Эксперты промышленного садоводства, виноградарства и ягодоводства рассказали о тенденциях в индустрии

Инна Николаевна Рыкова, Руководитель центра отраслевой экономики, Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации (НИФИ) Как Вы прокомментируете текущую ситуацию на российском рынке в отрасли садоводства/виноградарства? Какие перспективы отрасли? На сегодняшний день отрасль садоводства и виноградарства находится в стадии активного развития. Этому способствует неудовлетворенный спрос внутреннего рынка, который обусловлен низким объемом производства товарной продукции и сокращением импорта на 20-26% начиная с 2015 г. Производство Регионы, производящие семечковые в количестве 81% от общего объема продукции: количество субъектов РФ сократилось с 24 до 20 за 2007-2017 гг. Наиболее крупные объемы производятся в Краснодарском крае — 21%, Кабардино-Балкарской Республике — 13%, Волгоградской области — 6%, Республике Дагестан — 6%. Валовые сборы семечковых по видам субъектов производства за прошедшие десять лет имели тенденцию к укрупнению, так доля сельскохозяйственных организаций увеличилась с 39% до 45%, а доля хозяйств населения – сократилась с 60% до 49%. Оценивая эффективность производства, мы отметили факт значительного роста урожайности в сельскохозяйственных организациях и КФХ на 117% и 311% за 2010-2017 гг. при росте урожайности в хозяйствах населения только на 3%. Количество регионов, на которые пришелся 81% производства косточковых в период 2010-2017 гг. сократилось с 26 до 22. Наибольшие объемы производства пришлись на Краснодарский край — 13%, Республику Дагестан — 12%, Ростовскую область — 7%, Волгоградскую область — 7%, Республику Крым — 6%. Важно сказать, что 90% косточковых производится хозяйствами населения, но за прошедшие 10 лет динамика производства у них самая низкая – 14%, а темпы роста производства сельскохозяйственных организация и КФХ составила 145% и 166% соответственно. Данный факт подтверждает рост применения интенсивных передовых технологий производства семечковых культур в хозяйствах крупных с.-х. производителей. Сходная ситуация в части распределения объемов производства и динамики за этот же период 2010-2017 гг. наблюдается в выращивании ягодной продукции: объем производства в хозяйствах населения составляет 98% при отрицательной динамике производства -11%, рост производства в сельскохозяйственных организациях и КФХ составил 2% и 299% соответственно. На сегодня 82% производства винограда в России формируются в 4 регионах: Краснодарский край — 42%, Республика Дагестан — 36%, Республика Крым — 15%, Ставропольский край — 7%. В структуре производства винограда преобладают сельскохозяйственные организации — 68,6%, хозяйства населения — 27,5%, а на крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальных предпринимателей (далее КФХ) приходится 3,9%. За прошедшие 10 лет в производстве винограда сократилась доля сельскохозяйственных организаций на 5,7% за счет роста хозяйств населения на 3,7% и КФХ на 1,9%. Переработка Переработка продукции садоводства сегодня располагается в 4 регионах, на которые приходится 82% от выручки по стране от реализации готовой продукции: Московская область — 31%, г. Санкт-Петербург — 26%, Краснодарский край — 21%, Белгородская область — 4%. Отмечается положительная динамика роста выручки переработчиков из центральных регионов страны, но их значения в общем объеме выручки находятся в пределах 0,1-2%. Среди южных регионов производителей 89% выручки приходится на Краснодарский край, а на Кабардино-Балкарскую республику 10%. На Ставропольский край, Республику Дагестан, Республику Крым, Ростовскую область на всех вместе приходится доля в выручке 0,5%, что является негативным фактором с точки зрения удаленности переработки от районов основного производства, что оказывает влияние на удорожание перерабатываемого сырья за счет логистических расходов, а также на снижение добавленной стоимости региона-производителя сельскохозяйственной продукции. В отрасли переработки вина из винограда, код ОКВЭД 11.02, обращает на себя факт наличия регионов не производителей, в числе которых формируется 82% выручки. Так, например, г. Санкт-Петербург не производит виноград, а перерабатывает 13% общероссийского объема и одновременно входит в лидеры по импорту винограда. Перспективы развития отрасли переработки винограда в других регионах на сегодня и