Инструмент для связи власти и общества. Как в России развивается практика народного бюджетирования

О вовлечении жителей в решение вопросов местного значения разговоры на высшем уровне идут не первый год. В ряде регионов попытки формировать так называемые инициативные (народные) бюджеты ранее уже предпринимались. И опыт этих субъектов показывает, что практика вовлечения самих граждан в реализацию задач по развитию территорий дает только положительный эффект. Инициативное бюджетирование стало одним из пунктов концепции повышения эффективности расходов, утвержденной правительством России до 2024 года. Ожидается, что казенные расходы получится контролировать, например, благодаря развитию системы общественных обсуждений важных нормативных актов, публичных слушаний, распространению региональных практик и т. п. В 2019 году Минфин России выпустил доклад на тему народного бюджетирования. В документе описаны лучшие практики в российских субъектах и муниципалитетах. Нижегородская область стала одним из регионов, где наиболее успешно реализована идея народного бюджета. Проект по поддержке местных инициатив там реализуется с 2013 года. В нем пять направлений: «Дорога к дому» (строительство и ремонт дорог), «Никто не забыт!» (реконструкция, ремонт, благоустройство объектов, посвященных Великой Отечественной войне), «Спорт для всех!» (строительство и ремонт спортивных объектов), «Все лучшее детям!» (детские площадки), «Делаем вместе!» (строительство и ремонт мест массового отдыха). Самым популярным направлением стало благоустройство автодорог (в том числе тротуаров и пешеходных переходов), а также остановок общественного транспорта. Из 470 заявок, которые поступили от муниципальных образований региона, почти половина относится к этой сфере. В деревне Заскочиха Борского района построили новую детскую площадку. В рабочем поселке Вахтан городского округа Шахунья создали аллею Ветеранов. Общая стоимость реализованных проектов в рамках инициативного бюджета в Нижегородской области в 2018 году превысила 600 млн рублей (это средства федерального, регионального, местных бюджетов, а также софинансирование со стороны граждан и бизнеса). На Сахалине практика инициативного бюджетирования реализуется в трех направлениях. Так, в рамках поддержки местных инициатив в 2018 году было реализовано 46 проектов (стоимость каждого – до 3 млн рублей), которые предложили сами жители. На строительство спортивных объектов, благоустройство мест для отдыха, уличное освещение, оборудование детских площадок, создание коммунальной инфраструктуры было направлено около 138,3 млн рублей. Свои проекты предлагали и юные жители региона в рамках практики «Молодежный бюджет». Среди инициатив – создание объектов общественной инфраструктуры. Наконец, в рамках практики «Развитие территорий» реализуются проекты стоимостью до 100 млн рублей, также инициированные и поддержанные жителями. В Кировской области практика инициативного бюджетирования была запущена еще раньше – в 2010 году – как программа поддержки местных инициатив. В 2018 году на ее реализацию направлено свыше 325 млн рублей – это стоимость 342 проектов. А в рамках другой практики – «Народный бюджет» – реализовано 14 проектов общей стоимостью 12,4 млн рублей. При этом бюджетная комиссия выбирает победителей путем жребия. Например, в Кирове в рамках программы открылся культурно-досуговый центр для инвалидов «Неваляшкин». Посетители центра могут заниматься адаптивным фитнесом, творчеством, обучаться компьютерной грамотности. Стоимость проекта составила 1,4 млн рублей, в том числе 745 тысяч рублей выделил бюджет региона, 287 тысяч – мэрия, 254 тысячи собрали инициаторы проекта, а 150 тысяч вложили местные предприниматели. Интересен опыт активистов из Череповца (Вологодская область). Инициативное бюджетирование реализуется в городе с 2013 года, а проект «Народный бюджет – ТОС» – с 2014-го. Это своего рода эксперимент по интеграции инициативного бюджета и механизма территориального общественного самоуправления. Решение о выборах той или иной народной инициативы принимают сами жители на голосовании. Стоимость проектов ТОС варьируется от 1,5 до 2,5 млн рублей. Возможность воплотить в жизнь собственные инициативы при поддержке органов власти повысила интерес горожан к самому институту ТОСов: всего за пять лет в Череповце было создано 33 ТОСа, которые объединили 241,5 тысячи жителей. А на благоустройство территорий этих объединений направлено более 100 млн рублей. В Октябрьском районе Ростовской области с 2012 года реализуется практика грантового конкурса социальных проектов. За семь лет воплощено в жизнь 546 гражданских инициатив. Это проекты по благоустройству территории населенных пунктов: ремонт дорог, установка детских и игровых площадок, благоустройство парков, освещение улиц и т. п. Кроме того, местные власти поддержали инициативы жителей по ремонту