Инвесторы получат госгарантии и господдержку

Сохранить частные капиталы, участвующие в реализации проектов на территории России, — именно на такие цели направлен внесённый в Госдуму пакет правительственных законодательных актов, гарантирующих бизнесу неизменность условий контрактов по налоговой части на срок до 20 лет. В случае если по каким-то причинам инвестпроект в рамках государственно-частного партнёрства не удастся завершить, то сторонам компенсируют убытки. По мнению законодателей и экспертов, предложенные механизмы концептуально верны, но требуют уточняющих коррекций. В частности, регионы опасаются возможного выпадения доходов, думские депутаты и сенаторы обращают внимание на необходимость учесть особенности финансирования проектов, где единственной инвестицией является вклад в основной капитал. Кроме того, в предложенных поправках должны быть чётко обозначены критерии инвестиционного аудита, которые влияют на сроки и стоимость проектов. Эти проблемные вопросы 27 ноября члены Совета Федерации обсудили на заседаниях бюджетного и экономического комитетов, на которых также присутствовали представители профильных министерств. Председатели палат поддерживают Теме инвестиционной привлекательности страны законодатели обеих палат российского парламента всегда уделяли повышенное внимание, но в текущем ноябре их интерес значительно возрос в связи с внесением Правительством пакета законопроектов о защите и поощрении капиталовложений. Согласно логике документов, приток частных денег обеспечат два инвестиционных режима — общий и проектный. Первый предусматривает трёхлетний мораторий на изменение регуляторных условий ведения бизнеса. За это будет отвечать специальная комиссия Минфина. Второй предназначен для крупных проектов (от 250 миллионов рублей), в рамках которых инвесторам гарантируется неизменность условий возмещения НДС, по налоговым ставкам на прибыль, имущество, землю, а также по новым налогам на срок от шести до 20 лет. Законопроект также предлагает механизм компенсации организациям, реализующим проект, всех затрат на социальную, энергетическую и транспортную инфраструктуры за счёт налоговых поступлений в бюджет от реализации проекта. Своевременность инициативы ранее отмечала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Выступая 7 ноября на втором ежегодном форуме «Инвестиции в регионы — инвестиции в будущее», председатель палаты регионов напомнила о необходимости повысить долю инвестиций в экономике с текущих 21 до 25 процентов ВВП в соответствие с поручением президента Владимира Путина. Предлагаемые поправки, по её мнению, приобретают ещё большую актуальность в связи с реализацией национальных проектов, финансирование которых почти на треть должно быть обеспечено за счёт внебюджетных средств. О необходимости скорейшей трансформации инвестиционного климата в России на парламентских слушаниях 18 ноября настаивал и председатель Госдумы Вячеслав Володин, назвавший предложенные кабмином поправки инвестиционным кодексом. Главная проблема привлечения частных капиталов, по его словам, — не очень комфортный деловой климат и опасения бизнеса по поводу сохранности своих средств. Действующее законодательство этого гарантировать не может, и поэтому пришла пора поменять правовые механизмы. «Думаю, вы знаете, что до сегодняшнего дня мы руководствуемся законодательством, которое было сформировано ещё в 90-е годы, а ряд законов ещё был принят в советский период. Они не решают тех проблем и задач, которые стоят перед страной. Страна может развиваться, если растёт экономика. Рост экономики недостаточен. Конечно, это нас не может не беспокоить», — сказал председатель палаты. Спикер подчеркнул, что прежде чем депутаты рассмотрят в Госдуме пакет законопроектов о поощрении инвестиций в первом чтении, инициативы пройдут обсуждения в субъектах. Отзывы на проекты от регионов будут поступать в Госдуму до 7 декабря, а уже 10 декабря пакет инициатив депутаты рассмотрят в первом чтении. Об этом Вячеслав Володин заявил 26 ноября в ходе совещания в Госдуме с участием председателей профильных комитетов, представителей бизнеса и экспертного сообщества. Концептуально верно, но нужно уточнить Поступающие сегодня в Совет Федерации отзывы регионов на проекты законов, по словам зампреда палаты Николая Журавлёва, носят в целом позитивный характер, но имеют и ряд принципиальных замечаний, которые следует учесть ко второму чтению документов. «Ключевое связано со старыми концессиями, так как нормы законопроекта распространяются на уже заключённые соглашения на условиях государственно-частного партнёрства или концессий, что в каких-то случаях может быть и неплохо. Но нужно проанализировать, насколько это полезно. Возможно, необходимо «отцепить» уже действующие в регионах соглашения от законопроекта», — сказал вице-спикер. Также, по мнению Журавлёва, законопроект не учитывает особенности формы финансирования акционерами специальных проектных компаний, где единственным возможным вкладом является вклад в уставной капитал. В текущей редакции законопроекта этот пункт не учтён. «Третий вопрос связан с новой оценочной процедурой финансового инвестиционного аудита, критерии которого не прописаны, что, соответственно, может повлиять на сроки и стоимость проектов», — уточнил парламентарий. Кроме того, защитные инициативы кабмина не предусматривают механизма прямой выплаты компенсаций в пользу финансирующих организаций. Целесообразно распространить соответствующую норму, которая в текущей редакции проекта закреплена лишь за инвестором, на банки, выдающие кредиты под проекты. «Ещё одна традиционная тема, которую мы не можем не обсуждать в стенах Совета Федерации, это, что называется, за чей счёт банкет? Как принятие закона отразится на регионах? Может быть, никак, потому что регионы и сегодня имеют право предоставлять инвесторам налоговые послабления. Соответственно, требуется ясность, как механизм будет учитывать выпадающие доходы бюджетов», — подчеркнул Николай Журавлёв. Зампред бюджетного комитета Андрей Епишин, в свою очередь, считает необходимым указать в отзыве на проект закона необходимость устранения неясностей в вопросах кадастровой стоимости имущества. По его мнению, она должна быть стабильной и меняться лишь на уровень инфляции на протяжении действия соглашения. Также важно уточнить, уверен сенатор, что следует считать новым проектом. Ведь это одно из условий, гарантирующих защищенность капитала в рамках предложенных механизмов. Помимо этого, требуется уточнить в законопроекте, кто будет оплачивать инвестиционный аудит проекта — регионы или инвестор? Частные инвесторы готовы уже сегодня вложить в реализацию проектов на территории России до 70 триллионов рублей. Присутствовавший на заседании комитетов замминистра финансов Андрей Иванов заверил, что все замечания сенаторов при работе над пакетом инициатив будут учтены, «потому что его цель — создать максимально комфортные условия для бизнеса». Он рассказал о готовности частных инвесторов уже сегодня вложить в реализацию проектов на территории России до 70 триллионов рублей. В настоящее время, пояснил замминистра, уже заключено более четырёх тысяч соглашений в рамках ГЧП на общую сумму более трёх триллионов рублей. «Для того чтобы реализовать президентские задачи, нужны дополнительные механизмы, которые позволили бы бизнесу почувствовать себя комфортно на территории России, — пояснил Иванов. — Это в полной мере учитывают наши законопроекты».

Инвесторы получат госгарантии и господдержку
© Парламентская газета