ближайшие 2-3 года мы видим как незначительные по уровню инвестиционной активности в основной капитал и росту средней численности работников отрасли. Положительную динамику в переработке винограда имеет только Ленинградская область. Какие риски существуют для участников рынка? Какие есть пути преодоления этих сложностей? На наш взгляд, к основным рискам садоводства и виноградарства относится в первую очередь ценовой риск, возникающий под давлением импортной продукции и внутренней логистики в стране. Высокая волатильность цен в периоды уборки и ожидания нового урожая, бесконтрольный ввоз садоводческой продукции из других стран и их ценовая политика создают условия для снижения конкурентных преимуществ отечественного производства. Так же мы отмечаем риск сбыта готовой продукции семечковых, косточковых и ягод, который обусловлен высокой долей в производстве хозяйств населения. Именно развитие мощностей хранения и переработки в непосредственной близости от производства способно решить проблему повышения уровня товарности готовой продукции. Мы отмечаем высокий уровень зависимости от импорта саженцев, 82% которых приходится на Беларусь, Польшу, Нидерланды, Венгрию, Литву и Украину. Ежегодно наблюдается высокий рост поставок из Белоруссии, причем если подробнее изучить импорт в Белоруссию, то очевиден факт реимпорта Европейских стран, сокративших после 2014 года поставки саженцев в Россию. Данное экономическое явление способно увеличить себестоимость на выходе готовой продукции в России, а также приводит к завышению государственных расходов на поддержку подпрограмм развития садоводства и виноградарства. Снижением негативных последствий от превалирующего объема импорта саженцев станет активное развитие питомников внутри страны. Что может поспособствовать развитию отрасли садоводства/виноградарства? Отмечая факторы, способствующие развитию отрасли садоводства и виноградарства, прежде всего хотелось бы сказать о низком уровне информационного сопровождения отрасли. Так, например, Росстат ведет аналитику только по группам производимой продукции: группа семечковые, косточковые, ягоды, что усложняет оценку продовольственных балансов в разрезе видов продукции. Сюда же мы отнесем необходимость классификации закладываемых саженцев с целью спецификации сортов выращивания для потребления в сыром виде или для производства соков. Как две чаши на весах на сегодня стоят два вопроса: поддержка внутреннего производителя и сохранение интересов покупателей в части розничных цен. Развитию отрасли на микроуровне может способствовать организация дополнительных отраслей, технологически связанных с садоводством, а также организация собственного производства органических удобрений за счет создания небольшого животноводческого хозяйства. Данный подход может снизить себестоимость готовой продукции до 33%, а производительность труда и рентабельность производства увеличит в 1,5-2 раза. Как Вы оцениваете обеспеченность материально-технической базой отрасль садоводства/виноградарства? На сегодня для обеспечения ежегодных темпов закладки интенсивных садов на площади 14,5-15,5 тыс. га при посадке 1500-2000 шт. саженцев на 1 га необходимо около 31 млн. саженцев садовых деревьев. И даже при этой динамике закладки садов и плодоношении через 4 или 5 лет при урожайности 20 тонн/га в стране будет произведено лишь 1046,25 тыс. тонн товарной продукции к 2025 году. Поддержание высокого уровня урожайности садоводства и виноградарства станет возможным за счет применения органических удобрений и использования качественного посевного материала. По нашим оценкам, потребность в органических удобрениях составит от 108,5 млн. тонн в год, что на сегодня является сложно выполнимой задачей по причине недостатка этого ресурса, так в 2017 г. было произведено лишь 214 тыс. тонн удобрений животного и растительного происхождения, а из этого следует, что выбор оптимальных сортов саженцев приобретает важнейшее значение в достижении продовольственной безопасности. Основной объем саженцев импортируется из Европы. Планы развития отрасли садоводства раскрывают перед питомниками не только большие перспективы развития, но и жесткие требования к качеству выращиваемых саженцев для обеспечения высокой урожайности. Со слов представителей питомников на сегодня наиболее актуальная проблема в обеспечении спецтехникой отечественного производства. Разработка данной