В планах - развитие электрозаправок и исчезновение бумажных квитанций

Исчезновение бумажных квитанций, перевод всех в «одно окно», развитие сети электрозаправок – о планах работы ПАО «ДЭК» рассказал ИА «Хабаровский край сегодня» его Исполнительный директор Александр Юров. - Сейчас много внимания уделено эффективности дальневосточных компаний и активов РусГидро на Дальнем Востоке, ДЭК оправдывает экономические ожидания? - По итогам 2019г. ДЭК обеспечил хороший результат, это явилось следствием реализации программ повышения операционной эффективности за счет реализации целого ряда мероприятий, как в рамках основной деятельности, так и за счет активного развития различных видов услуг. Такие, как прием функций сбыта энергии, оказание комплексных услуг по ведению расчетов ресурсоснабжающей организации (далее – РСО), Региональным операторам по вывозу твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), Фонду капитального ремонта, управляющая компания (далее – УК) на базе Единых расчетных центров, а также за счет мероприятий в рамках утвержденных программ повышения эффективности, оптимизации основных бизнес-процессов. Все это позволило компании в ушедшем году выйти на чистую прибыль, превышающую на 40% установленные плановые показатели (без учета переоценки финансовых вложений). Используя наш большой опыт взаимодействия с клиентами – компании удалось повысить платежную дисциплину. Увеличение уровня оплаты отпущенной электроэнергии позволило оптимизировать кредитный портфель (практически на 28% от уровня 2018 года) и стоимость его обслуживания соответственно. По итогам 2019г. ПАО «ДЭК» обеспечены расчеты со всеми контрагентами Общества в соответствии с условиями заключенных договоров, выполнены обязательства на оптовом рынке. - Сегодня компания расширила зону своей деятельности с четырех до семи регионов, причем за каких-то пару лет. Не сулит ли это жителям увеличения стоимости услуг – один монополист, сколько хочу, за столько продаю? - Да, действительно, ПАО «ДЭК» является Гарантирующим поставщиком на территориях четырех субъектов РФ: Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, ЕАО, а с приемом функций сбыта энергии в рамках заключенных агентских договоров с АО «ДГК», ПАО «Сахалинэнерго», ПАО «Якутскэнерго» по Нерюнгринскому району Республики Саха (Якутия), ПАО «Камчатскэнерго» география деятельности ПАО «ДЭК» расширилась с четырех до семи субъектов РФ. Расширение зоны деятельности ПАО «ДЭК» обусловлено стратегией развития материнской копании ПАО «РусГидро» в части повышения эффективности и унификации видов деятельности. Сбытовая деятельность – основное профильное направление нашей компании. За длительную историю работы ПАО «ДЭК» нами наработан большой опыт в данной сфере, понимание основных бизнес-процессов, методологии сбытовой деятельности, а сейчас уже и требований Стандартов обслуживания клиентов – то, чему еще несколько лет назад не уделялось должного внимания. Вместе с тем, прием функций сбыта на новых территориях, безусловно, очень важный и ответственный шаг для нашей компании. От уровня сборов за поставленные ресурсы зависит возможность обеспечить необходимые расчеты за топливо, ремонты, заработной плате и налогам. Без постоянной работы по сбору денег с конечных потребителей невозможна реализация масштабных инвестиционных программ нашими Коллегами – АО «ДГК», ПАО «Сахалинэнерго» и ПАО «Якутскэнерго», ПАО «Камчатскэнерго». Кроме того, перед нами стояла задача не просто обеспечить существующий на каждой конкретной территории функционал сбытовых подразделений и уровень расчетов, но и реализовать единые подходы ПАО «РусГидро» в качестве обслуживания. Важно отметить, что стоимость услуг ПАО «ДЭК» по заключенным агентским договорам не превышает уровень собственных затрат, утвержденных региональным органом власти до передачи функций, а по большей части договоров снижена в первый же год принятия функций. ДЭК реализует свою деятельность исключительно в рамках утверждаемых тарифов на территориях нашего присутствия. И исполняет все взятые на себя договорные обязательства. - По тому, как чувствует себя рынок электроэнергии можно судить в целом о развитии регионов. Чем