Другие перспективы. Наводнение в Тулуне дало бизнесу новый толчок для развития

Есть две категории пострадавших: люди, проживавшие в зоне затопления и потерявшие таким образом жилье, и предприниматели, которые вели свой бизнес на территориях, попавших в зону ЧС. На первый взгляд, помочь и удовлетворить потребности первых – первостепенно, потому что в этом случае речь идет о самом насущном – крыше над головой и компенсации потерянного имущества. Но и вопрос поддержки потерпевших предпринимателей, восстановление их деятельности – не менее важный. Ведь в долгосрочной перспективе – это будущее территорий, многопрофильное их развитие, налоги в городской бюджет и рабочие места для тех самых жителей. Почти полгода спустя. Что сделано? Положительно решен вопрос о создании территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) в Тулуне. Уже заключено шесть рамочных соглашений с потенциальными резидентами ТОСЭР о намерениях реализовывать инвестиционные проекты в Тулуне. По словам заместителя председателя правительства Иркутской области Антона Логашова, в новом ТОСЭР предложено установить более 40 видов экономической деятельности. Уже достигнуты предварительные договоренности с предпринимателями города о реализации ряда проектов: строительству мельничного комплекса для переработки зерна, производству палочек для еды, размещению транспортно-логистического комплекса для реализации проекта «Строительство ГОКа на базе Зашихинского редкометалльного месторождения» и др. Но это все решения на перспективу. А что делают власти, чтобы помочь пострадавшим предпринимателям, что называется, здесь и сейчас? Первое, что было сделано правительством Иркутской области, – это выдача 200-тысячной субсидии на возмещение недополученных доходов пострадавшим субъектам малого и среднего предпринимательства за счет средств областного бюджета. Всего было одобрено 830 заявлений на эту выплату, 793 человек ее уже получили. Общая сумма выплат составила 158,6 млн рублей. С 30 августа по 3 декабря 2019 года 67 предпринимателей из пяти муниципальных районов Иркутской области, бизнес которых пострадал от наводнения, получили льготные займы в «Фонде микрокредитования» (ФМК) под 1 % годовых на возобновление предпринимательской деятельности на общую сумму 161,9 млн рублей. И что немаловажно, по просьбе ФМК Иркутской области ПАО «Сбербанк» установило нулевую комиссию для пострадавших от наводнения предпринимателей за выдачу необходимых для получения микрозайма справок и сейчас возмещает расходы за уже полученные справки. Также нулевая комиссия ПАО «Сбербанк» установлена на получение справок, которые нужны для предоставления субсидий. Благодаря взаимодействию министерства экономического развития Иркутской области и коммерческих банков удалось реструктуризировать задолженности по кредитам предпринимателей. В настоящее время идет работа комиссии по заявителям, претендующим на субсидию на возобновление хозяйственной деятельности в 1,5 млн рублей. Напомним, что 29 ноября закончился прием заявлений на получение этой субсидии от пострадавших предпринимателей с затопленных территорий. Всего на получение субсидии было подано 359 заявок. Согласно нормативной базе, субсидию предприниматели смогут направить на приобретение основных средств, ремонт оборудования, нежилых помещений, зданий, сооружений, внесение арендной платы по договорам аренды нежилых помещений. На эти цели из федерального и областного бюджетов выделено 500,5 млн рублей. Комиссией, в состав которой вошли представители министерства экономического развития Иркутской области, Управления Федеральной налоговой службы России по Иркутской области, администраций Нижнеудинского, Тайшетского, Тулунского и Чунского районов, общественных организаций «Деловая Россия» и «Опора России» одобрено 270 заявок. Начато перечисление субсидий, которые компенсировали часть их затрат на возобновление предпринимательской деятельности в Тулуне. Одному из пострадавших предпринимателей возместили 1,5 млн рублей за приобретенный самосвал стоимостью 4,5 млн руб. Предприниматель занимается грузоперевозками с 2006 года, и у него есть уже девять транспортных средств. Таким образом, он не только возобновит свою предпринимательскую деятельность, но и сохранит 11 рабочих мест и создаст пять новых в течение года со дня получения субсидии. Второй предпринимательнице, чья деятельность связана с производством продуктов питания, субсидию в 1,5 млн рублей направили на компенсацию части затраченных средств на приобретение собственной пекарни. Согласно плану, она сохранит три рабочих места и создаст два новых. У другой получательницы государственной поддержки бизнес связан с ремонтом и обслуживанием автомобиля и техническим осмотром транспорта. Субсидия в 1,5 млн покрыла покупку стенда контроля и регулировки углов установки автомобилей, а также приобретение автоматического отопительного котла. После получения субсидии