Владимир Ефимов: Мы создаем новую экономику Москвы

По итогам 2019 года Москва заняла первое место в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. Это на 16 позиций выше, чем всего пять лет назад. Об инвестиционном потенциале столичной агломерации, приоритетах развития и взаимоотношении с регионами «ВМ» побеседовала с главой экономического блока в правительстве города, заместителем мэра Москвы по экономической политике и имущественно–земельным отношениям Владимиром Ефимовым. Владимир Владимирович, какие проекты сегодня можно назвать визитной карточкой столицы и какие инвестиционные контракты на повестке? На текущий момент одна из ключевых задач, стоящих перед экономическим блоком правительства, — развитие промышленного потенциала города. И поэтому большая часть планируемых в ближайшее время соглашений будет касаться запуска новых производственных линий, реализации инвестиционных проектов, в частности в Особой экономической зоне «Технополис «Москва». Также планируем подписать соглашения о сотрудничестве с нашими германскими и американскими партнерами, представителями ОЭЗ в Дубне, Калининграде, Санкт–Петербурге. Самый крупный договор на сумму 14 миллиардов рублей будет заключен с инжиниринговой компанией «Стройэкспорт НП» по комплексному развитию территории, расположенной в производственной зоне «Октябрьское поле». Проект обещает стать одним из самых масштабных. Если говорить о значимых проектах города в экономической сфере, которые могут быть интересны в том числе другим регионам страны, это — портал поставщиков, внедрение налогового режима для самозанятых, стимулирующие льготы для инвесторов, введенные в 2019 году, комплекс мер по поддержке промпредприятий. Столичный статус Москвы (центр финансовых потоков) многими воспринимается как основной залог экономического благополучия региона. Можете вы прокомментировать такую точку зрения и как глава экономического блока в правительстве столицы обозначить основные векторы развития московской экономики в краткосрочной и долгосрочной перспективе? Москва входит в топ–10 крупнейших агломераций мира по размеру экономики и превосходит по показателю ВРП (по паритету покупательной способности) Париж, Шанхай, Чикаго и Пекин. И, как и большинство других агломераций, получает выгоды от своего статуса. В первую очередь это отражается на эффективности столичной экономики, которая самостоятельно генерит большие доходы не только для города, но и для экономики ЦФО и всей России. То есть столица не собирает деньги со всей страны, а, наоборот, отдает часть собранных на своей территории налогов в федеральную казну. В 2019 году с территории Москвы в федеральный бюджет поступило 1,9 триллиона рублей налогов. Для сравнения, в 2010 году столица перечислила 0,7 триллиона рублей налогов. Сила московской экономики — в ее диверсифицированности. Москва не «моногород», зависимый от одной двух отраслей. Москва — это и финансовый центр, и промышленный, и научный, и туристический. Поэтому московская экономика во время кризисов менее подвержена колебаниям как на международных, так и на внутрироссийских рынках: спад в одном секторе может компенсироваться ростом в другом. Москва создает 26 процентов суммарного ВРП регионов страны. Также столица является основной точкой выхода на экспортные рынки: доля транзитных грузов через территорию Москвы составляет 40 процентов. И около 50 процентов прямых иностранных инвестиций в Россию приходится именно на Москву. Чаще всего иностранные инвесторы вкладывают средства в компании, оказывающие деловые, финансовые и IT–услуги. Кроме того, столица — крупнейший генератор рабочих мест: помимо занятости в самой Москве, московская агломерация создает 3,5 миллиона рабочих мест в других регионах. Рост инвестпривлекательности и улучшение делового климата столицы отражают рейтинги. Во многом благодаря усилиям Москвы в этом направлении РФ существенно улучшила позиции в рейтинге Всемирного банка Doing Business, за шесть лет поднявшись со 124–го места на 35–е. Развитие промышленной и инновационной инфраструктуры, расширение инструментов поддержки предприятий реального сектора создают новую экономику Москвы — высокотехнологичную, мобильную, эффективную. Совсем недавно меры поддержки пополнились субсидиями для экспортно ориентированных предприятий, которых в Москве более пяти тысяч и которые активно инвестируют в собственный рост. Еще одна, но далеко не последняя инвестиционная возможность — проектное развитие территорий агломерации. Это и Новая Москва, и редевелопмент промзон, и дальнейшее развитие транспортной и социнфраструктуры, благоустройство общественных пространств, в том числе на условиях ГЧП. Сегодня крупные экономические форумы обязательно включают в программу темы развития человеческого капитала и здравоохранения. Не могу не коснуться вопроса, волнующего всех, — обеспечение лекарствами, в том числе жизненно необходимыми. По ряду из них мы зависим от иностранных производителей. Москва заключила с фарм компаниями несколько офсетных контрактов, обязующих бизнес в обмен на долгосрочную закупку их товара вложить средства в локализацию производства на территории региона. О чем именно идет речь? На сегодняшний день столицей заключено три офсетных контракта в фармотрасли с совокупным объемом инвестиций 9,8 миллиарда рублей и объемом поставки 41 миллиард рублей (первый контракт был подписан еще осенью 2017 года). Основная цель таких контрактов — содействовать импортозамещению в социально значимых сферах, в данном случае — производству отечественных препаратов. В частности, в рамках упомянутых соглашений компании обязуются обеспечить выпуск лекарств для лечения онкологических, кардиологических, эндокринных, иммунных заболеваний. На данный момент более 50 процентов из этих препаратов не производятся в России. Отмечу, что в целях более рационального использования бюджетных средств правительство Москвы осуществляет поиск новых форм реализации проектов, связанных со здравоохранением. Одна из таких форм, доказавшая свою эффективность за рубежом, — контракты жизненного цикла (КЖЦ). За счет долгосрочного характера сделки удается получить наилучшее соотношение цены и качества оборудования и его обслуживания, равномерно и прогнозируемо распределить расходы. Сейчас правительством Москвы объявлены первые конкурсы на право заключения КЖЦ на поставку, установку дорогостоящего медоборудования с обязательством по обеспечению его работоспособности сроком на 10 лет. В 2019 году цена оборудования при проведении торгов снизилась в среднем на 42 процента от изначальной стоимости. В частности, при проведении конкурса на поставку ангиографов удалось сэкономить 2,6 миллиарда рублей, на закупке аппаратов МРТ — 7,5 миллиарда рублей, а аппаратов КТ — 3,9 миллиарда. Столица готова делиться положительным опытом, более того, у нас уже есть успешный кейс проведения совместных торгов по закупке сложного медоборудования между Москвой и Пермью. В результате Пермский край закупил оборудование в два раза дешевле объявленной начальной цены.

Владимир Ефимов: Мы создаем новую экономику Москвы
© Вечерняя Москва