больше спрос на электроэнергию, тем выше потенциал? Как вы оцениваете в этом плане «самочувствие регионов»? Повлияет ли приход ДЭК на новые территории на макроэкономические показатели? - Безусловно, большая энергетика не живет в отрыве от экономического развития страны. Спрос на энергорынке – понятие субъективное, к примеру, в 2019 году он был ниже на 1,3% чем в 2018. Но это в большей степени продиктовано высокими температурами в течение года. А вот хорошим примером может служить уровень оплаты, ведь платежная дисциплина напрямую связана с качеством жизни, уровень оплаты по обществу оставил 99,4%. Любые даже самые незначительные, на первый взгляд изменения в нашей отрасли будут влиять, так или иначе, на жизнь дальневосточников. Развитая инфраструктура жилищно-коммунального хозяйства является одним из важных критериев инвестиционной привлекательности, а также оценкой уровня жизни регионов. ПАО «ДЭК» активно реализует программы по повышению качества обслуживания наших клиентов и клиентов других РСО в рамках заключенных агентских договоров путем открытия высокотехнологичных офисов очного обслуживания потребителей, создания и развития интерактивных способов работы с клиентами, развития биллинговых комплексов и т.д. Компания должна стать неким мостом, который предоставит возможность в режиме «одного окна» комфортно и быстро решить все вопросы, касающиеся сферы ЖКХ – начиная от присоединения к электрическим сетям, получения договоров, оплат до решения вопросов в одном удобном офисе или через Интернет. - Мы заговорили о программе «единого окна». ДЭК сейчас открывает центры, куда можно обращаться по всем вопросам. Идея красивая, но как с реализацией? - Помимо экономической эффективности, прием функций сбыта ПАО «ДЭК» на новых территориях, как уже было сказано выше, дает возможность улучшать клиентское обслуживание потребителей электроэнергии и иных коммунальных ресурсов за счет обновления офисов обслуживания, реализации единых стандартов работы с клиентами, внедрения более современных и технологичных способов обслуживания (интерактивные сервисы, инфоматы, виртуальные консультанты, электронные очереди и т.д.), что становится все более актуальным с учетом предстоящего лицензирования энергосбытовой деятельности. Это инвестиции, которые делают РусГидро в экономику региона. Собственно говоря, идея реализуется ровно в том направлении, как и задумывалась. Услуги «единого окна» у нас оказываются в Единых расчетно-информационных центрах, открытых уже в девяти городах Дальнего Востока. В следующем году запустим еще четыре. Стоит отметить, что этот проект реализуется в рамках единой Программы РусГидро, поэтому говорить о том, что задумка может «не получиться», не приходится. Свою эффективность проект доказал уже в нескольких энергосбытовых компаниях страны. Проект предполагает оплату всех услуг по единой квитанции. ДЭК выступает в роли агента для ресурсоснабжающих, управляющих компаний и предприятий ЖКХ, выставляя квитанции населению и собирая платежи. Эта система позволяет компаниям сэкономить на операционных расходах, а также за счет включения своих услуг в единый платежный документ, - увеличить процент сбора денежных средств. Вот уже третий год в Амурской области ЕРИЦ показывает свою эффективность - уровень оплат за услуги, включенные в единый документ, достиг 94%. До того, как ПАО «ДЭК» взяло на себя функции по сбору платежей в интересах местных коммунальных предприятий, сбор составлял не более 70%. Еще большую эффективность проект показал в г. Холмске Сахалинской области. За год работы уровень оплат приблизился к 100%. Здесь согласие всех сторон – от краевых властей и муниципалитетов до предприятий-контрагентов – крайне важно. Например, Александр Козлов, на тот момент Губернатор Амурской области, и несколько предприятий ЖКХ и управляющих компаний активно поддержали нас, поэтому есть большой успех, все стороны довольны. - Получается с увеличением зоны обслуживания, компания расширила и спектр услуг, все это опять-таки, за очень короткие сроки. Давайте признаемся, что переходный период в любой отрасли – вещь тяжелая и в погоне за количеством порой страдает качество… - Конечно, есть и внутренние проблемы, которые замедляют процесс. Например, очень остро стоит вопрос интеллектуальных технологий и расчетной базы. По сути, наша компания – это огромный центр по хранению и обработке колоссального количества расчетных данных. И если еще три года назад мы считали только электрическую энергию, то сегодня мы приняли от АО «ДГК» функции расчетов за тепло и горячую воду, а также функции расчетов от управляющих компаний, операторов по вывозу бытовых отходов и т.