«Хватит себя по носу щелкать!»

Второй день форума «Глобальное технологическое лидерство» в Сочи, организованного РВК и Платформой НТИ для обсуждения повестки Национальной технологической инициативы на 2020 – 2025 годы, открылся пленарной дискуссией с участием заместителя председателя правительства России Максима Акимова. Участники форума — а вместе с ними и корреспондент Indicator.Ru — узнали, почему сквозные цифровые технологии — «безденежный приз» для госкорпораций, кому и как будут поступать бюджетные средства, и сколько дорожных карт пройдут оценку до конца этого года и почему необходимо растить «цифровых милиционеров». Карты в руки Главной темой дискуссии стала архитектура дорожных карт по развитию сквозных цифровых технологий, которые готовят госкорпорации. Как справедливо заметил модератор — главный редактор Business FM Илья Копелевич — в этом вопросе немало путаницы: целый ряд документов носит название дорожных карт по сквозным технологиям, и даже их количество по открытым источникам не очевидно. Генеральный директор РВК Александр Повалко обозначил границы: на форуме обсуждаются прежде всего дорожные карты в рамках федерального проекта по программе «Цифровая экономика», которые корпорации формируют по соглашениям с правительством для развития семи сквозных технологий. Это искусственный интеллект (Сбербанк), технологии беспроводной связи (Ростелеком и Ростех), квантовые сенсоры, блокчейн, новое поколение узкополосной связи для интернета вещей (тоже Ростех). квантовые вычисления (Росатом), квантовые коммуникации (РЖД). В течение оставшихся двух дней форума первые варианты документов должны пройти так называемые стресс-тесты и по результатам отправиться на доработку или реализацию. Объясняя, как выглядит схема взаимодействия с корпорациями со стороны правительства, Максим Акимов подчеркнул беспрецедентный объем бюджетных средств, которые будут выделены в ближайшие пять лет по 2024 год. Он составит 258 млрд рублей: для сравнения, за 10 лет общий инвестиционный портфель Роснано равнялся 150 млрд. Это определяет и большие риски, и высокую ответственность, отметил Акимов: «Мы должны так распорядиться этими деньгами, чтобы направить их не исключительно на уже зрелые решения, увеличивая их цену. Если мы не создадим ничего нового, мы потратим эти ресурсы зря». Поддержка не будет ограничена технологиями, по которым уже определены компании-лидеры и составлены первые версии дорожных карт. По словам Акимова, всего в проекте «десять плюс одна» технология — по развитию искусственного интеллекта будет реализован отдельный федеральный проект. Без лидеров пока остаются интернет вещей, робототехника, новые производственные технологии, виртуальная и дополненная реальность. Вице-премьер поделился еще одним опасением: роль компаний-лидеров в развитии технологии должна заключаться в привлечении энергии проектных команд, стартапов, и средств на разработки и их коммерциализацию, а не в дележке пирога государственного финансирования. При этом компаниям придется найти баланс между собственными технологическими амбициями и развитием экосистем. Как удержать его и не стимулировать создание монополистов, скупающих все перспективные технологии на рынке, — еще не до конца решенный вопрос. «Безденежный приз» для «цифровых милиционеров» Почему же в таком случае была избрана именно такая модель развития сквозных технологий, с одной-двумя крупнейшими компаниями во главе каждого направления? С этим естественным вопросом Копелевич вновь обратился к Акимову. Заместитель председателя правительства пообещал внимательно следить, чтобы компании-лидеры не выходили за роль создателей рыночных экосистем. По его словам, государственные ведомства и чиновники не могут и не должны быть центрами сосредоточения технологической экспертизы. Ответственные за развитие технологий компании возьмут на себя экспертизу, поддержку правительственных решений, стимулирование потока новых стартапов. Между тем в онлайн-голосовании большая часть зрителей в зале в ответе на вопрос о том, кто может совершить технологический рывок, выбрала вариант «технологический бизнес и стартапы», а не «крупные компании». Как корпорации видят свою роль, кто будет получать деньги, а кто — распоряжаться результатами, рассказали их представители. Первый заместитель председателя правления Сбербанка Александр Ведяхин заверил, что результаты разработок в сфере искусственного интеллекта будут принадлежать (и уже принадлежат — через работу университетов на суперкомпьютере банка, через конференции) всему обществу. При этом Сбербанк не претендует на получение бюджетных средств, и более того, вложит собственные миллиарды в сопоставимом с бюджетными вливаниями объеме. Руководители других компаний-лидеров тоже не преминули заверить зал, что никаких денег на реализацию дорожных карт они не получают: вся поддержка проектов будет по-прежнему идти через институты развития. Смысл проекта для