спецтехники совместно с питомниками позволила бы сократить себестоимость выпускаемой продукции и в итоге сократить издержки производителей продукции садоводства и виноградарства. Наряду с выполнением заданных производственных темпов важно сохранить урожай. Срок хранения собранной продукции увеличивается в два раза при закладке на хранение в день уборки, обеспечив тем самым сохранность и товарный вид продукции вплоть до завершения сельскохозяйственного года. Способны ли принятые государственные меры по стимулированию садоводства/виноградарства сделать Россию уверенным игроком на международном рынке? На наш взгляд, принимаемые государственные меры по стимулированию садоводства и виноградарства достаточны, чтобы сохранить текущий темп производства. Цель действующей государственной программы по поддержке садоводства и виноградарства не предусматривает выход России на международный рынок. Необходимо формирование новых целей, оценивая вероятные ниши для экспорта и стоимость входа в эти ниши как для производителей, так и для страны в целом. В завершении, хотелось бы сказать о возможных дополнениях к существующим мерам государственной поддержки, которые, на наш взгляд, позволят повысить качественно развитие отрасли садоводства и виноградарства: Совершенствование внешнеэкономической политики в области квот и регулирования периода и сроков для ввоза импортной продукции в страну с целью сохранения интересов внутренних производителей и потребителей. Интенсификация развития питомников, в том числе перенос производства саженцев в Россию. Стимулирование повышения урожайности садовой продукции за счет организации аграрных вспомогательных предприятий. Разработка мер по стимулированию повышения уровня товарности производимой продукции в личных хозяйствах населения. Создание мер по поддержке переработки производства продукции в регионе. Стимулирование развития производства в КФХ и производственных кооперативах. Тамара Валентиновна Решетникова, Генеральный директор исследовательской компании «Технологии Роста» Как Вы прокомментируете текущую ситуацию на российском рынке в отрасли садоводства? Какие перспективы отрасли? Фруктовый бизнес в РФ сегодня стоит только на первом этапе интенсивного развития. В отличие от подавляющего большинства стран мира (кроме, пожалуй, стран – бывших республик СССР) в России до сих пор основная часть садовых насаждений принадлежит населению, а не товарным производителям, что накладывает на отрасль специфичный отпечаток. Самыми характерными чертами текущего состояния отечественного садоводства по сравнению с общемировыми трендами являются: Преобладание традиционных высокорослых садов в общей площади насаждений, Преобладание устаревших агротехнологий, Высокая зависимость бизнеса от посадочного материала зарубежной селекции, Высокая зависимость бизнеса от импортной садовой техники и оборудования, Низкая товарность значительной части продукции, Низкая урожайность в среднем по стране, Низкая обеспеченность холодильными мощностями для хранения продукции до следующего урожая, Профицит свежих фруктов в сезон сбора урожая в садоводческих регионах, Дефицит локальных свежих фруктов в течение 8 – 9 месяцев по каждой культуре, Высокая зависимость от импорта свежих фруктов и ягод, Сезонная концентрация потребительского поведения, Растущий интерес конечного потребителя к свежим фруктам и ягодам вне сезона сбора. Какие риски существуют для участников рынка? Какие есть пути преодоления этих сложностей? Развитие отечественного производства фруктов и ягод на протяжении всего постсоветского периода сдерживалось рядом проблем, основная часть из них актуальна и сегодня. Ключевой проблемой в промышленном садоводстве является технологическое отставание. В стране пока слишком мало садов интенсивного типа — с высокой плотностью посадки низкорослых сортов, способных давать урожай по 35–50 тонн с гектара. Более половины садов РФ старше 30 лет, их нормативная урожайность — до 15 тонн/га. Продукция отечественного садоводства часто не соответствует современным требованиям для хранения и сбыта, что снижает ее конкурентоспособность в условиях открытого рынка. Самые серьезные проблемы с товарностью и хранением – у продукции старой «советской» селекции, выращиваемой в садах традиционного типа. Большой проблемой остается фактическое отсутствие отечественного посадочного материала для интенсивных и суперинтенсивных садов, что вынуждает инвесторов делать масштабные закупки саженцев за рубежом. Процесс становления собственных питомников в России идет, но он не может быть быстрым. К специфическим рискам садоводства в большинстве регионов России относится и климат. Повлиять на погоду нельзя, но применение современных агроприемов, оборудования и техники позволяет существенно снизить внешнее неблагоприятное влияние. Например, капельное орошение, противоградные сетки, шпалерные конструкции и т.