Государство отказалось от 40% закупок у частного сектора

В минувшем году государственные заказчики в одностороннем порядке массово отказывались приобретать товары и услуги у частных компаний, невзирая на то, что соответствующие договора уже были подписаны. В общей сложности не было реализовано 13,9 тыс. соглашений, причем четких оснований для разрыва 36% из них, или 5 тыс. договоров, не просматривалось, сообщил в беседе с «Известиями» замглавы антимонопольного ведомства Михаил Евраев. По закону, разрыв соглашения предусмотрен в случае отказа контрагента от выполнения своих обязательств, иначе говоря – срывает договор. Тем не менее, разрывались и соглашения, по которым недобросовестные действия исполнителя не были подкреплены документально. Подобная практика лишает частный сектор стимула бороться за госзакупки, считает Евраев. Гендиректор торговой площадки «РТС-тендер» Владимир Лишенков уточняет, разрывать соглашения без доказательств недобросовестного поведения исполнителя можно, если это оговорено в самом договоре, а нарушение, допущенное контрагентом, прописано в законодательстве. В этом случае исполнитель имеет право на устранение в течение 10 дней выявленных нарушений. Но, говорит Евраев, фактически компании не могут добиваться возобновления действия договора во внесудебном формате. Такую возможность следует прописать в законодательстве. В антимонопольном ведомстве также отмечают, в прошлые годы безосновательно аннулировалось еще больше соглашений – 44-50% от общего количество расторгнутых договоров. Однако в Минфине утверждают, что аннулированные в одностороннем порядке соглашения составляют ничтожную долю от общего количества договоров о госзакупках – 0,4%. Тем не менее, уточняет президент «Опоры России» Александр Калинин, разрыв даже одного соглашения может привести к краху исполнителя, поскольку понесенные им производственные затраты не возмещаются. На уровне закона следует четко прописать все основания для расторжения договоров, считает он. Председатель комитета по поддержке малого и среднего бизнеса ТПП РФ Игорь Скляр добавляет, сегодня разрыв договоров нередко выглядит как демонстрация нежелания заказчика работать не с тем контрагентом, который, по его мнению, должен был одержать победу в тендере.