корпораций, по словам директора Ростеха по особым поручениям Василия Бровко — возможность определять приоритетные направления развития технологий и ключевые секторы их внедрения. Что для корпораций проект по цифровым технологиям — «безденежный приз», еще раз подтвердил и Акимов. Средства будут направляться на поддержку стартапов, малых и средних технологических предприятий. Он перечислил все институты развития, которые будут вовлечены в этот процесс: Фонд содействия инновациям, РВК, VEB Ventures, Роснано, Российский фонд развития интернет-технологий, министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, Российский фонд прямых инвестиций, Сколково. Представители компаний-лидеров войдут в проектные комитеты всех институтов и будут отслеживать, как распределяются ресурсы. Для этого институтам развития, подчеркнул Ведяхин, необходимы общие с компаниями-лидерами показатели эффективности, единое представление о том, какие проекты нужно поддерживать. Как справедливо заметил Повалко, это значит, что показателем эффективности институтов развития больше не может быть количество поддержанных проектов или вложенных денег. В первый год, отметил Василий Бровко, неизбежны противоречия между корпорациями и институтами развития как раз в этих вопросах: кого поддерживать, какие проекты важны для развития технологий, что будет востребовано. Чем тщательнее будут проработаны дорожные карты, тем больше взаимопонимания между государством и компаниями создастся уже на этом этапе. Некоторые детали своей дорожной карты раскрыл вице-президент Ростелекома Борис Глазков: для развития беспроводных технологий связи первым шагом станет заказ отечественного оборудования, затем — развитие сервисов и приложений, где оно будет востребовано. Свою роль Ростелеком видит в ориентировании правительства и институтов развития, в определении приоритетов, по которым должен развиваться этот рынок. На вопрос модератора, есть ли в России компании, способные произвести отечественное оборудование, Бровко твердо ответил, что скепсис в отношении отечественной промышленности не оправдан. До сих пор отрасли не хватало квалифицированного заказчика, а теперь производителям дают шанс проявить себя в ответ на четкий заказ. «Хватит себя по носу щелкать!», — поддержал Акимов и напомнил, что за последний год в России к широкополосному доступу в интернет было подключено 18 тысяч объектов социальной сферы — исключительно на отечественном оборудовании. «Это конкретный пример, когда задача была поставлена и решена именно в данной модальности», — отметил вице-премьер. Повалко напомнил, что на эти 18 тысяч объектов отечественным производителям был обеспечен гарантированный спрос. Будет ли кто-то покупать технологии 5G, когда будет выполнено данное Ростелекомом и Ростехом техническое задание? Бровко объяснил, что у конечного пользователя потребность в них появится не раньше 2027 года, а пока это важная инженерная задача, которая должна быть решена для будущей конкурентоспособности. А вначале проект будет реализован «немного с натяжкой». Высказались на дискуссии и «безответственные», по определению Копелевича, компании: не вошедшие в число лидеров по развитию сквозных технологий МТС, Челябинский трубопрокатный завод, Государственная транспортная лизинговая компания. Президент МТС Алексей Корня отметил, что компания не стремилась войти в число лидеров. По его словам, непредставимо, чтобы частная компания взяла на себя такую роль, для госкорпораций это более естественно. При этом, чтобы избежать монополизации, уже при формировании дорожных карт необходимо привлекать всех участников рынка, и до сих пор это правило соблюдалось. Ресурсов и компетенций частных компаний, отметил генеральный директор ЧТПЗ Борис Коваленков, недостаточно, чтобы войти в число лидеров сквозных технологий, хотя в возможностях российской промышленности сомневаться не стоит: по крайней мере трубная отрасль в России на 99,9% отечественная. Правда, поблагодарил Коваленков за это только Конрада Аденауэра, который в свое время ввел в ФРГ эмбарго на поставку в СССР труб большого диаметра. Тем не менее, взять на себя ответственность даже за то, чтобы получить поддержку на конкретный проект и выдать результат, готовы, по словам Коваленкова, далеко не все участники рынка. Для осмысленного контроля сферы необходимо растить «цифровых милиционеров», развил мысль коллег генеральный директор ГТЛК Сергей Храмагин. Стресс-тесты и обсуждение дорожных карт по сквозным технологиям будут проходить на закрытых заседаниях до конца форума. Итоги и рейтинг готовности документов представят на итоговом пленарном заседании в субботу. В завершение дискуссии вице-премьер еще раз подчеркнул, что привлечение крупных компаний не означает ставки на создание монополий. Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще. Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.

«Хватит себя по носу щелкать!»
© Индикатор