п. Что может поспособствовать развитию отрасли садоводства? До недавнего времени высокая капиталоемкость отрасли и длительный срок окупаемости делали эту отрасль малопривлекательной для бизнеса. Однако в последнее время интерес инвесторов, в том числе непрофильных, к промышленному садоводству значительно возрос и продолжает расти. Важным стимулом к закладке новых садов является государственная поддержка новых проектов. Кроме самих садов крайне необходимы инвестиции в долговременное хранение плодов. Российский бизнес вышел на такую стадию, когда вкладывать деньги в товарное выращивание яблок для их сезонной реализации (в сентябре-октябре) уже не имеет коммерческого смысла. Но самым надежным локомотивом развития отрасли, безусловно, может стать только растущий потребительский спрос на свежие фрукты и ягоды. Условиями роста спроса являются 2 основных момента: восстановление среднедушевых доходов основной массы населения (которое пока никак не начинается, к сожалению) и популяризация ЗОЖ в целом и здорового питания в частности. Именно второй фактор сегодня и формирует потребительский спрос. Какие проекты по модернизации существующих садов, закладке интенсивных садов, увеличению мощностей по хранению/переработке, развитию питомниководческого центра Вы считаете наиболее успешными? Сад-Гигант в Краснодарском крае (Прим. ред.: Сад-Гигант – один из крупнейших в России производителей плодов и ягод. Хозяйство расположено в Славянском районе Краснодарского края. Основное направление деятельности – производство и продажа фруктов, посадочного материала, рассады.) Сад Гигант-Ингушетия в республике Ингушетии (Прим. ред.: Компания занимается производством плодов. Первые сады были заложены в 2013 году в Нестеровском сельском поселении Республики Ингушетии. Компания работает по интенсивной итальянской технологии, которая предусматривает получение урожая в первый год посадки. В 2018 году было собрано порядка 20 тысяч тонн яблок.) Алма-Продакшн в Краснодарском крае (Прим. ред.: Компания «Алма Продакшн» занимается выращиванием яблок в Краснодарском крае. Площадь садов – 330 га. При закладке садов использовались французские и итальянские саженцы.) АФГ Националь на Кубани и в Поволжье (Прим. ред.: Компания «АФГ Националь, крупнейший в стране производитель риса, реализует проект по закладке суперинтенсивных яблоневых садов с 2015 года.) Как Вы оцениваете обеспеченность материально-технической базой отрасль садоводства? Пока еще наши садоводы слишком сильно зависят от зарубежных производителей, техника и оборудование которых совершенствуются в течение нескольких поколений владельцев компаний. Например, в Италии успешно работают семейные предприятия с 50-70-ти летней историей, они действительно досконально знают потребности садоводов, анализируют эффективность применения каждого вида подвески или другого оборудования, следят за изменениями в селекции и потребительском спросе и реализуют все выводы в своей продукции. Отечественные производители садовой техники пока еще руководствуются «общими» принципами производства и не стремятся стать экспертами в отрасли с огромными практическими знаниями по улучшению бизнеса своих клиентов и их финансовых результатов. Способны ли принятые государственные меры по стимулированию садоводства сделать Россию уверенным игроком на международном рынке? Повысить роль России на международном фруктовом рынке может отечественный бизнес и наши инвесторы, а если государство будет помогать – это ускорит процесс становления отрасли. Инвестиционная привлекательность промышленного садоводства, как и любого другого ресурсоемкого вида агробизнеса, зависит не только от объемов господдержки, но и от их стабильности и гарантированности. Период окупаемости интенсивных садов достигает 7-8 лет, именно поэтому так важны предсказуемость и логичность решений и обязательств Правительства. Сергей Иванович Лебедев, Генеральный