Свободный порт Благовещенск. Столица Амурской области готовится к экономическому прорыву

Льготы и ограничения Свободный порт Владивосток – это особая экономическая зона, которая позволяют предпринимателям получить налоговые и таможенные льготы. Развивать бизнес на такой территории гораздо проще и выгоднее – во всяком случае, в теории. Для резидентов свободного порта, например, в течение первых пяти лет налог на прибыль и имущество равен нулю. В следующие пять лет налог увеличивается до 12 %. Налог на землю также в первые три года платить не нужно. Однако самое большое преимущество для резидентов Свободного порта – возможность выбирать земельный участок для создания собственного предприятия без конкурса и аукциона. Нет ограничений и при найме иностранных работников – никаких квот работодателю придерживаться не нужно. Контрольных проверок также намного меньше. Все вопросы решаются гораздо быстрее благодаря «единому окну» для инвесторов. Если резидент порта планирует наладить сотрудничество с иностранными компаниями, то есть возможность применить процедуру свободной таможенной зоны. На Дальнем Востоке к порту относятся 22 муниципальных округа и сам Владивосток. Так что предпринимателям есть из чего выбирать. Бизнес пользуется этим инструментом весьма охотно. Прежде всего потому, что свободный порт дает бизнесменам возможность спокойно заниматься своим делом при минимальном вмешательстве государства. Это большое преимущество по сравнению с другими особыми экономическими зонами – теми же ТОРами. Однако получить статус резидента Свободного порта непросто. Прежде всего, есть ограничения в сфере деятельности – нельзя получать привилегии, занимаясь банковским делом, добычей нефти и газа, производством подакцизных товаров, административной деятельностью. К тому же, нужно инвестировать в свой проект в рамках порта солидную сумму – около 5 миллионов рублей. Первые проекты В Амурской области уже идет работа над проектами, которые будут развиваться в рамках Свободного порта. Известно о трех инициативах на общую сумму в три миллиарда рублей. Благодаря им работу получат 400 человек. Первый проект касается строительства канатной дороги между Благовещенском и китайским Хэйхэ. Новый инфраструктурный объект также будет включать в себя пассажирский терминал и зону duty-free. Канатная дорога сможет перевозить по 480 человек за одну поездку – в работе будут 12 кабинок для 40 пассажиров. Каждая поездка будет длиться не больше трех-четырех минут. Второй проект реализует агрохолдинг «АНК». В планах компании – строительство завода по производству кормового шрота (грубая крупа) и гидратированного соевого масла. По словам коммерческого директора предприятия Степана Инюточкина, компания уже 20 лет выращивает сою, а последние пять лет еще и перерабатывает. Одна из главных целей проекта – развивать производство так, чтобы добавленная стоимость оставалась в Амурской области. В теории, это должно дать серьезный стимул для развития экономики региона. Третий проект – строительство завода по выпуску газобетонных изделий. Предприятие будет работать на дальневосточный рынок, а вырабатывать будет до 100 тысяч кубометров продукции в год. Мэр Благовещенска Валентина Калита уверена, что режим Свободного порта позволит поддержать местных предпринимателей, создать новые рабочие места, увеличить поток налогов в городской бюджет. Благодаря этому можно будет построить новые социальные объекты, поддержать молодежь, благоустроить город. Однако так ли все радужно в режиме Свободного порта? Некоторые эксперты считают, создание особой экономической зоны в Благовещенске действительно даст толчок развитию области. Другие же видят множество препятствий на пути у предпринимателей. Стагнация или развитие? Старший научный сотрудник Лаборатории Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Степан Земцов рассказал редакции «ФедералПресс», что режим Свободного порта не станет палочкой-выручалочкой для амурской экономики. «Если на Дальнем Востоке нет людей, и местные жители оттуда бегут, то никакие особые экономические режимы здесь не помогут. Нужны кардинальные изменения политики, примерно как во времена СССР. Я считаю, что нужно давать людям возможность купить квартиру по сниженной ипотечной ставке, выделять стартовые капиталы для развития бизнеса. Без этого экономика будет проседать дальше», – отметил специалист. Эксперт отметил, что помимо миграционной проблемы