Глава Агентства управления инвестициями: Москва ждет инвесторов в медицину и транспорт

Власти Москвы под конец года проведут крупные конкурсы в здравоохранении и транспорте — определят инвестора нового завода медизделий и заключат контракты на поставку сложного медицинского оборудования и электробусов. Об инструментах закупок, которые использует столица при взаимодействии с поставщиками-инвесторами, рассказал в интервью ТАСС директор Городского агентства управления инвестициями Леонид Кострома. — В начале осени правительство Москвы анонсировало новый инвестпроект — строительство завода медицинских изделий. Расскажите подробнее о нем: что конкретно будут производить, сколько средств будет вложено? — На сегодняшний день объявлен конкурс на право заключения офсетного контракта, который предусматривает создание первого в России крупного производства медизделий для стомированных больных по широкой номенклатуре продукции. Стома — это отверстие на теле, которое является, как правило, следствием онкологического заболевания, она требует особого тщательного ухода. Инвестор будет определен по итогам конкурсных процедур уже к концу этого года. Офсетный контракт с ним подписывается на десять лет. Реализация проекта будет вестись за счет собственных или привлеченных средств поставщика-инвестора: в создание производства современных российских медизделий будет вложено не менее 1 млрд рублей в течение трех лет. Инвестиционная стадия пройдет в два этапа с учетом различной степени сложности изготовления продукции. — Чем офсетный контракт отличается от обычной госзакупки? — Офсетный контракт предполагает долгосрочную поставку товаров для госнужд с инвестиционными обязательствами поставщика по локализации их производства на территории региона. Главная цель этого механизма — стимулирование вложений средств бизнеса в новые предприятия или модернизацию существующих мощностей. Согласно закону о контрактной системе, офсет заключается на срок до десяти лет, минимальный объем инвестиций — 1 млрд рублей, поставляемый товар должен быть российского происхождения, то есть с высокой степенью локализации. — Столица заключит уже третий офсетный контракт. Получается, механизм доказал свою эффективность, "прижился" в качестве одного из инструментов взаимодействия с бизнесом? — Подписанные ранее офсетные контракты показали эффективность с точки зрения экономии бюджетных средств: их начальные (максимальные) цены в результате конкурсных процедур были снижены в общей сложности на 36%. Например, в рамках конкурса компания "Биокад" вдвое снизила НМЦК — с 28 млрд до 14 млрд рублей, а в случае с "Р-Опра" снижение от начальной цены контракта составило 18,5%. — Не будет ли в таком случае итоговая цена контракта значительно ниже рыночной, не останется ли внакладе бизнес от значительных снижений? — Начальная (максимальная) цена офсетов рассчитывается по той же процедуре, что и для обычных госконтрактов. Так, при определении начальной цены при закупке лекарств используется референтная цена: это цена единицы закупаемого товара, сформированная на основании данных о ценах на такие товары по ранее заключенным госконтрактам, исполненным без применения к поставщику неустоек. Поставщики-инвесторы выходят на конкурс и устанавливают такую цену контракта, которая позволит им окупить проект: никто не станет работать себе в убыток 10 лет. Значит, итоговые цены, сформированные в рамках офсета, можно назвать рыночными, т.е. соответствующими реальной доходности компаний. При этом инвестор не органичен в своей производственной деятельности только объемами государственной закупки, он может свободно реализовывать свою продукцию через другие рыночные механизмы. Вообще, механизм офсетного контракта — это принцип win-win: выигрывают обе стороны. Город получает импортозамещение в социально значимых сферах, экономию бюджетных средств на закупку, так как в результате конкурсных процедур цена приобретаемой продукции, как правило, снижается, увеличение налогооблагаемой базы, создание новых рабочих мест. А для инвестора — это гарантия долгосрочного сбыта локализуемой продукции, высокая надежность покупателя, так