 2022 году. Чтобы обеспечить кадрами новые мощности, Артинскому городскому округу, выделили 20 миллионов рублей из бюджета региона на проектирование трех объектов социальной инфраструктуры и площадки под комплексное жилищное строительство в селе Сажино. Дома предназначены для специалистов будущей молочно-товарной фермы. Аналогичный опыт есть в Курганской, Тамбовской, Новосибирских областях. Однако, пока объемы строительства в селе недостаточно высоки, что приводит к постоянному оттоку сельских жителей в города и создает проблемы обеспечения кадрами агробизнеса. Возможно, ситуация изменится с началом активной реализации государственной программа «Комплексное развитие сельских территорий», принятой в этом году. Общий объём финансирования госпрограммы в 2020–2025 годах запланирован в объеме около 2,3 трлн рублей, в том числе за счёт федерального бюджета – 1 трлн рублей. Виталий Миронюк

В первом приближении
© АГРОXXI