Страховому рынку грозит монополия

На днях в популярном Telegram-канале о страховании The Mad Insurer появилась новость о возможных сделках среди крупных игроков российского страхового рынка. Источники канала подтвердили, что «СОГАЗ» рассматривает поглощение компании «АльфаСтрахование», а «Сбербанк» планирует купить Страховой Дом «ВСК». Чем это обернётся для страхового рынка, бизнеса и покупателей? Ответ на этот вопрос даёт Сергей Катаргин, генеральный директор компании «Независимые страховые консультанты» и основатель проекта «Онкострахование.рф». Официально компании пока не объявляли о сделках, но уже можно говорить о возможных переменах. На том же Telegram-канале появилась информация, что «Росгосстрах» рассматривает покупку компании «Согласие». Если слухи подтвердятся и ФАС одобрит сделки, то ситуация на страховом рынке будет близка к монополии. Это приведёт к серьёзным последствиям. Для бизнеса Сейчас на рынке есть несколько проектов, которые борются с одной из главных проблем — недоверием со стороны потребителей. К ним можно отнести платформу Mafin — она разработана в партнёрстве с компанией «Абсолют Страхование» и продаёт полисы КАСКО и ОСАГО онлайн. По сравнению с потенциальным монополистом это маленький проект, которому будет тяжело соперничать с огромной корпорацией. Страховым компаниям, которые не войдут в объединённую корпорацию, будет крайне сложно выжить на рынке. Им придётся прикладывать гораздо больше усилий, находить ещё более интересные инновационные решения и оптимизировать бизнес. Это приведёт их либо к успеху, либо к краху. Для частных лиц Когда страховые компании конкурируют между собой, они стараются сделать полезные продукты, удобный сервис, предложить клиентам скидки и более низкие цены. Но монополисту всё это неважно: покупатель будет всегда. Отсутствие конкуренции приведёт к тому, что страховщик будет навязывать потребителям свои условия. У него уже будет аудитория, которой больше не к кому обратиться, так зачем делать продукты удобными, понятными и выгодными? Монополист может взвинтить цены на обязательное страхование, и у покупателей не будет выхода, кроме как смириться с этим. Малопопулярные виды страхования могут просто исчезнуть с рынка. Например, владельцам мотоциклов сейчас довольно сложно купить ОСАГО. Страховые компании либо не хотят брать на себя такой риск, либо готовы взять ответственность только за новый транспорт. Это серьёзно ограничивает выбор, но всё же не лишает возможности купить полис. Если на рынке установится монополия, такой вид страхования может стать недоступным. Для рынка Если на страховом рынке установится монополия, вероятнее всего, он перестанет развиваться. Всё то, чего мы добились за последние годы, останется историей. Скорее всего, государство начнёт ограничивать власть монополиста — регулировать цены и проводить регулярные проверки. С одной стороны, это поможет сохранить доступность продуктов для потребителей, с другой — усложнит работу страховщика. Поглощения на страховом рынке — вполне естественный процесс. В 2018 году Страховая Группа «СОГАЗ» купила компанию «ВТБ-страхование», заняв 20% рынка. Оба страховщика входили в тройку лидеров в 2018 году, уступая только компании «Сбербанк страхование жизни». Сделка ещё сильнее укрепила их позиции. В феврале этого года «РЕСО-гарантия» купила страховщика «Эрго» у группы ERGO International AG, которая потеряла интерес к российскому рынку. Такие слияния помогают страховщикам усиливать своё влияние, фокусироваться на наиболее перспективных направлениях и устранять конкурентов. Будет не совсем верно утверждать, что объединение компаний приведёт только к негативным последствиям. У крупных игроков больше возможностей для создания и развития новых сервисов, поиска новых способов привлечения аудитории и экспериментов. Вопрос в том, будут ли объединённые компании тратить на это усилия. Если да, то совсем скоро мы сможем увидеть высокотехнологичные страховые продукты, которые полезны потребителям и пользуются большим спросом. Страховые компании объединяются, чтобы быстрее и эффективнее достичь стратегических целей. Это может быть выход на новый рынок, укрепление позиционирования, усиление экспертизы в определённой области. Например, американская страховая корпорация AIG на днях объявила о возможной продаже своей перестраховочной компании Fortitude Re. Покупателями станут две организации — частная акционерная компания The Carlyle Group и японский страховщик T&D Holdings. Сделка поможет AIG превратить Fortitude Re в ведущего поставщика перестраховочных услуг для долгосрочных рисков. Чтобы это осуществить, AIG требуется опыт The Carlyle в разделении и создании компаний. Если говорить о российском рынке, то слияние компаний может существенно изменить отношение россиян к страхованию в целом. Сейчас потребители не доверяют страховым компаниям, а многими продуктами пользуются только потому, что это обязательно. Тем не менее я отношусь к подобным сделкам скорее как к угрозе и считаю, что они существенно ограничат свободу выбора и негативно скажутся на условиях страхования.

Страховому рынку грозит монополия
© Инвест-Форсайт