Платят все - Почему налог на богатство не решит проблему неравенства

Поэтому неудивительно, что сенатор Элизабет Уоррен из Массачусетса отвела неравенству и налогу на богатство центральное место в своей президентской кампании. Экономическая проблема заключается в том, что независимо от ваших взглядов история показывает, что налоги на богатство обычно не работают. Уоррен и Берни Сандерс, ее соперник за выдвижение на пост президента от демократов, выступают за налоги на богатство. Уоррен намерена взимать двухпроцентный налог с активов свыше $50 млн и до 6% с миллиардеров. Сандерс хочет, чтобы ставки находились в пределах 1-8% при доходах свыше $32 млн. У конгрессменов две цели: одна состоит в увеличении налоговых поступлений для оплаты всеобщего здравоохранения, реализацию инициатив по изменению климата и ликвидации задолженности студентов. Другой способ заключается в сокращении неравенства: за последние 40 лет доля богатства страны, которой владеют богатейшие 0,1% американцев, увеличилась более чем в два раза, до 20%. Но история таких налогов показывает, что они терпят неудачу по обоим пунктам. Около дюжины стран ОЭСР уже пытались. Им не удалось сильно увеличить поступления в бюджет: всего 0,2% ВВП. Только четыре все еще сохраняют налоги на богатство. Норвегия и Испания собирают менее 0,5% ВВП, а Швейцария - вдвое больше. В прошлом году в Бельгии был введен налог на некоторые ценные бумаги. Дополнительный доход часто компенсируется административными расходами. Оценивать имущество сверхбогатых сложно. Габриэль Цукман и Эммануэль Саез, советники Уоррен, утверждают, что 70-80% богатства в 0,001 процента приходится на котирующиеся на бирже ценные бумаги, которые торгуются ежедневно и имеют четкую рыночную стоимость. Но, как знают инвесторы, эти цены могут значительно колебаться. Оценка других активов - скаковых лошадей, произведений искусства и домов - намного сложнее и может занять годы, если аудиторы и налоговые органы с ней не согласны. Когда в 1994 году Австрия отменила налог на имущество, чиновники сослались на административные расходы. Налоги на богатство также создают стимулы для перемещения активов за границу, где их труднее - и дороже - найти. По оценкам французского правительства, в период с 2002 по 2017 годы 10 000 человек с активами в 35 миллиардов евро покинули страну по налоговым соображениям, когда Франция отказалась от налога на имущество в пользу сбора с недвижимости. США уже облагают налогом доходы по всему миру, и закон о соблюдении налоговых требований обязует граждан ежегодно сообщать об активах, находящихся за границей. Тем не менее в США не остаются без работы консультанты, способные подсказать, как сократить или вовсе избежать налоговых платежей. Сторонники налога на богатство настаивают на том, что исключений не будет, но они, возможно, не считались с силой лоббирования ультрабогатых. Если некоторым классам активов будет предоставлен более благоприятный режим, ожидайте, что миллиардеры будут вкладывать в них деньги, вызывая искажения цен, неэффективное распределение капитала и сокращение налоговой базы. Хуже того, такие налоги вводятся для богатства за вычетом долга, что дает сверхбогатым стимул накапливать долг для покупки освобожденных активов. Случай использования налога на имущество для уменьшения неравенства также проблематичен. Одно немецкое исследовательское учреждение утверждает: несмотря на то, что им платят очень богатые люди, «бремя несут практически все». Они делают экономику менее конкурентоспособной и динамичной. Это связано с тем, что очень богатые обычно не хранят свои состояния в банковских хранилищах - львиная доля используется для предпринимательской деятельности, приносящей рабочие места и доход. Сокращение благосостояния может сократить инвестиции, а вместе с тем - производительность, заработную плату и потенциальный рост. Многие миллиардеры инвестируют в неликвидные активы, такие как земля или частные компании. Вынужденные продажи для уплаты налогов на богатство могут привести к искажению цен и нанести ущерб частным компаниям. Наконец, некоторые правоведы утверждают, что налог на богатство может противоречить конституционному положению, требующему, чтобы прямые налоги были пропорциональны населению штата. Подоходный налог освобожден от этого правила, но не ясно, что справедливо для налога на богатство. Неравенство стало центральной проблемой в политике во всем мире. Это принесло нам популизм, брекзит и дорогие реконструированные коричневые камни в Бостоне.

Платят все - Почему налог на богатство не решит проблему неравенства
© Версия