В 2019 году завершился семилетний переходный период по вступлению России в ВТО. Он понадобился для полной адаптации отечественной экономики к работе по правилам и нормам, установленным для всех стран–членов организации, имеющей на сегодняшний день статус безальтернативного регулятора мировой торговли. Иными словами, ВТО – единственный инструмент для противодействия торговой дискриминации и ущемлению прав отдельно взятых государств, урегулирования споров и разногласий. Обязательное условие вступления – приведение национального законодательства в области пошлин и тарифов в соответствие с требованиями организации. Как известно, Россия была принята в ВТО в 2012 году. Этому предшествовали затяжные – почти восемнадцатилетние – переговоры. Условия вступления предусматривали поэтапный переход к пониженным тарифным пошлинам. В рамках достигнутого соглашения был установлен переходный период, разный для секторов экономики. Для одних – всего 2–3 года, для других – 5 и даже 7 лет. В итоге средневзвешенная ставка импортной пошлины опустилась в среднем на 3 п. п., а для сельскохозяйственных товаров и продовольствия – на 4,4 п. п. Надежды на то, что членство России в ВТО откроет для бизнеса доступ к передовым технологиям, за прошедшие 7 лет так и не оправдались Shutterstock / Fotodom Вступление России в ВТО на первых порах положительно отразилось на инвестклимате. Приток иностранных инвестиций показал внушительный рост в начале 2013 года. К сожалению, эффект был кратковременный. На следующий год разразился геополитический кризис, были введены антироссийские санкции, вдобавок ко всему резко снизились мировые цены на углеводородное сырье. Все это быстро свело на нет практически весь позитив. Тем не менее определенные дивиденды получить все-таки удалось. Так, ряд западных стран отменил протекционистские меры по отношению к нашей стране. Пожалуй, самый яркий пример – США отменили поправку Джексона–Вэника, действовавшую несколько десятилетий и запрещавшую предоставлять Москве режим наибольшего благоприятствования в сфере торговли. Таким образом, благодаря членству в ВТО Россия кратковременно получила доступ к передовым технологиям на равных условиях с остальными странами-участницами. Теоретически это можно считать одним из факторов, способствующих ускорению темпов роста ВВП. Нельзя не признать, что вступление в ВТО способствовало ускорению процессов интеграции российской экономики в мировую экономику, расширило ее права и возможности по отстаиванию интересов отечественных экспортеров на зарубежных рынках. Примером может служить иск, оспаривающий третий энергопакет Евросоюза, препятствующий расширению присутствия «Газпрома» на европейских рынках. Однако если попытаться проанализировать влияние членства в ВТО на внешнеторговый баланс России, то крайне сложно выделить что-то существенное. Дело в том, что российский экспорт исторически ориентирован на нефть, природный газ и сырье. Товаров с высокой добавленной стоимостью, поставляемых в другие страны, не так много. Изменить структуру внешней торговли, к сожалению, не получается. За последние два года наметился определенный прогресс на этом направлении. Однако перемены в большей степени связаны с политикой импортозамещения, чем с эффектом от членства в ВТО. В целом структура российского экспорта за 7 «переходных» лет по многим товарным позициям осталась практически неизменной. Небольшое снижение наблюдается в категории «минеральные продукты» – с 71,3% до 63,7%. Однако это произошло из-за коррекции вниз мировых цен на энергоносители. Достаточно скромный относительный прирост показали следующие категории экспортируемых товаров: «машины, оборудование и транспортные средства», «древесина и целлюлозно-бумажные изделия», «продукция химической промышленности, каучук», а также «прочие товары». В то же время заметно сократились показатели экспорта в категории «металлы, драгоценные камни и изделия из них». Но так же, как и в случае с минеральными продуктами, изменение было обусловлено снижением мировых цен на золото. Резюме здесь такое – положительный эффект от семилетнего присутствия России в ВТО для отечественных компаний-экспортеров найти почти невозможно. В товарной структуре импорта произошло еще меньше перемен. Незначительное сокращение наблюдается в таких категориях, как «машины, оборудование и транспортные средства», «продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье», «минеральные продукты», «древесина и целлюлозно-бумажные изделия» и «прочие товары». Символически увеличилась доля в совокупном импорте в категориях «продукция химической промышленности, каучук», «текстиль, текстильные изделия и обувь» и «металлы, драгоценные камни и изделия из них». Получается, что ВТО для России не совсем понятный институт, оказывающий либо незначительное, либо нейтральное влияние на экономику и внешнюю торговлю. В некоторых случаях организация просто бесполезна. Например, санкции, введенные Евросоюзом и США, не были, да и не могли быть оспорены в ВТО, поскольку были введены с поправкой на соответствующую статью Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), согласно которой, страны-участницы вправе принимать подобные решения по соображениям национальной безопасности. Между тем из-за санкционной войны существенно ухудшились условия выхода отечественных экспортеров на зарубежные рынки. Ограничения, безусловно, серьезно осложняют доступ к современным технологиям, финансовым инструментам, препятствует притоку иностранных инвестиций. В качестве ответной меры на внешнюю экономическую агрессию Россия ввела контрсанкции, направленные главным образом на поддержку своих сельхозпроизводителей. Очевидно, что в условиях санкций и торговых войн, втягивающих в свою орбиту все больше государств, механизм ВТО утрачивает свою эффективность. В последние годы страны, прикрываясь стандартной формулировкой «по соображению национальной безопасности», вводят против конкурентов все новые и новые заградительные пошлины, импортные квоты, эмбарго на поставки определенных видов продукции. А организации, главным предназначением которой является предотвращение торговых войн и снятие ограничений, все сложнее поддерживать безбарьерную среду в мировой торговле. Целью создания организации изначально было стремление либерализовать международную торговлю и установить единое для всех регулирование этой сферы. Но сейчас ситуация все больше выходит из-под контроля. Несмотря на огромное количество исков, поданных в ВТО для урегулирования торговых споров, действенных мер не принимается. Казалось бы, положение дел в мировой экономике, жесткий прессинг Запада по отношению к России ставят под сомнение целесообразность самого вступления во Всемирную торговую организацию. У кого-то может даже возникнуть превратное мнение, что, сдав «членский билет», мы только выиграем, но не все здесь так просто. Действительно, выход России из ВТО может привести к кратковременному росту производства, однако потери неизбежны, причем весьма чувствительные. Добровольная товарная и технологическая изоляция в долгосрочной перспективе существенно замедлит развитие отечественной экономики. Кроме того, следует ожидать ужесточения международных санкций и снижения переговорной силы российского бизнеса на мировой арене. Так что ВТО – это как раз та «гиря», которую дальше нести все тяжелее, а бросить жалко. Автор – доцент РЭУ им. Г. В. Плеханова