как столица является одним из крупнейших госзаказчиков, включение в региональный реестр единственных поставщиков после выполненных контрактных обязательств. — А по каким критериям вы выбираете отрасль для заключения офсетных контрактов? — При выборе отраслей мы в первую очередь анализируем продукцию, которая может быть наиболее востребована городом. В приоритете отрасли, где осуществляется большой объем закупок с высокой долей импортных товаров: нам важно максимально обеспечить себя качественной продукцией отечественного производства и снизить цену закупки. Например, первые два офсета — с компаниями "Биокад" и "Р-Фарм" — заключены в фармацевтике. Контракты предполагают локализацию в городе производства и последующую поставку лекарственных препаратов — онкологических, кардиологических, эндокринологических, иммуномодуляторов. Совокупный объем инвестиций по двум офсетам — 8,8 млрд рублей, объем поставки — 32,4 млрд рублей. Контракты предусматривают импортозамещение более 50% лекарств: 27 из 53 международных непатентованных наименований на данный момент не производятся в России. Что касается третьего офсетного контракта, то в его рамках предусмотрено почти стопроцентное импортозамещение медицинских изделий. В будущем мы планируем заключать офсеты в таких отраслях, как транспорт, техника и материалы для жилищно-коммунального хозяйства, IT-оборудование, питание. — С 2013 года Москва заключает контракты жизненного цикла в транспорте. Чем примечателен этот механизм, почему Москва решила распространить его в другие сферы? — Для начала поясню, что собой представляет контракт жизненного цикла (КЖЦ). Он предусматривает приобретение товара с дальнейшим обслуживанием и ремонтом со стороны поставщика в течение определенного срока (как правило, всего срока полезного использования товара). За счет долгосрочного характера сделки КЖЦ дают возможность получить наилучшее соотношение цены и качества оборудования и его обслуживания, равномерно и прогнозируемо распределить расходы бюджета. Город платит не за сам факт обслуживания техники, а за обеспечение ее работоспособности. Что касается поставщика, то ему КЖЦ дает долгосрочную загрузку мощностей и гарантирует доходы в течение всего срока действия контракта. По данным Департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы, за последние пять лет объем КЖЦ столицы составил 466,4 млрд рублей. Действительно, ранее город использовал КЖЦ только в транспорте: приобретал подвижной состав для метрополитена, обновлял автобусный и трамвайный парки, закупал электробусы. Осенью этого года столица распространила опыт заключения КЖЦ на коммунальную сферу: подписала четыре контракта на 31,6 млрд рублей на установку общедомовых приборов учета в многоквартирных домах и учреждениях соцсферы. Победители открытых конкурсов не только поставят Москве "умные" счетчики, но и будут заниматься их обслуживанием, обеспечивать работоспособность на протяжении всего технологического цикла. Механизм КЖЦ поможет городу создать единую систему учета, сбора и передачи информации о потребленной тепловой энергии. Кроме того, счетчики, которые выработали свой ресурс, будут заменены на новые. Это позволит минимизировать случаи, когда плата за тепловую энергию рассчитывается по нормативам. — Каковы перспективы таких контрактов: что еще планируете закупать в их рамках? — Если говорить о ближайшем будущем, то скоро столица заключит КЖЦ в медицине и транспорте. Уже идет открытый конкурс на поставку и обслуживание в медучреждения Москвы 16 ангиографов. Победитель конкурса должен будет не только поставить городу медоборудование, но и обеспечивать в течение десяти лет его работоспособность, осуществлять техническое обслуживание и ремонт. До конца этого года будут проведены электронные аукционы на поставку и сервис в совокупности еще 300 электробусов. Услуги по техобслуживанию машин будут оказываться в течение 15 лет с момента поставки первой партии. С 2021 года Москва планирует отказаться от закупок дизельных автобусов, полностью перейти на электробусы.

Глава Агентства управления инвестициями: Москва ждет инвесторов в медицину и транспорт
© ТАСС