Голландский тюльпан vs краснодарская роза. Что спасет российское цветоводство от банкротства?

Россия — один из крупнейших потребителей роз в мире. По данным исследования BusinesStat (есть в распоряжении BFM.ru), на территории страны продается до 1,5 млрд роз в год — около 15% от общемирового потребления. При этом большую часть цветов привозят из других стран, а доля отечественных производителей составляет 16-18%. Ситуацию осложняют изменения в налоговом законодательстве, вступившие в силу 1 января 2019 года. Согласно им, комбинаты — производители цветочной продукции стали плательщиками НДС по ставке 20%. До 2019 года цветочная отрасль облагалась только единым сельскохозяйственным налогом (ЕСХН) в размере 6%. По мнению представителей агарной промышленности, это может привести к банкротству всего отечественного цветоводства. Чтобы решить проблему, в августе этого года была создана Национальная ассоциация цветоводов (НАЦ). Ее участники и представители власти обсудили ситуацию на конференции, посвященной проблемам российского цветоводства. «Такая налоговая нагрузка для многих комбинатов — невыполнимое обязательство, комбинаты перестали зарабатывать, большинство из них будут вынуждены перепрофилироваться, некоторые будут дробиться, разделив предприятие на несколько юридических лиц, чтобы перейти на другую систему налогообложения. Ряду предприятий, возможно, не миновать банкротства», — заявил председатель правления Национальной ассоциации цветоводов Алексей Антипов. Фото: Виктор Драчев/ТАСС По мнению участников конференции, компенсировать падение доходов увеличением цены российские производители не могут. Иначе стоимость отечественных цветов будет неконкурентоспособной по сравнению с привезенными из других стран. Импорт диктует рыночные цены в России за счет подавляющего объема. Улучшить ситуацию может увеличение таможенной пошлины на ввоз цветов в Россию, считают представители отрасли. Ее снизили в три раза (с 15% до 5%) в 2013 году. Возможно, именно это породило бум цветочных магазинов, в том числе и онлайн, которые стали массово открываться в последние пять лет. Как заявил BFM.ru президент ассоциации «Теплицы России» Алексей Ситников, развитие российского цветоводства положительно скажется на микробизнесе и розничной продаже цветов. «Снижение пошлины открыло дорогу большому объему импортного цветка. С другой стороны, поддержка отечественного производителя поможет им минимизировать свои потери. Потому что сегодня они закладывают 50-70% списаний импорта, например, из Эквадора или Африки. Приходя в магазин, этот цветок живет недолго — его нужно или быстро продать, или выкинуть. В этом плане российский цветок более конкурентный, и это позволит малому бизнесу повысить собственную доходность», — утверждает он. Однако согласны ли с этим мнением сами владельцы цветочных маганизов? Они не против покупать российские цветы, но, по их мнению, отечественные производители пока не могут полностью удовлетворить спрос. По словам основателя студии «Монобукет» Анастасии Капрановой, в России нет такого разнообразия сортов, как у зарубежных поставщиков, к тому же российские цветы становятся дефицитным продуктом в праздничные дни. «Если бы российские цветы были в большем ассортименте, я бы отдавала предпочтение им. Мы всегда ловим сезонные виды цветов, которые привозят из Краснодарского края. Но ассортимент скудный. Есть отдельные российские сорта, которые по качеству не уступают тем же голландским. Например, мои флористы при выборе красных роз отдают предпочтение сорту «ред наоми», выращенному в подмосковных теплицах. У них есть аромат, они долго стоят, хорошо выглядят и всегда есть в наличии. Есть российские пионовидные розы «мисти баблс», которые вытеснили в этом году иностранных конкурентов. Они дорого стоят и хорошо выглядят. Но как только наступают праздники, их невозможно купить», — говорит Капранова. Фото: Юрий Смитюк/ТАСС Заместитель директора магазина Flower shop Мария Кармайкина столкнулась с негативным опытом закупок цветов у российских поставщиков. «Сейчас мы покупаем в основном импортные цветы. Работали с российскими, но на них очень много жалоб. Да, они красивые и почти в два раза дешевле, но очень мало живут. Клиенты обвиняли нас в том, что мы продавали несвежие цветы, и букеты у них стояли не дольше двух-трех дней. Импортные же могут стоять и до двух недель, и ничего им не будет». Ситников же уверен, что решить проблему с ассортиментом российских сортов позволит снижение налоговой нагрузки на цветочных производителей. «Возможности тепличных комбинатов в России очень широки. Это зелень, гербера, хризантема, гвоздика. Поддержка отрасли позволит нам расширить ассортимент цветов и заместить импорт», — считает президент «Теплиц России». В свою очередь, руководитель проекта Moscow Flower School Юрий Дударенко отметил: чтобы обеспечить московские магазины необходимым количеством цветов и достичь масштаба импортированной продукции, надо сначала наладить процесс выращивания и поставок. «Наша сфера потребления ушла далеко вперед по сравнению со сферой производства. Претензия у всех в основном в том, что по сравнению с теми же голландцами, у нас не могут обеспечить ни качество, ни стабильные поставки. Я был в Голландии на цветочном производстве: чтобы достичь их уровня, требуются гигантские вложения. Там постоянно работают с землей, воздухом и освещением. На юге России много разнообразных цветов, но практически ничего из этого в Москву не приезжает. Необходимо же транспортировать, а этому тоже надо научиться», — заключил Дударенко.

Голландский тюльпан vs краснодарская роза. Что спасет российское цветоводство от банкротства?
© BFM.RU