собственные расходы на приобретение этого оборудования составили всего 30 тысяч рублей. Справедливости ради надо заметить, что прием заявок осуществлялся в два этапа вместо запланированного одного. Заявителю необходимо было не только сделать описательную часть своей компании, но и предоставить финансовый план, маркетинговое сопровождение проекта, документально подтвердить намерение потратить средства в том или ином направлении. Например, если речь идет о покупке оборудования, то в наличии должен быть договор поставки с поставщиком, счет, счет-фактура и т. п. Кроме того, предприниматель, претендующий на заявку, берет на себя обязательства по налоговым отчислениям, созданию новых рабочих мест и непрерывному ведению деятельности по месту создания предприятия в течение двух лет. Первичный прием заявок показал, что многие из них не соответствуют нормативной базе, у некоторых к тому же выявилась задолженность по налогам. Было принято решение продлить сбор заявок, чтобы дать возможность заявителям погасить долги, и скорректировать заявленные показатели, по которым им придется отчитываться. В Тулуне и Нижнеудинске для помощи в формировании заявок сотрудники министерства экономического развития Иркутской области, областных Фонда поддержки предпринимателей, Фонда микрокредитования, Агентства инвестиционного развития на постоянной основе проводили консультативно-разъяснительную работу с предпринимателями. Примечательно, что некоторые представители предпринимательского сообщества планируют расширить сферу деятельности, а то и вовсе ее изменить. Владелица салона «Академия красоты» Татьяна Саркулова заявила, что с нового года не только расширит спектр оказываемых услуг в салоне, добавив к аппаратной косметологии еще и инъекционную, но и займется сыроварением. Домашняя сыроварня была давно, теперь появилась возможность развить это до уровня бизнеса. Другая предпринимательница, которая до наводнения занималась продуктовым бизнесом, задумала открыть в Тулуне коворкинг-центр, где горожане смогут заниматься рукоделием, посещать мастер-классы, играть в настольные игры, общаться по интересам. Кроме того, в планах там же организовать пару рабочих мест с полным набором офисной техники. На эти цели Светлана Ерилова использует и средства субсидии, и микрозайм от ФМК. А на покупку здания, в котором она, кстати, уже ведет ремонт, предприимчивая бизнес-леди потратит кредит Фонда развития моногородов, который ей уже одобрил заявку. В Фонде развития моногородов на рассмотрении еще три заявки от трех малых предприятий Тулуна с проектами по созданию пункта шиномонтажа, переработке дикоросов, открытию салона красоты, которые претендуют на статус ТОСЭР «Тулун». То есть, как ни парадоксально, но для некоторых эта чрезвычайная ситуация стала толчком для развития, позволила взглянуть на собственный бизнес с другой стороны – а что хорошего, нового и полезного я могу еще сделать для своего родного города? Какой поддержки не хватает? Во время подготовки материала мы не могли не задаться вопросом, какой поддержки от государства не хватает пострадавшим территориям. Предприниматели и администрация муниципалитетов отмечали, что министерство экономического развития Иркутской области, которое проводит основную работу по поддержке предпринимателей, находится в тесном контакте с пострадавшими и оперативно реагирует на их запросы, используя все имеющиеся в их арсенале возможности. Но остается нерешенным вопрос о возмещении убытка за потерянную нежилую собственность, которую предприниматели использовали под коммерческие цели. Согласно существующей нормативной базе, потерянная при таких обстоятельствах недвижимость находится в зоне предпринимательских рисков. До сих пор не решен вопрос о строительстве новой дамбы, и это делает невозможным пока приобретение земли на новом месте. Земля выдается по конкурсу, и это также усложняет процедуру ее получения, когда один нормативный акт тянет за собой другой, и так почти до бесконечности. Всем нам знакомая российская бюрократия. На несовершенство законодательства о предпринимательской деятельности сетуют и администрации пострадавших районов. Согласно современной нормативной базе, предприниматель не обязан уведомлять местную администрацию о создании нового объекта МСП, его сфере деятельности, местонахождении и т. п. Таким образом, нет достоверных данных о количестве существовавших до наводнения МСП и о количестве пострадавших предпринимателей. И это минус – в первую очередь для самих предпринимателей. Многим из них теперь в суде приходится доказывать факт попадания своего бизнеса в зону ЧС. Но и в «мирное» время у местной администрации нет возможности держать связь с такими «тайными» предпринимателями с тем, например, чтобы рассказать о мерах государственной поддержки МСП, которых сейчас немало.

Другие перспективы. Наводнение в Тулуне дало бизнесу новый толчок для развития
© РИА "ФедералПресс"