директор, Alma Valley Расскажите, пожалуйста, о Вашем ультрасовременном винзаводе. В чем Ваша особенность и отличие от коллег по цеху? Наша винодельня работает по гравитационному принципу, на сегодняшний день Alma Valley в Крыму единственный подобный проект. Мы успешно применяем современные технологии в виноделии в совокупности с накопленным опытом и учитывая особенности терруара альминской долины. На виноградниках преследуем исключительно органические принципы землепользования. В процессе ферментации особое внимание уделяем контролю температур, это в большой степени касается белых вин. Брожение проходит при 15 градусах. Что касается красных вин, мы применяем пять разных способов экстракции – работы с «шапкой» (мезгой). Учитывая особенности года, сорта винограда, микротерруара используем определенный способ – пижаж, ремонтаж, барботаж, делистаж… Как Вы прокомментируете текущую ситуацию на российском рынке в отрасли виноградарства? Какие перспективы отрасли? Последние несколько лет рынок вина в России, с точки зрения потребляемого объема, относительно стабилен. Но четко прослеживаются следующие тенденции: Рост объемов импортного вина и снижение объемов отечественного вина Рост низкоценового сегмента вина (до 250 руб. за бутылку на полке магазинов) и снижение среднеценового (400 – 550 руб. за бутылку) За последние 3 года нашу страну «заполонило» дешевое и, к сожалению, некачественное импортное вино. Если раньше стоимость импортного вина начиналась от 500 руб. за бутылку на полке, то сейчас почти везде вы можете увидеть вина Франции, Италии, Испании за 200-250 руб. Если прибегнуть к простой арифметике и из цены 200 руб. вычесть: накрутку импортера, накрутку розничной сети, таможенную пошлину, акциз, расходы на транспортировку из-за границы, стоимость самой стеклянной бутылки, этикетки, пробки, то на жидкость, которая находится внутри бутылки, практически ничего не остается! Внутри не вино! Но, к сожалению, Российский потребитель пока слабо разбирается в вине и в основном «реагирует» на страну-производителя. Тем не менее я верю, что у Отечественного виноделия – хорошие перспективы для развития. Государство уже обратило внимание на сложившуюся негативную ситуацию и готовит соответствующие меры по защите потребителей и поддержке отечественных производителей вина. С какими сложностями сталкивается Ваш бизнес? Какие риски существуют для участников рынка? Какие есть пути преодоления этих сложностей? Риски и сложности одинаковы для всех Виноградарей и Виноделов. Наш бизнес требует огромных финансовых вложений на начальном этапе, а отдачу мы начинаем получать только через 3-5 лет. При этом риск плохих климатических условий и низкого урожая никто не отменял. Но, благодаря поддержке государства по субсидированию – посадки винограда, мелиорации, закупки техники и т.д., мы себя чувствуем достаточно уверенно. Несколько лет назад наше государство приняло политику по развитию отечественного виноградарства и виноделия. Сейчас мы понимаем, что в эту политику должны быть включены и Розничные Сети. Иначе донести до потребителей преимущества Российского Вина невозможно! Как Вам удалось за такой сравнительно короткий период стать одним из лидеров отечественного виноделия и завоевать рынок? Секретов никаких нет. Для достижения успеха нужны: сырьевая база, высокотехнологичное производство, продукт высокого качества, широкая дистрибуция. Мы создали все это и сейчас для нас основная задача – доносить до потребителей, что наше вино – одно из лучших на нашем рынке и намного опережает по качеству большинство импортных вин. Что может поспособствовать развитию отрасли виноградарства? Государство уже многое делает для этого. Но имеется большая проблема с нехваткой рабочих рук на виноградниках. Надо развивать инфраструктуру села. Для того, чтобы молодежь не уезжала в города, а оставалась работать на виноградниках. Какие проекты по модернизации существующих виноградников, закладке новых виноградников, увеличению мощностей по хранению/переработке Ваша компания реализует? Мы переходим на свой посадочный материал. Речь идет о нашем собственном питомнике. Это фундаментально важная вещь для полного цикла производства. Питомниководство в Крыму переживало упадок. Наш питомник построен близ винодельни, мощность до трех миллионов прививок в год. То есть это в перспективе обеспечит потребности и других винодельческих хозяйств Крыма. Каждый