Качественные дороги России — залог экономического процветания страны

В Москве стартовала Транспортная неделя — главный транспортный форум страны. Это событие проходит в столице много лет подряд и давно стало международной площадкой для обсуждения актуальных вопросов развития транспортной инфраструктуры, привлечения инвестиций, обмена опытом и множества других тем. Именно тут решаются профессиональные вопросы, ставятся задачи, формируется информационная повестка. Предстоит сделать очень многое, но хотелось бы выделить одну из главных тем форума — подведение итогов первого года внедрения комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года в части транспортной инфраструктуры. Также особое внимание будет сконцентрировано и на проблемах реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Не открою большой секрет, сказав, что развитие магистральной инфраструктуры является одной из важнейших задач, стоящих перед страной. Без неё сложно говорить об экономическом прорыве и существенном росте экономики. Сразу поясню, план магистральной инфраструктуры включает в себя расширение и модернизацию железнодорожной, авиационной, автодорожной, морской и речной инфраструктуры. Это и аэропорты, и морские-речные порты, и дороги, и ж/д объекты. Практическую пользу этого проекта сложно переоценить. Благодаря реализации этой задачи мы осуществляем планы по повышению связанности различных частей страны, даже удалённых регионов между собой, и решаем эти вопросы в том числе за счёт развития транспортных коридоров. Потребность строительства и обновления транспортной инфраструктуры в стране ощущается достаточно давно, но только последние 3-5 лет эта проблема стала реально решаться. Трудно не заметить, насколько быстрыми темпами строятся и реконструируются федеральные и региональные трассы, строятся новые и восстанавливаются уже имеющиеся аэропорты, развивается железнодорожный и водный транспорт. На это направлены девять федеральных проектов, стоимость которых до 2024 года со стороны федерального бюджета составит примерно семь триллионов рублей. Какие задачи предстоит решить? За предстоящие четыре года планируется довести до нормативного состояния 260 тысяч километров дорог. Это более половины всех региональных автодорог России, которыми будут пользоваться жители страны. Например, в проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги» из 85 субъектов Федерации участвует 83. Именно он, на мой взгляд, является важнейшим государственным инвестиционным проектом. Трансферты субъектам РФ на его реализацию до 2024 года составят 68 процентов от всех расходов федерального бюджета на реализацию Национального проекта, посвящённого автодорогам. Конечно, очень важно, чтобы процесс строительства автомобильных дорог стал максимально чётким, прозрачным и предсказуемым. От этого зависит реализация национальных проектов в целом, и на заседании президиума Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам 11 ноября 2019 года на этом акцентировалось основное внимание. Необходим контроль за бюджетными средствами, соблюдением условий получения соответствующих средств, включая трансферты, а также за соблюдением сроков доведения их до адресатов. Думаю, именно поэтому председатель Правительства Дмитрий Медведев на совещании 11 ноября подчеркнул, что поскольку национальные проекты — это важнейшее направление деятельности нашей страны, то нарушения правил, по которым эти национальные проекты осуществляются, будут иметь самые серьёзные последствия, вплоть до административной и уголовной ответственности. Для этого по каждому национальному проекту созданы экспертные группы прокуратуры, которые должны совместно с Правительством осуществлять целевой надзор. Потому что несмотря на пристальное внимание к нацпроектам, приходится констатировать, что в ходе их реализации часто проявляется нескоординированность деятельности различных структур. И это сильно влияет на качество и сроки строительства. Так, по данным Правительства, по нацпроекту «Цифровая экономика» на сегодняшний момент из выделенных 108 миллиардов рублей освоено только 15 процентов, причём целый ряд серьёзных направлений, таких как «Цифровые технологии», «Информационная безопасность» и «Кадры для цифровой экономики», по сути, ещё даже не стартовали. Думаю, что и по другим направлениям картина более или менее схожая. И в данном случае контроль — это не репрессивная мера, а превентивная. В этой связи Белый дом предложил внести поправки в 44-ФЗ в части обязательного ведения Федеральным казначейством чёрного списка компаний-подрядчиков. Мы об этом многократно говорили с экспертами на мероприятиях в Совете Федерации. Такие предложения были сформулированы во время весенней сессии 2019 года по итогам «круглого стола», посвящённого строительству дорог. Соответствующие предложения были отправлены в качестве рекомендаций в Министерство транспорта. И отрадно, что федеральная власть в этом вопросе слышит представителей отрасли. С момента запроса профессиональной среды до практической реализации ушло меньше года — по сути, лишь несколько месяцев. Соответствующий законопроект о реестре юридических лиц, привлечённых к административной ответственности за коррупционные правонарушения (статья 19.28 Кодекса об административных правонарушениях), подготовлен в Аппарате Правительства и находится в стадии согласования. Принятие данных поправок в случае интеграции сведений этого реестра с единой информационной системой в сфере закупок и базой данных информационного центра Министерства внутренних дел позволят не допускать заключения контрактов с недобросовестными лицами. Кроме того, предлагается ввести практику проверок юридических лиц органами контроля совместно с правоохранительными ведомствами, включая прокуроров в том случае, если стоимость контракта по национальному проекту превышает сумму, которая должна быть установлена актами Правительства, а также предполагается создание плана совместных действий Правительства и Генеральной прокуратуры по обеспечению сохранности выделенных бюджетных средств, их целевого и эффективного использования вплоть до достижения конечного результата. Совет Федерации, как палата регионов, всегда очень внимательно следит за реализацией нацпроектов в субъектах Федерации, это касается как практических вопросов, так и финансовых трансфертов из федерального бюджета в региональные. Парламентарии на своём уровне всегда готовы и оказывают практическую помощь субъектам РФ, чьи интересы они представляют в палате регионов. Так, после завершения Транспортной недели, в конце ноября сенаторы в ходе правительственного часа смогут задать вопросы, связанные с транспортной инфраструктурой, министру транспорта Евгению Дитриху. Болевых точек при реализации Национального проекта, посвящённого дорогам, возникает достаточное количество, и задача всех ветвей власти - оперативно на своём уровне их решать.