Шампанские войны. Битва за имя

Шампанские войны. Битва за имяНазывайте как хотите, только не шампанским!Что делать, если друг зовёт просекко “шампанским”? Немедля наказать, поставить в угол, упрекнуть в невежестве? Или тихо сдать Европейскому Союзу, и пусть разбираются сами? Вопрос о том, чего бояться другу, оставим открытым — наказывать тех, кто пользуется именем Шампани для продвижения своих продуктов питания или напитков, европейским властям не впервой.Шампанцы — очевидно, смелые люди. Например, Комитет Вин Шампани не побоялся в своё время намекнуть мировому гиганту — Apple — что, если та будет использовать название региона для описания цвета IPhone 5s, то яблочников ждут суровые последствия. “У шампанского нет какого-то одного цвета”, — пояснил свою позицию Комитет. “А значит компания просто хочет нажиться на нашем имени”. Так “шампанский” айфон стал просто “золотистым”.Адвокаты Шампани не жалеют никого — даже тех, кто популяризирует бренд и рассказывает о шампанском. В 2017-м году Дженсис Робинсон рассказала в Financial Times об истории австралийского винного блогера Джейн Пауэлл, известной в интернетах как Champagne Jayne. Битва за отъем у неё права использования слова Champagne в названии торговой марки, которую та зарегистрировала в Австралии, длилась несколько лет. Французов не остановил даже тот факт, что в 2012-м Джейн было присуждено звание Dame Chevalier de l’Ordre des Coteaux de Champagne из рук Пьера-Эммануэля Тэттанже. Австралийский суд, однако, встал на сторону Джейн и разрешил ей использовать название — одно из редких поражений официальных защитников “Шампани”.Немало баек про “чампан” (champán или champaña) можно услышать в Испании. “Ноги” игристого испанского вина — кавы — растут из Франции (как, впрочем, и ноги классических вин Риохи). За опытом испанцы гоняли именно в страну триколора, а то и выписывали французов для консультаций. В 1986 году, когда Испания присоединилась к Европейскому Союзу, лавочку “шампанского” пришлось постепенно прикрыть. К слову, сегодняшние испанцы используют и французские сорта винограда, что никак официально не возбраняется. Часто и много использовали имя в Аргентине, Бразилии и Чили, но с этими странами постепенно были достигнуты договоренности о переходе на “игристое”. Крайне напряженные отношения у Шампани и со своим не самым последним рынком — США. Крупные калифорнийские производители не стесняются называть свои игристые “California Champagne”: нератифицированные в США Версальские соглашения оставили возможность для появления названий “Шабли”, “Бургундий” и “Шампанских” на этикетках американского масс-маркета. Даже после 2005 года, когда США и ЕС подписали “мировую”, США имеет право лепить на своих товарах слово Champagne при условии, что товарный знак был зарегистрирован до вступления закона в силу. На этом фоне меркнет даже злополучное “Советское Шампанское”.А что же с ним, с “Советским”? Да всё просто: если “стахановцам” нужно “шампанское”, они его получат — посчитал товарищ Сталин и наказал сделать так, чтобы “всё было и ничего нам за это не было”. Неутешительные наблюдения советской номенклатуры о том, что шампанское надо долго выдерживать перед выпуском на рынок, привели к появлению ускоренного и куда более дешёвого метода производства. “Советское Шампанское” всегда было предметом немалого раздражения для французских официальных лиц, но что-то с этим сделать до присоединения России к ВТО не было никакой возможности, да и сейчас его массовое отсутствие на полках связано, скорее, с экономической ситуацией на выпускающих его заводах, нежели с запретами французов.Вы удивитесь, узнав, что французское правительство имеет зуб на бутылку вина, производимого в маленьком швейцарском кантоне. На полке вино из региона Жюра стоило 4 фунта, не имело пузырьков и делалось из родного швейцарского сорта винограда шассла. Нет, нельзя, даже если твоя родная деревня зовётся Champagne! А в 1984-м году юристы от шампанского выиграли битву против производителя сигарет Seita, который продавал их под брендом Champagne. Кстати, на пачке было написано Luxury Blend.Что и говорить, шампанцы имеют давнюю историю защиты своей чести и достоинства, в том числе, и в самой Франции: ещё в 1843 году они отобрали право использования слова у виноделов региона Турень в Луаре. Принимая во внимание престиж имени, юристам Межпрофессионального Комитета Вин Шампани (CIVC) не приходится переживать о потере работы: столько компаний самого разного калибра хотят облачиться в праздничные одежды бренда “Шампань”. Имя парфюма от Yves Saint Laurent было забанено во Франции в 1993-м: парфюмеры, опрометчиво назвавшие духи именем Champagne, тогда отделались лёгким испугом в размере 8000 долларов. Помимо самих шампанцев, на страже интересов региона стоят лояльные потребители. Войдите в положение мужчины из Канады, который в 2017-м году подал в суд на авиакомпанию, которая обещала “шампанский тост” на борту, на деле наливая лишь игристое вино. Авиакомпания также опрометчиво использовала в своей рекламной кампании слова “шампанские каникулы” и “шампанский сервис”, чего подданный Канады и ещё 1600 присоединившихся к иску человек, стерпеть никак не могли. Можно ли винить виноделов мира, что свои игристые вина они тоже хотят называть “шампанским”? Пожалуй, только если делается это корысти ради. Ведь радетели терруарности часто забывают, что о шампанском терруаре знает лишь незначительная часть мирового населения. Для большинства же шампанское остаётся намёком на любое вино, в котором пузырьки способны создавать хорошее настроение. Но мы-то с вами знаем, что к чему!

Шампанские войны. Битва за имя
© Itsmywine.ru