кровли многоквартирных домов, восстановлению памятных исторических мест, строительству часовен, обустройству опорного казачьего пункта, замене въездных знаков. В Мурманской области в этом году на реализацию проектов по формированию комфортной городской среды будет направлено 1,5 млрд рублей, в том числе около миллиарда – это средства регионального бюджета. Еще 25 млн рублей выделяется по программе инициативного бюджетирования. Инициативное бюджетирование в Башкортостане действует с 2014 года. В 2015 году в республике запущен проект «Реальные дела» (сбор и выполнение наказов жителей сенаторам и депутатам), в 2017 году появился проект «Уфимские дворики», в 2018-м – новая муниципальная практика «Наше село». Всего за четыре года в Башкирии реализовано свыше 600 проектов. Уличное освещение появилось в селе Ивано-Кувалат Зилаирского района, в деревнях Мансурово и Абзаково Учалинского района. Мусорный вопрос решили в городском поселении Учалы, где были установлены подземные контейнеры для сбора мусора в 32 точках города. Там же по инициативе жителей оборудована современная лыжероллерная трасса, на создание которой потрачено более 7 млн рублей. В деревне Северной Стерлитамакского района полностью отремонтировали систему водоснабжения. В деревне Новая Казанковка Мелеузовского района реализовали проект по ремонту и восстановлению дорожного полотна с обустройством прилегающей территории. Успешная практика реализации гражданских инициатив, формирования народных бюджетов в регионах отмечена в послании президента России в январе этого года. Владимир Путин еще раз подчеркнул значимость вовлечения граждан, жителей в решение вопросов местного значения – не чиновники должны решать, что важно для людей, куда лучше направить казенные деньги, а люди должны сказать, в чем они нуждаются в первую очередь. Эта тема поднималась и на заседании Совета по развитию местного самоуправления при президенте, который состоялся в начале февраля. Тогда секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак заявил: «Практика в регионах показывает, что люди готовы принимать самое активное участие в разрешении местных проблем, в благоустройстве своих территорий». «Честно надо сказать, зачастую они это делают лучше, чем чиновники на местах, потому что лучше знают, что нужно им самим, их семьям, своему населенному пункту. Ярким примером является внедренная в некоторых регионах, в том числе в Московской области, успешная практика по инициативному бюджетированию, когда часть регионального, муниципального бюджета направляется на проекты, предложенные самими жителями», – отметил Турчак. Вместе с тем, по словам единоросса, чтобы использовать подход народного бюджетирования повсеместно, необходима единая правовая база. И такая база уже создается: «Единая Россия» внесла в Госдуму соответствующий законопроект. Начиная с 2018 года программа развития инициативного бюджетирования показала свою эффективность. Более того, она была признана международными экспертами на конференции «Участие граждан как ресурс развития: российский и международный опыт инициативного бюджетирования» (сентябрь 2018 года), а практика правительства Якутии по формированию народного бюджета стала одним из лидеров престижного конкурса международной организации International Observatory on Participatory Democracy (IOPD). Как отмечают эксперты, особенностью отечественной практики инициативного бюджетирования является объединение усилий всех участников процесса – органов власти, экспертного сообщества и граждан. По мнению политолога Анны Федоровой, «механизм народного бюджетирования должен работать в здоровой политической системе». «Это взаимовыгодно для власти и для людей. Власть может понимать, какие области сейчас у людей наиболее чувствительны и где она недорабатывает. Это важный инструмент связи с обществом, – считает Федорова. – Кроме того, гражданин, который может власть только хвалить, – это одно дело. Когда же человек непосредственно принимает участие во влиянии на свою жизнь – это очень важно для развития нашего гражданского общества в целом». Повышение гражданской активности – одна из основных задач народного бюджетирования, считает руководитель лаборатории социальных исследований Института региональных проблем Петр Кирьян. «Увеличение гражданской активности не только по формированию повестки будущего, а уже по набору каких-то определенных планов. Появляется механизм выполнения тех или иных поручений, которые общество считает нужными», – отмечает эксперт. Кроме того, народные инициативы позволяют органам местного самоуправления получить из региональных бюджетов дополнительные средства на реализацию именно пожеланий жителей этих муниципалитетов. Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева

Инструмент для связи власти и общества. Как в России развивается практика народного бюджетирования
© РИА "ФедералПресс"