Нацпроекты и развитие частного бизнеса помогут России решить проблему зарплат
Повышение заработных плат в России не должно превышать производительность труда и противоречить созданию новой эффективной экономики – считает ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. Национальные проекты не являются панацеей Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что целью всех начинаний в российской экономике, включая и национальные проекты, является повышение заработных плат по всем секторам отечественного народного хозяйства. Другой вопрос, что в основе национальных проектов значится повышение качества жизни, а это не столько заработные платы, сколько продолжительность жизни, качество медицинского обслуживания, возможности социальной сферы и получения образования. «Оценку Пескова можно воспринимать по-разному – с одной стороны, это реакция властей на низкие темпы экономического роста и ту социальную отдачу, которая все это вызывает, а с другой – национальные проекты являются только частью экономической политики нашей страны, из-за чего мы должны не просто загонять рост зарплат вверх, а переходить к новой эффективной экономике», - заключает Масленников. Как полагает эксперт, заработная плата должна быть не предоставлена, а заработана, поскольку любой другой подход приведет к провалу всей экономической политики в России, поэтому рост производительности труда должен быть чуть выше роста заработных плат. «Если пропорция между производительностью труда и зарплатами соблюдается, то все нормально, а если нет, то могут возникнуть проблемы, которые мы видим на примере той же Белоруссии, где этот показатель искусственно завышался», - резюмирует Масленников. Соответственно, национальные проекты, общая стоимость которых за шесть лет равняется полутора федеральным бюджетам, дадут эффект роста для нашей экономики, производительности труда и заработных плат, но они, совершенно точно, не являются панацеей. «В целом, для России это социальная проблема, поскольку одно из исследований Общественной палаты РФ показало, что достойным уровнем заработной платы в нашей стране является сумма от 50 тысяч рублей в месяц и выше», - констатирует Масленников. Но заработная плата является частью того пирога, которая предоставляется работнику. По этой причине социальные расходы и зарплаты не могут расти быстрее, чем растет экономика, а у нас с этим хорошо известные трудности, связанные с недостаточным ростом ВВП. «Роль национальных проектов в этих процессах нельзя не учитывать, поскольку они ориентированы на общество и социальный сектор, но их задача несколько шире, чем просто повышение заработных плат в России. Задача нацпроектов в поддержке ускорения нашей экономики до темпов «3+» процента в год на стратегической отметке после 2020 года», - заключает Масленников. По словам Никиты Ивановича, целью национальных проектов является решение макроэкономических задач к 2024 году, а основным критерием здесь выступают темпы экономического роста, хотя если они будут достигнуты, то это определенно скажется и на зарплатах. «Не надо забывать про то, что у нас есть проблемы с самими национальными проектами. Их запуск идет очень сложно, что видно, как по выполнению работ, так и по денежным тратам, из-за чего мы серьезно отстаем от графика. Вся ситуация с оценкой финансирования и общей эффективности национальных проектов сложится только ко второй половине 2020 года», - резюмирует Масленников. Масленников считает, что 25 трлн рублей, которые мы собираемся потратить на национальные проекты, не выведут нас сами по себе на искомые темпы экономического роста, поэтому они могут выполнять в рамках этих процессов только функцию поддержки. При реализации нацпроектов не надо забывать про частный бизнес «На сегодня в России существует макроэкономическая стабильность и низкая инфляция, что, в целом, соответствует, как глобальным, так и внутренним тенденциям, но это также не является гарантией экономического роста», - констатирует Масленников. Надо решать проблему с условиями для бизнеса, поскольку мы живем в среде, которая дестимулирует любые инвестиции, а без них Россия не сможет получить экономический рост, поскольку у государства нет денег, чтобы компенсировать это своими капиталовложениями. «Кроме того, с созданием этой среды стало гораздо больше проблем, чем это виделось раньше. Наглядным примером этого является голосование по инвестиционному кодексу в Госдуме РФ. Ведь здесь возникла парадоксальная ситуация, когда в первом чтении был принят этот законопроект, а ко второму чтению его придется переписать практически полностью», - заключает Масленников. Первоначальная редакция «отключила» концессии, а также государственно-частное партнерство, которое необходимо для такой специфической экономики, которая была построена и существует в России. «Есть масса других вещей, которые связаны с различными нагрузками на бизнес, которые не имеют рыночного или даже административного происхождения. Это нужно убирать, поскольку без этого ситуацию здесь также не улучшить», - заключает Масленников. В целом, национальные проекты – это, безусловно, хорошо, но России нужно сделать широкий комплекс шагов, которые будут направлены на рестарт частных инициатив и многогранное развитие российской экономики.