год мы увеличиваем наши посадки, на сегодняшний день это 300 га собственных виноградников. Мы следим за новинками в технологии производства, объемы которого растут и винодельня доукомлектовывается. Как Вы оцениваете обеспеченность материально-технической базой отрасль виноградарства? Все Виноградарские-Винодельческие Предприятия, являющиеся лидерами на рынке, используют самые передовые мировые технологии, оборудование и технику. В наше время, без этого, невозможно добиться успеха! Способны ли принятые государственные меры по стимулированию виноградарства сделать Россию уверенным игроком на международном рынке? Как я уже отмечал, государство уже много сделало и продолжает делать для развития виноградарства. Нам нужен закон о Виноградарстве и Виноделии, который уже претерпел не одну редакцию, но до сих пор не принят. Александр Александрович Лукьянченко, Директор, ООО «Ягоды Черноземья» Вступительный комментарий: «Наша компания ООО «Ягоды Черноземья» организована в 2017 г., входит в ГК «Королёв Агро». С 1988 года мы занимаемся обслуживанием сельского хозяйства в части проектирования, поставки и монтажа оборудования для систем орошения в открытом и защищённом грунте, занимаемся поставкой удобрений, саженцев, и теперь уже предоставляем консалтинговые услуги по выращиванию ягодных культур. Изучая технологии производства сельскохозяйственных культур, мы глубоко погрузились в эту тематику, что в последствии стало толчком к созданию собственных производственных площадок. Изначально мы выбирали между садоводством и ягодоводством, но для старта развития хозяйства мы выбрали направление промышленных плантаций ягод как самое неразвитое и перспективное направлении в России. В ягодном бизнесе, как и в других отраслях, имеется большая номенклатура, но на этапе создания наш выбор пал именно на голубику. Объясню почему. Земляника, по-прежнему одна из самых потребляемых ягод. Её доля более 85% от общего объема импорта ягод и более 80% от общего объёма производства внутри страны. Учитывая объёмы импорта, чувствуются объёмы недопроизводства. На втором месте по потреблению малина. Доля импорта и производства примерно одинакова, порядка 8%, оставшиеся 7% — это другие ягоды. Мировая тенденция показывает стремительное развитие по производству, потреблению и переработке нишевых для нас культур – это голубика и жимолость. Это те культуры, которые можно сказать сегодня отсутствуют на промышленной производственной площадке. Доля импорта голубики и вовсе 99,9%. Поэтому своё производство мы начали именно с голубики. На сегодняшний день у нас заложена самая технологичная плантация голубики в России. В следующем году мы планируем заложить первые 50 га сада современных коммерческих сортов с внедрением новейших технологий производства». Как Вы прокомментируете текущую ситуацию на российском рынке в отрасли ягодоводства? Какие перспективы отрасли? Если обратить внимание на статистику импорта и объемы производства внутри страны за последние несколько лет, то становится ясно, что это одно из самых перспективных направлений сельского хозяйства. Объём импорта ягоды на СВЕЖИЙ рынок в 2015 году составил 36 тысяч тонн, для сравнения в 2018 году — 58 тысяч тонн, из них голубики в 2015 году — 1,7 тысяч тонн, а в 2018 году — 6,1 тысяч тонн. Т.е. четко просматривается развитие культуры потребления свежих ягод в России. При всем этом объемы производства ягод внутри страны уже как два года стоят на месте на уровне 15 тысяч тонн ВАЛОВОГО сбора (и на свежий рынок, и на переработку). С какими сложностями сталкивается Ваш бизнес? Какие риски существуют для участников рынка? Какие есть пути преодоления этих сложностей? Одна из самых больших сложностей — это получение качественной продукции, что влияет на систему и стоимость реализации. Бытует мнение, что потребители ягод – это люди с большими кошельками, поэтому выгода от розничной торговли очевидна. Но это мнение можно развеять, ягоды сегодня потребляют не только богатые люди. Сегодня, очень маленькое количество производителей ягод работают с организованным ритейлом. Большинство предпочитает реализацию с поля посредникам-оптовикам, которые, на мой взгляд, слабо формируют устойчивый рынок. Условия сотрудничества с ними, конечно, проще, они не требуют сертификации, проверки продукции на остатки средств защиты, подготовку пакета документов и т.