Экспортная доля

Тяжелое машиностроение наращивает присутствие на международных рынках. Согласно планам Минпромторга, объем экспорта продукции этого сектора экономики к 2025 году должен составить $60 млрд. Потенциал у предприятий отрасли, чтобы выполнить эти планы, есть, но многое зависит от выбранной ими стратегии развития. На экспорте несырьевых неэнергетических товаров в ближайшие несколько лет сфокусируются российские власти: с 2018 года действует нацпроект «Международная кооперация и экспорт». Машиностроение, которое традиционно занимает третью строчку (с долей 6–6,6%) в рейтинге экспортеров, после поставщиков сырья и металлургов, постепенно наращивает продажи на внешних рынках, выигрывая тендеры у мировых производителей. Хорошую динамику демонстрирует сектор сельскохозяйственной техники. По итогам 2018 года, он увеличил объем экспортных поставок на 40%, до 11 млрд рублей. По данным «Росспецмаша», сегодня поставки осуществляются в 47 стран, наибольший объем экспорта приходится на страны СНГ и Восточной Европы. Достаточно уверенные позиции у транспортного машиностроения. «Объединенная вагонная компания» поставляет продукцию в Африку, на Ближний Восток и в страны Евросоюза. Трансмашхолдинг, специализирующийся на изготовлении рельсового транспорта, намерен увеличить продажи на внешних рынках в три раза. В 2018 году, по данным аналитического центра «Эксперт», компания увеличила экспорт на 52%. План развития предусматривает укрепление позиций в Южной и Центральной Америке, на Ближнем Востоке, в Южной Африке, Восточной Европе, Центральной Азии. Для развития бизнеса на внешних рынках компания создает производства на местах. Программа развития экспортных продаж поставщика оборудования для горнодобывающей промышленности УК «УЗТМ-КАРТЭКС» подразумевает усиление позиций на рынках стран-партнеров: в ближайшей перспективе она сосредоточится на развитии торговых отношений с Узбекистаном, Казахстаном, Монголией и Индией. Машиностроительная компания УЗТМ-КАРТЭКС создана в 2015 году распоряжением председателя правления Газпромбанка Андрея Акимова, в 2016 году в ее состав вошли крупнейшие российские производители горной техники – екатеринбургский ПАО «Уралмашзавод» и петербургский ООО «ИЗ-КАРТЭКС им. П. Г. Коробкова». Компания специализируется на разработке и изготовлении экскаваторов разных классов (электрические, шагающие, гидравлические), дробильно-размольного оборудования, шахтных подъемных установок и тяжелых кранов для промышленности. В УЗТМ-КАРТЭКС отмечают, что в основе развития сотрудничества с зарубежными партнерами – не только принцип диверсификации рынка и рост финансовых показателей. Андрей Акимов на совещаниях по развитию машиностроения говорит, что экономические связи помогают выстраивать взаимоотношения между государствами: обеспечивая зарубежных партнеров высокоэффективными технологическими решениями, мы укрепляем отношения между странами. С 2017 по 2021 год ИЗ-КАРТЭКС, согласно заключенным контрактам, поставит для компаний Узбекистана – ГП «Навоийский ГМК», АО «Узбекуголь», АО «Алмалыкский ГМК» – 37 электрических экскаваторов, а Уралмашзавод проведет коренную реконструкцию обогатительной фабрики Алмалыкского ГМК, поставив 20 дробильных комплексов. Усиливает свои позиции УЗТМ-КАРТЭКС и на рынке Казахстана. В 2017–2019 годах ИЗ-КАРТЭКС поставил крупнейшим горнодобывающим предприятиям страны 11 канатных экскаваторов и сейчас ведет переговоры с еще одной крупной компанией о поставке экскаваторов и дробильных установок. «Мы благодарны Алишеру Бурхановичу Усманову и Андрею Игоревичу Акимову, которые помогают российским машиностроителям выстраивать отношения с горнодобывающими компаниями Узбекистана», – говорит генеральный директор УЗТМ-КАРТЭКС Ян Центер. Проект техперевооружения ИЗ-КАРТЭКС согласовывал и лично контролировал председатель правления Газпромбанка Андрей Акимов. Экспортная стратегия УЗТМ-КАРТЭКС подразумевает и локализацию производства в странах дальнего зарубежья. Так, в