д. Сегодня количество услуг достигло восемнадцати. То есть колоссальные объемы из нескольких расчетных баз нам нужно объединить в одну. Пока в этой части, мы находимся в стадии работы, и нашим специалистам приходится вести расчеты сразу в нескольких расчетных комплексах – а это нагрузка и на персонал, и невозможность пока внедрения единого личного кабинета на всех наших территориях. Но мы к этому идем, и думаю, к концу года вопрос объединения баз решим. Все наши клиенты смогут работать по всем нашим услугам в одном личном кабинете, управлять своими данными и передавать показания как по теплу, так и по электрике в одном месте. И вообще – те ошибки, которые могут случаться при формировании платежек из-за необходимости вести расчеты сразу в нескольких базах, будут исключены. Кроме того, в планах на текущий год – создание единого колл-центра для всех территорий. - Расскажите подробнее о программе электрозаправок – это действительно долгосрочный проект? - Да, действительно это так. С помощью ПАО «РусГидро» прорабатывается детальная программа по беспрепятственному передвижению владельцев электрокаров по всему Дальнему Востоку. Востребованность существующих 10 ЭЗС РусГидро в Приморском крае и г. Благовещенске, а также отзывы и предложения по новым местам размещения ЭЗС владельцев электромобилей подтверждают высокий спрос на оказываемую Группой РусГидро услугу. Суммарно на ДФО приходится более двух тысяч зарегистрированных электромобилей, и их количество неуклонно растет, особенно в связи с ростом цен на бензин и дизельное топливо. Наличие зарядной инфраструктуры является дополнительным стимулом перехода на электрокары. Программа на данном этапе рассчитана до 2022 года. Первый этап нами уже реализуется – в настоящее время ведется эксплуатация ЭЗС производителей, которые были установлены в 2019 году, в ближайшее время планируется открытие еще 10 ЭЗС в Амурской области, Приморском и Хабаровском краях до конца 3 квартала 2020 года. Завершением второго этапа станет развитие сети в ключевых городах и транспортных «артериях» регионов, ориентировочно еще на 30 ЭЗС до конца 2020 года. В планах соединение трех регионов проекта для возможности межрегиональных поездок на электромобилях, а также пилотные ЭЗС в Камчатском крае и Сахалинской области. - Какие задачи перед Вами и компанией ставятся на следующий год, годы? - Наверное, правильнее сказать, что наши планы – это продолжение работы в направлении повышения качества обслуживания – мы будем наращивать количество сервисов для наших клиентов, чтобы было более удобно, и более доступны наши услуги. Доводить до логического завершения процессы расчетов, внедрим единую платформу для обслуживания частных клиентов – сейчас Личный кабинет разделен условно на тепло, электрику и дополнительные услуги. Летом планируется внедрение Личного кабинета для юридических лиц, что позволит нашим корпоративным клиентам обмениваться с нами данными о расходах, подавать заявки, получать отчетные документы без необходимости посещать офисы. Отдельным этапом станет перевод всех наших частных клиентов на электронные квитанции. В планах компании максимально отказаться от доставки бумажных счетов и оставить эту услугу только для отдельных категорий граждан. Сейчас любой клиент может оформить подписку на электронную квитанцию и отказаться от доставки бумажной – на сайте компании или оставив заявку в офисе. Безусловно, мы продолжим расширять нашу сеть ЕРИЦ – в следующем году новые офисы появятся в Петропавловске-Камчатском, Южно-Сахалинске, Тынде. Опять-таки впереди глобальный проект по развитию ЭЗС.

В планах - развитие электрозаправок и исчезновение бумажных квитанций
© Хабаровский край сегодня