д. Но в тоже время, такой канал реализации связан с рядом специфических рисков. Поэтому, несмотря на то что сотрудничество с сетями требует дополнительных усилий, все-таки оно обеспечивает надёжность и прогнозируемость. К тому же, обеспечение технологии продаж у ритейла на порядок выше и надёжнее чем у оптовиков. Конечно, нам сегодня нужно научиться достигать результатов по урожайности, которые получают Европейские производители, но не стоит забывать о качестве, которое будет устраивать сети, этого можно достичь только благодаря высоким технологиям, ну и об упаковке. Средняя оптовая цена реализации в сети, по нашим данным составила порядка 600 руб. в крупной упаковке по 500-700 гр., и 1280 руб. в упаковке по 125 гр., цена на рынки 350-400 руб. Мы планируем развивать и собственную сезонную торговлю в Воронеже – это реализация по более высоким ценам, продвижение собственного бренда, сбор маркетинговой информации от потребителей. В данный момент мы сталкиваемся с проблемой поиска качественного посадочного материала. К сожалению, очень сложно найти качественные саженцы. Что может поспособствовать развитию отрасли ягодоводства? На мой взгляд, развитию ягодоводства может способствовать изменение мер государственной поддержки и условий кредитования для этой отрасли. Сегодня очень слабая дотация для этих проектов. Также необходимо изменить условия для получения господдержки и кредитования для молодых организаций. Сегодня есть очень много диверсификаторов бизнеса, заинтересованных лиц, которые хотели бы вложить деньги в ягодный бизнес, но ягода — это точная культура, которая практически не прощает ошибки производства. В связи с этим, молодые компании боятся закладывать плантации на больших площадях, т.к. много неизвестных — сорта, технологии, знания и т.д. Стоимость входа в ягодный бизнес довольно высокая. Например, средняя стоимость закладки 1 га технологической плантации голубики составляет от 2,5 млн. руб., а возможность кредитования молодых проектов, не имеющих кредитной истории отсутствует. Часто это является сдерживающим фактором для потенциальных плантаторов. Вы проводите эксперимент по выращиванию земляники, малины и голубики в пленочных тоннелях. Расскажите, пожалуйста, о Ваших первых успехах. Что еще предстоит сделать? Мы планируем установку туннелей в 2020 году. Пока еще не установили, но активно продолжаем вникать в тонкости этого способа производства ягод. Какие проекты по модернизации существующих плодово-ягодных садов, увеличению мощностей по хранению/переработке, развитию питомниководческого центра Ваша компания реализует? В данный момент мы работаем над проектом строительства холодильника, который мы планируем загрузить на круглый год работы. Как я уже обозначил выше, мы планируем посадку яблоневого сада, и уже успешно реализуем посадочный материал земляники, малины, жимолости и голубики. Таким образом, мы сможем обеспечить круглогодичную работу холодильного комплекса. Начиная с весны у нас в холодильнике будет оборот свежей ягодной продукции, в мае месяце мы будем начинать сбор жимолости, затем в июле сбор традиционной земляники, который плавно перетечет в сбор среднеспелой голубики в начале июля, затем в августе начнётся сбор ремонтантной земляники и поздней голубики, которые перетекут в сбор яблок для закладки в холодильник. Реализация продукции закончится в декабре-феврале месяце, в этот период мы завозим саженцы на продажу, которые так же будем хранить в холодильнике и реализовать до мая месяца, затем все сначала. Также мы планируем создание собственного питомника по голубике. В 2020 году уже будут саженцы на продажу нашего производства с качественным базовым материалом. Способны ли принятые государственные меры по стимулированию садоводства сделать Россию уверенным игроком на международном рынке? Для яблонных садов думаю да, а для ягодной отрасли пока что нет… Обращаем Ваше внимание, интервью с лидерами отрасли подготовлено в рамках ежегодного форума и выставки «Сады России: инвестиции, технологии, инновации» (19 – 20 мая 2019 г., Москва). Если Вас интересует участие в данном мероприятии, пожалуйста, свяжитесь по контактам ниже: Организатор: Vostock Capital Контактное лицо: Продюсер проекта Ольга Жогал E-mail: OZhogal@vostockcapital.com Тел +7 495 109 9 509 (Москва) Официальный сайт: www.gardensforum.ru

Эксперты промышленного садоводства, виноградарства и ягодоводства рассказали о тенденциях в индустрии
© АГРОXXI