Губернатор Зауралья Вадим Шумков меняет правила социального партнёрства

Курганский губернатор Вадим Шумков внёс на рассмотрение депутатов областной думы законопроект об изменениях в региональный закон, регулирующий систему социального партнёрства. Проект закона предусматривает усиление роли исполнительной власти Курганской области в сфере труда и занятости. Поможет ли законопроект защитить права зауральских работников?

Губернатор Зауралья Вадим Шумков меняет правила социального партнёрства
© Уральский меридиан

Государственной инспекцией труда в конце прошлого года в Курганской области было зарегистрировано 15 организаций с суммой задолженности по заработной плате больше 117-ти миллионов рублей перед 1 тысячей 748-ми работниками. Это при том, что зарплата трудящихся на предприятиях, зачастую, едва превышает МРОТ.

С 1 января 2020 года вступило в силу областное трёхстороннее соглашение между «Федерацией профсоюзов Курганской области», правительством Зауралья и Курганским региональным объединением работодателей «Союз промышленников и предпринимателей» на 2020-2022 годы. В соглашении закреплены нормы социального партнёрства между работодателями, профсоюзами и представителем исполнительной власти региона в сфере труда и занятости. Соблюдение на практике, прописанных в соглашении обязательств, в том числе, по оплате труда работников, принесло бы позитивный результат. Присоединяться к этому соглашению работодатели будут уже по-новому.

Скриншот соглашения

ИА «Уральский меридиан» ознакомилось с текстом законопроекта о внесении изменений в региональный закон о регулировании системы социального партнёрства в Курганской области. Если раньше работодатели могли присоединяться к трёхстороннему соглашению или не присоединяться к нему без объяснения причин, то сейчас порядок меняется.

Губернаторский законопроект предусматривает, что руководитель органа исполнительной власти региона в сфере труда и занятости имеет право после опубликования областного соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении соглашения, присоединиться к нему. Если же работодатели в течение тридцати календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не предоставят письменный мотивированный отказ от присоединения, то соглашение считается распространенным на них со дня официального опубликования. К отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации. В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель органа исполнительной власти Зауралья в сфере труда и занятости имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации для проведения консультаций с участием сторон соглашения. Причём, представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.

Усиление роли исполнительной власти Курганской области в сфере регулировании трудовых отношений можно было бы считать рациональным и обоснованным при условии достижения позитивных сдвигов в сфере защиты прав трудящихся. Однако на практике, несмотря на все очень толково сформулированные нормы, как предыдущего трёхстороннего соглашения, которое подписывал , так и нынешнего, подписанного Вадимом Шумковым — ситуация с соблюдением прав работников далека от вышеназванных норм.

Фото:irkprof.ru

По итогам третьего квартала 2019 года задолженность работодателей по зарплате перед работниками в Курганской области выросла на 5% и достигла суммы в 117,3 миллионов рублей.

Есть ещё один важный аспект проблемы в сфере труда и занятости. Субъектами переговоров здесь являются работодатели, профсоюзы, защищающие права работников и представители исполнительной власти региона. По идее, у всех «игроков» должны быть равные права при проведении переговорного процесса. Новый законопроект усиливает исполнительную власть в своих возможностях влияния на участников процесса, казалось бы, в интересах работников. Однако предприниматели, не желающие быть участниками областного соглашения, будут вынуждены испытывать на себе давление властей, вместо того, чтобы равноправно вести переговоры с профсоюзами. С другой стороны, реально отстоять свои права работники могут в судах или через обращения в трудовую инспекцию и . По существу роль исполнительной власти региона в защите прав трудящихся носит скорее символический характер. Какой же тогда смысл нарушать хрупкий баланс трёхстороннего переговорного процесса, усиливая одну из сторон?

Возможно, было бы более продуктивно губернатору привлекать в Курганскую область инвесторов, открывать новые предприятия, создавать рабочие места с достойной оплатой труда, вместо того, чтобы оказывать символическое влияние на участников трудовых отношений в Зауралье.

Фото превью: ИА «Уральский меридиан»