есть и другая – инфраструктурная. «Благовещенск находится совсем рядом с китайским городом Хэйхэ. Сразу за границей активно развивается инфраструктура, а вот мы отстаем. Вспомните эту историю со строительством моста с двух сторон. Китай построил свою часть очень быстро, а у нас дело застопорилось из-за бюрократических проволочек», – подчеркнул эксперт. Степан Земцов уточнил, что в условиях слабого контроля, неэффективной работы государственных институтов и оттока населения никакая экономическая реформа не может быть по-настоящему эффективной. Поэтому режим свободного порта в Благовещенске, весьма вероятно, столкнется с серьезными трудностями. А вот финансист и автор более сотни проектов для свободного порта Владивосток Максим Кривелевич рассказал «ФедералПресс», что свободный порт – единственная экономическая инициатива, которая сработала на Дальнем Востоке. «Это настоящий феномен. За короткий срок появились тысячи проектов, которые развиваются в его рамках. Почему так произошло? Да потому что впервые с 2007 года государство сказало предпринимателям, что они могут делать что угодно и как угодно. Есть все условия для развития, нужно только работать. Это уникальное явление, так как те же территории опережающего развития имеют гораздо более жесткие ограничения. В ТОРах предприниматель может получить какое-то болото вместо нормального участка. В Свободном порту человек выбирает участок сам», – добавил эксперт. Кривелевич добавил, что резиденту Свободного порта не нужно платить огромные налоги, искать деньги на взятки и принимать участие в аукционах. Такой расклад дел не может нравиться всем. У режима свободного порта есть и противники. Однако тот факт, что инициативу поддерживает полпред президента Юрий Трутнев и министр Дальнего Востока Александр Козлов, дает этому проекту шанс на выживание. «На Дальнем Востоке вряд ли вскоре что-то кардинально изменится. Квартиры не подешевеют, инфраструктура враз не появится. Однако если в ДФО можно будет делать деньги, люди сами сюда потянутся. Отток населения прекратится сам собой, если у людей будет надежда на нормальную жизнь. Режим свободного порта – это пока что единственная реформа, которая позволяет людям работать и надеяться на лучшее», – резюмировал специалист. Так что неудивительно, что этот опыт сейчас пытаются перенести на другие регионы. Чиновники ожидают, что режим Свободного порта, сработавший в Хабаровском крае, в Приморье, на Сахалине и на Камчатке, даст такие же положительные результаты в Амурской области. Их можно понять – за три года появилось больше полутора тысяч резидентов, около 75 тысяч новых рабочих мест. Уровень инвестиций достиг 751 миллиарда рублей. Доктор экономических наук Александр Латкин считает, что новый экономический режим вводят в Благовещенске очень вовремя. Амурская область готовится к серьезному росту, и еще один инструмент развития экономики там не помешает. «Стать резидентом свободного порта сложно, к предпринимателям особые требования. Однако для Благовещенска этот режим будет очень кстати. Там сейчас формируется крупный транспортный хаб, строят мост. Намечаются огромные грузопотоки», - уточнил специалист. Он отметил, что иностранные предприниматели сейчас всерьез заинтересованы в экономических возможностях России. Одним из потенциальных партнеров является Южная Корея, сотрудничество с которой может принести сторонам миллиарды долларов. Однако пока иностранные инвесторы относятся к партнерству с РФ настороженно – и на то есть причины. «Дело в том, что у совместных проектов всегда есть риск провалиться. В Приморском крае в свое время строили завод по производству энергосберегающего оборудования. Однако инициатива провалилась, потеряно 350 миллионов долларов. Поэтому корейцы планируют у себя создать страховой фонд для компаний, которые потеряли деньги в России», - резюмировал Латкин. Если свободный порт в Благовещенске все-таки «выстрелит», это, безусловно, повысит экономическую привлекательность России. И, возможно, подобных неудачных проектов станет меньше. Предпринимателям, ждущим нового режима, остается только надеяться, что в правительстве не внесут изменения в режим свободного порта Владивосток – а такие идеи уже высказываются. В этом случае будущее особой экономической зоны станет весьма неопределенным. Фото: minvr.ru

Свободный порт Благовещенск. Столица Амурской области готовится к экономическому прорыву
© РИА "ФедералПресс"