начале 2019 года группа УЗТМ-КАРТЭКС зарегистрировала филиал в Индии и уже приступила к выпуску некоторых деталей и узлов на промплощадке в Калькутте. В настоящее время на угольных разрезах Индии работает в общей сложности 18 экскаваторов компании, в том числе 8 драглайнов. Последняя крупная поставка – 6 экскаваторов ЭКГ‑10 для одного из предприятий госкорпорации Coal India – Eastern Coalfields Limited (ECL) в 2017–2018 годах. Сейчас УЗТМ-КАРТЭКС готовится к участию в двух крупных тендерах Coal India Ltd, которая планирует закупку нескольких канатных электрических экскаваторов класса ЭКГ‑20 и шести драглайнов. Опыт локализации производства, возможно, будет применен и в Монголии, на рынок которой группа вернулась в этом году, заключив два прямых контракта с крупнейшим предприятием по добыче и обогащению меди и молибдена – ПГС «Предприятие Эрдэнэт» – на поставку двух экскаваторов ЭКГ‑12 К (обе машины уже поставлены заказчику). В апреле руководители «Эрдэнэт» и УЗТМ-КАРТЭКС подписали меморандум о сотрудничестве, в котором в том числе зафиксирована возможность локализации производства экскаваторного оборудования на машиностроительных мощностях монгольской компании. В УЗТМ-КАРТЭКС отмечают, что развитие на зарубежных рынках требует интеграции производства, что не только позволит оптимизировать логистические издержки, но и обеспечит необходимый уровень сервисного обслуживания техники – это важное конкурентное преимущество. Ситуация для развития российских машиностроительных компаний на внешних рынках сегодня благоприятна: низкий курс рубля по отношению к мировым валютам позволяет конкурировать с ведущими производителями. Тем не менее есть еще одно важное условие – продукция должна соответствовать мировым стандартам качества. По данным аналитиков отрасли, одной из главных проблем машиностроительного комплекса на сегодняшний день является тотальный износ основных фондов, который, по экспертным оценкам, превысил 50%. Коэффициент обновления на протяжении последних лет составляет 1–1,5%. Доля оборудования старше 20 лет превышает 40%. Без модернизации производства интенсивный путь развития комплекса невозможен, констатируют эксперты. Машиностроители понимают важность вопроса: все лидеры отрасли в той или иной степени реализуют программы по техперевооружению производства и повышению его эффективности. О планах по техперевооружению ранее заявляли Трансмашхолдинг, «ОДК-Пермские моторы». Газпромбанк с 2010 года инвестировал в техническое переоснащение производственных площадок УЗТМ-КАРТЭКС, цифровизацию производственных процессов и промбезопасность более 10 млрд руб. Так, петербургский завод группы ИЗ-КАРТЭКС в 2012 году начал реализацию масштабной инвестпрограммы, направленной на коренную реконструкцию промплощадки, создание современного высокотехнологичного производства. Проект техперевооружения лично утвердил председатель правления Газпромбанка Андрей Акимов, подчеркивая важность инновационного развития машиностроения – отрасли, определяющей самочувствие экономики страны. На тот момент возраст 39% станочного парка предприятия был более 20 лет, 48% – старше 30 лет. За 7 лет на предприятии реализовано более 200 инвестпроектов, приобретено 40 единиц высокотехнологичного оборудования мировых производителей, в том числе Pama, Mori Seiki, Liebherr, Skoda, Zayer, Gleason Pfauter, Hermle, Sirmu, Niles, Weiler, Pietro Carnaghi, WFL, IGM. Сегодня 80% производственного оборудования – современные высокотехнологичные станки. Автоматизация и роботизация производственных процессов, применение новых технологий позволили решить основные задачи предприятия: снизить издержки, повысить качество экскаваторного оборудования и обеспечить рост производительности, что важно при растущих объемах выпуска товарной продукции. Результат семилетней реконструкции производства – в 2018 году ИЗ-КАРТЭКС изготовил более 40 экскаваторов стоимостью свыше 10 млрд руб. Из них 80% поставлены в зарубежные страны.

Экспортная доля
© Профиль