Итого 2019-го: Жить стало хуже пол-России, и это не предел

Почти половине россиян в 2019-м пришлось подтянуть пояса. Об этом свидетельствуют данные опроса * «Левада-центра»**. 43% респондентов заявили, что в уходящем году их уровень жизни стал ниже. 35% – что для них лично и их семей уходящий год оказался труднее предыдущего. По совпадению, одновременно с опросом «Левады» вышел декабрьский доклад Банка России о денежно-кредитной политике (ДКП). Из него следует, что экономический прорыв нам не грозит. Центральным моментом доклада можно считать расчеты ЦБ, по которым в базовом сценарии прогноза динамика ВВП возвращается на уровень чуть выше 2% уже по итогам первого квартала 2020 года. Далее, по прогнозу, он будет ускоряться чрезвычайно медленно – к концу 2022 года ЦБ оценивает показатель в 2,2%. Как де-факто поясняет регулятор, экономика России – это в значительной степени госэкономика. И потому госрасходы определяют экономическую динамику в первую очередь. Выход на темпы роста в 2,2%, по логике Банка России, будут обеспечиваться «накоплением положительного эффекта» нацпроектов и бюджетного правила. Частные инвестиции могут усилить рост, но как на отдельный фактор на них явно не рассчитывают. С одной стороны, все выглядит не так плохо. Пусть слабый, но рост, означает, что кардинальных ухудшений в ближайшие два-три года не будет. С другой, создается устойчивое впечатление, что запас прочности в прогнозе близок к нулю. И стоит чему-то пойти не так, экономика РФ стремительно начнет сползать в рецессию. Судите сами. Рост в 2% жестко завязан на нацпроекты – именно им отведена играть роль драйверов экономики. Но уже 2019-й год показал: эти драйверы сами дышат на ладан. По данным Счетной палаты расходы на нацпроекты федерального бюджета на реализацию нацпроектов за январь-сентябрь 2019 года составили 52,1% от запланированного на год объема. При этом менее чем на 40% были исполнены расходы по нацпроектам «Повышение производительности труда и поддержка занятости» (38,8%), «Экология» (22,1%) и «Цифровая экономика» (12,3%). Неосвоенные средства Минфин предлагает перенести на 2020-й год и там освоить. Но та же Счетная палата сомневается, что эти деньги экономика сможет переварить. Неслучайно в заключении на проект закона о федеральном бюджете на 2020–2022 годы аудиторы предупредили: в 2020 году по 15 госпрограммам есть риски недостижения до 10% показателей, по семи госпрограммам – от 10% до 20%, по пяти — от 20% до 30%, по девяти — более 30%. Похожая ситуация, кстати, прогнозируется и для 2021–2022 годов. Всего, по данным Счетной палаты, в 2020 году существуют риски недостижения значений 280 показателей, или 19% их общего объема. Это означает, что с ростом даже в 2% может не сложиться. И мы точно окажемся в отрицательной зоне, если в мире грянет финансовый кризис – сценарий, которые многие аналитики называют неизбежным. И здесь вспоминаются слова, сказанные по поводу повышения НДС бывшим министром финансов России, а ныне главой банка «Открытие» Михаилом Задорновым. Он заявил, что лучше дать людям и бизнесу заработать, чем пытаться осчастливить население посредством спущенных сверху национальных проектов, суть которых это самое население не очень понимает. Чем богаче электорат – тем выше экономический рост: одно подстегивает другое. И пусть Задорнов либерал и топ-менеджер, он чертовски прав. – Ранее глава ЦБ Эльвира Набиуллина уже заявляла, что темпы роста в 2020 году будут выше, чем в текущем, и выйдут на так называемый уровень потенциального выпуска, – отмечает ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. –Банк России рассматривает этот уровень как плавающий интервал 1,5-2% ВВП. Получается, рост 2% в будущем году совершенно не гарантирован – он вполне может составить 1,5%. Замечу, смысл потенциального выпуска – это максимальный рост экономики, при ее текущей структуре и тех условиях внешнего спроса, которые являются среднетрендовыми за последние пять лет. Замечу также, что при расчете потенциального выпуска учитываются