Банк «Солидарность» открывает Китай для бизнеса

В октябре 2019 года Россия и Китайская народная республика отметили 70-летие со дня установления официальных дипломатических отношений между нашими странами. За семь десятков лет связи между странами переживали и взлеты, и падения. После распада Советского Союза Москва переориентировалась на Запад и потеряла интерес к Востоку, который за это время семимильными шагами ушел вперед. Но 2014 год стал поворотным и стало очевидно, что ориентироваться на один лишь Запад неправильно. Такие же выводы были сделаны и в Китае, который постепенно стал открывать для себя Россию заново. Сейчас можно смело сказать, что наше сотрудничество вышло на беспрецедентно высокий уровень в новейшей истории. Дипломаты даже называют его «всеобъемлющим стратегическим партнерством в новую эпоху». Экономическая составляющая немного не успевает за политической, хотя и идет вперед. Во многом развитию отношений мешает то, что стороны все еще мало знают друг о друге и испытывают трудности при выходе на новый для себя рынок. Однако и на этом направлении наметился прогресс. Недавно делегация Банка «Солидарность» во главе с и.о. Председателя Правления Банка Вячеславом Арбузовым посетила провинцию Шандунь и подписала ряд договоров с городами провинции. Мы поговорили с Вячеславом Арбузовым о том, как выстраивать экономические отношения с Китаем на горизонтальном уровне и о том, чему мы можем поучиться у наших восточных соседей, Вячеслав Петрович рассказал в интервью «Свободной Прессе». «СП»: - Вячеслав Петрович, банк «Солидарность», как и страна, следует курсу на Восток. Почему было выбрано именно это направление развития? - Четыре года назад, когда мы принимали новую стратегию развития банка и думали, на чем делать акцент, мы решили оттолкнуться от того, где у нас, как у бизнесменов, есть компетенция. На примере работы в электроэнергетике, где у нас большой опыт, мыв поняли, что Юго-Восточная Азия – это потенциал, который Россия слабо использует. Мы 20 лет смотрели в рот Европе и Америке, ждали условные ножки Буша и были уверены в том, что придет «цивилизованный Запад» и даст нам технологии, которых у нас нет. Рядом с нами находится гигантский регион, где всегда смотрели на нас, как на старшего брата и ждали от нас поддержки. Но мы надолго забыли о них, а когда, наконец, вернулись, увидели, что они шагнули далеко вперед и при этом с этим регионом очень приятно работать, в людях есть чистота и честность. Поэтому мы определили для себя такое приоритетное направление, как Юго-Восточная Азия. На этом направлении выстраивается наша стратегия. В первую очередь банк должен создавать основу для взаимодействия. Мы говорим не о конкретном бизнесе или экономическом сегменте, а об инфраструктуре. Под ней мы понимаем создание магистрали, по которой ходят деньги, услуги, экспертиза и сервис. Это первое. А второе – это отношение к бизнесу, к бизнесменам и к перспективе сотрудничества. «СП»: - Вы сказали, что второй важный момент в вашей стратегии – это отношения. Что это значит? - Бизнесмены, приезжающие к нам из Китая и Юго-Восточной Азии, оказываются здесь просто брошенными. Как правило, они не имеют юридического опыта работы в нашей стране. А банки, в которые они приходят, не имеют специализированных отделов, и бизнесмены натыкаются на стену непонимания. Они оказываются «в подполье», потому что с ними никто не работает. У нас нет площадок для диалога. Нет обратной связи. Например, мы знаем, что у нас есть азербайджанская диаспора и кто ее руководитель. А кто руководитель китайской или вьетнамской диаспоры в Москве? Мало кто может ответить, хотя это очень большие сообщества людей со своей иерархией и образом жизни. Приведу маленький пример. 20-30 лет назад к нам в Советский Союз приехали учиться несколько вьетнамцев, которые на ровном месте придумали в России новую отрасль с годовым оборотом примерно 40-50 миллиардов рублей. Знаете, что это за отрасль? Лапша быстрого приготовления - «Ролтон», «Доширак», «Кухня без границ». Сегодня в России построено несколько заводов по производству лапши, на каждом работают по тысяче человек. И все это началось с маленького предприятия. Сначала все импортировалось из Вьетнама – рисовая лапша, специи. Теперь же они все закупают в России и тут же делают продукт. Многие ли об этом знают? Таких историй очень много. При этом у нас создано гигантское количество агентств по привлечению инвестиций, комитеты, форумы, общества и межпарламентские комиссии. Государство тратит на них миллиарды рублей, но никто не работает предметно с этими людьми. И если вьетнамец придет в банк за кредитом для того, чтобы открыть тут ресторан вьетнамской кухни, его, скорее всего, отправят восвояси, потому что он не резидент и у него нет залога. Хотя это человек с предпринимательской жилкой, который хочет здесь работать, платить налоги, вкладывать деньги в экономику. Мы, выбрав этот сегмент, идем по минному полю. Есть определенная доля риска, потому что часто эти люди не понимают российских законов, а иногда даже не имеют экономического образования. Но у них есть понимание того, как надо торговать и развивать свой сегмент. Мы работаем с этими людьми и с предприятиями, которые хотят зайти на российский рынок. Например, китайские автомобильные предприятия очень интересуются Россией. Компания Haval построила огромный завод в Тульской области и будет осваивать наш рынок. Мы все знаем крупных китайских игроков. Haier – крупнейший производитель бытовой техники, построил в России уже три завода. Hisense - производитель бытовой техники и электроники тоже хочет строить здесь свои заводы. Huawei – телекоммуникационная компания, которая имеет многомиллиардные контракты с Россией. Они идут к нам, и все, конечно, хотят с ними работать. Но мало кто пытается разобраться в их проблематике и насущных проблемах. «СП»: - Что это за проблематика? - Проблем много. Например, все хотят работать с Haier. Но кто работает с компаниями, которые работают с Haier - с дилерами, дистрибьюторами? Никто. В итоге они работают в серой зоне и торгуют не совсем цивилизованным образом. Им нужно проводить платежи за границу, но крупные банки делать этого не могут, потому что введены санкции, и они заходят в тупик. Платежи через США идут минимум две недели, поставки останавливаются, контракты срываются. Название Haier крупными банками еще воспринимается, но все, что его окружает, системой игнорируется. Мы увидели для себя эти сегменты и начинаем с ними работать. В этом нам помогает и международная ситуация. Сегодня мы наблюдаем кризис глобализации. Если еще несколько лет назад для того, чтобы проводить платежи в любую точку мира, можно было иметь отношения только с одним банком за рубежом, то теперь внутристрановой финансовый клиринг, по сути, запрещен, и для успешной работы нужно выстраивать корреспондентские отношения с банками-партнерами. Сегодня от современных банков требуется не просто набор банковских услуг, а гораздо больше. Придя в банк, клиент должен получить такие услуги как: страхование, лизинг, факторинг, консалтинг-это традиционный сервис. Если говорить о новациях, которые мы развиваем — это туризм, логистика, телекоммуникации, медицина, спорт. Банк «Солидарность», новости: Уральская «Солидарность» покоряет Китай

Банк «Солидарность» открывает Китай для бизнеса
© Свободная пресса