структурные ограничения в российской экономике. Но не учитываются, что эти ограничения усиливаются. Скажем, у нас ухудшается ситуация с демографией – мы имеем убыль населения 260 тысяч за год. У нас заметные проблемы на рынке труда – наблюдается дефицит рабочих и технического персонал. Между тем, такой дефицит – важнейшее ограничение для инновационных бизнесов. Если эти факторы учитывать, прогнозная картина меняется к худшему. Недаром весь 2019-й год в экспертных кругах шла дискуссия: куда движется потенциальный выпуск – увеличивается он или сокращается? Так вот, ряд аналитиков ведущих российских банков убеждены: границы роса сдвигаются вниз. По их мнению, сейчас потенциальный выпуск экономики РФ укладывается в 0,8-1,2% ВВП – и только. «СП»: – Что мешает выдерживать даже скромные 2% ВВП? – Темпы роста экономики можно вывести в интервал 1,5-2% ростом госрасходов. То есть, через нацпроекты и госинвестиции. Но это возможно только при условии неизменного внешнего спроса. А как раз с этой стороны имеются большие риски. До сих пор неясно, продолжится ли стагнация в глобальной экономике, или последует ухудшение. Зато улучшений совершенно точно не просматривается. Однако главный тормоз для роста – отсутствие структурно-политических изменений в самой России. Это самое узкое место: мы не видим, чтобы принимались даже назревшие решения для стимулирования экономики. К таким решениям я отношу, например, законопроект о соглашениях о защите и поощрении капиталовложений. Он принят в первом чтении Госдумой, но к нему столько вопросов, что правительству придется переписывать его заново. «СП»: – Насколько эффективны нацпроекты? – В 2020 году, надо думать, мы увидим снижение недофинансирования нацпроектов. Но насколько это поможет экономике – вопрос открытый. Надо понимать: в 2019 году эти бюджетные траты принесли нулевой экономический эффект. В первой половине 2019 года недофинансирование нацпроектов притормозило рост ВВП примерно на 0,5%, во второй половине – наоборот, нацпроекты несколько разогнали экономику. В итоге, получилась игра с нулевой суммой. В 2020-м есть надежда, что ситуация немного выправиться. Например, не возникнет недофинансирования на 1 трлн. рублей, как сейчас. Но в любом случае, по всем расчетам максимальный эффект от нацпроектов и бюджетного финансирования – это всего-навсего 0,2-0,3% ВВП. В теории, если привлечь частные инвестиции, рост может дойти до 0,6% ВВП. Загвоздка в одном – мотор инвестиционного роста у нас никак не запускается. И нет веры, что это произойдет в 2020 году. Все сказанное означает, что самый оптимистический прогноз на 2020 год – это рост в 1,6-1,7% ВВП. «СП»: – Что будет с Россией, если в 2020-м глобальная экономика начнет тормозить? – Для России это будет означать сокращение внешнего спроса на важнейшие экспортные товары. Сейчас, традиционно перед Рождеством, рынки настроены позитивно. Тем более, появилась надежда, что Дональд Трамп подпишет с Китаем первый блок нового торгового соглашения. Однако через пару-тройку первых недель января настроения, уверен, начнут разворачиваться. Реальность заключается в том, что перспектив для масштабного решения торгового спора США-Китай не видно до сих пор. Более того, с 11 декабря приостановлена работа апелляционного органа ВТО – решать торговые споры больше негде. Поэтому многие аналитики предполагают: 2020-й год, напротив, может пойти под флагом разрастания торговых противоречий. И тогда даже о росте в 1,5% ВВП нам придется только мечтать. Новости России: Экономист назвал бредом данные Росстата о росте доходов * Опрос проведен 22−28 августа 2019 года по репрезентативной выборке населения объемом 1608 человек в возрасте от 18 лет в 137 населенных пунктах, 50 субъектах России. Респондентов спрашивали, каким оказался для России и лично для них 2019-й год по сравнению с предыущим. ** АНО «Аналитический Центр Юрия Левады» Минюстом РФ внесена в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Итого 2019-го: Жить стало хуже пол-России, и это не предел
© Свободная пресса