Точку на плане ГОЭЛРО ставить еще рано

21 февраля 1920 года была образована Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО). Эта знаменитая аббревиатура, обозначившая первую перспективную стратегию развития экономики СССР, вошла в историю успешным мегапроектом, плодами которого мы пользуемся по сей день. Простая и яркая формула «Коммунизм — это советская власть плюс электрификация всей страны» сразу же была усвоена гражданами и стала свое-образным мерилом результатов работы новой власти. Вчера — база индустриализации, сегодня — основа жизни человека По паспорту этого «нацпроекта» (как сказали бы мы сейчас), за 10-15 лет предполагалось построить 30 районных электростанций (20 ТЭС и 10 ГЭС) общей мощностью 1,75 миллиона киловатт, а также сеть высоковольтных линий электропередачи. Первой из введенных еще при жизни вождя революции объектов стала Каширская ГРЭС в Москве, получившая имя председателя комиссии — революционера, академика - энергетика Глеба Кржижановского. К 1935 году было сооружено 40 электростанций мощностью 4,5 миллиона киловатт, проведено экономическое районирование и определен транспортно-энергетический каркас территории страны. СССР по уровню промышленного производства вышел на первое место в Европе и второе — в мире. Знаменитый писатель Герберт Уэллс, который в 1920 году увидел Россию «во мгле», назвал проект «кремлевского мечтателя» утопическим. Через 14 лет он приехал в СССР и признал свою ошибку. Советский плакат. Фото: РИА «Новости» Сегодня электроэнергетический комплекс России, один из крупнейших в мире, включает более 1000 электрических станций и 2,6 миллиона километров ЛЭП. На «правительственном часе» в Госдуме минувшей осенью глава Минэнерго Александр Новак сообщил, что по итогам 2019 года выработка электроэнергии ожидается на уровне 1102 миллиардов кВт.ч, а электропотребления — 1081 миллиардов. Прирост к 1990 году составил 1,8 процента. Для сравнения: в США - 45 процентов, в Китае - 11,5 раза. Так аукается большой провал 90-х годов. За последние семь лет объем производства и потребления прибавил шесть процентов. Установленная мощность электрических станций дошла до 253,6 ГВт. 36 процентов потребления падает на промышленность, 18 — на ТЭК, 15 процентов - на жилой сектор. Но в тридцатилетнем разрезе налицо стагнация. У нас нет потребителей электроэнергии или резко упала энергоемкость экономики? «В России создана низкоуглеродная модель электроэнергетики» Является ли для нас столетний юбилей ГОЭЛРО значимой датой и поводом для подведения итогов развития отрасли? Председатель Комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный положительно отвечает на этот вопрос. «Сегодня электрификация всей страны действительно стопроцентная, модель энергоснабжения — устойчивая, - убежден он. - В ее основе лежит тепловая генерация электроэнергии (более 60 процентов), а также ядерная, гидрогенерация и небольшая доля возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Энергетический баланс страны весьма надежен. При этом 83 процента тепловой энергетики падает на газовую генерацию, а природный газ является самым чистым из традиционных топлив. Годовой максимум потребления (160 ГВт) почти вдвое меньше установленной мощности электростанций. Следовательно, мы имеем надежную, безопасную и профицитную энергосистему». Отечественная электроэнергетика формировалась для обслуживания индустриального типа экономики, крупных промышленных и региональных центров потребления. Об энергоэффективности и энергосбережении думать стали недавно. Сейчас их повышение — важнейшая задача. Цель - достичь показателя не более 260 граммов условного топлива на производство 1 кВт.ч электроэнергии вместо сегодняшних 308 граммов. «Также важно сейчас снижать электроёмкость ВВП страны, — продолжает Павел Завальный. - Сегодня она выше четырёх процентов и демонстрирует тенденцию к росту. Это не очень хорошо с точки зрения глобальной конкурентоспособности нашей экономики. К примеру, в США показатель 2,5 процента, в Европе - 3,5. Надо выходить на сбалансированное и согласованное между собой развитие производства и потребления электроэнергии, в том числе в региональном разрезе. Развивать распределенную энергетику и разумную конкуренцию между централизованной и распределенной электроэнергетикой. Требуется продолжать реформу электроэнергетики, совершенствовать конкуренцию на оптовом рынке электроэнергии и развивать розничный рынок». Для развития конкурентных отношений в сбыте электроэнергии нужны законодательные решения о либерализации рынка. Речь о расширении состава участников, снижении зонального монопольного положения гарантирующих поставщиков, конкуренции между ними, договорных условиях по ценам и качеству обслуживания и возможности быстрой смены энергосбытовой компании. Павел Завальный признает, что сегодня сетевой комплекс находится в достаточно сложном состоянии. «Реформа электроэнергетики в целом прошла успешно. Но приватизация электросетевого комплекса, который относится к естественно-монопольным видам деятельности, оказалась, скажем мягко, спорным решением», — считает он. Приватизация сетей — спорное решение «В результате приватизации существенно увеличилась сетевая составляющая в цене на электроэнергию из-за перекрестного субсидирования, выросли потери электроэнергии, неэффективно используются инвестиции, снизилась общая управляемость и эффективность функционирования столь сложной системы», — отмечает Павел Завальный. Процесс создания полноценной рыночной, конкурентной модели еще не завершен. Очень важно как можно скорее принять нормативные решения о снижении дифференциации тарифов между потребителями всех уровней напряжения, распределительного и магистрального сетевого комплекса. Это позволит более справедливо распределить нагрузку по перекрестному субсидированию и затратам по уровням напряжения между всеми потребителями. В Госдуме ждут этот законопроект от Правительства в течение весенней сессии. Не обойтись также без законодательных мер по ограничению перекрестного субсидирования, наведению порядка в тарифообразовании, повышению прозрачности и обоснованности тарифов, платежной дисциплины. Первый шаг — переход к долгосрочному тарифному регулированию - уже сделан с принятием в прошлом году №300-ФЗ. Он предусматривает с 1 января 2023 года переход к установлению тарифов на услуги по передаче электроэнергии только в форме долгосрочных цен со сроком действия не менее пяти лет и возможности заключения сетевыми организациями и субъектами РФ регуляторных соглашений в порядке и на условиях, определяемых Правительством РФ. Вводятся механизмы эталонного тарифообразования. Нужен ряд законодательных решений по консолидации сетевого комплекса, наведению порядка с электросетевыми активами ТСО, региональных и муниципальных органов власти, бесхозными сетями. Назрело нормативное ограничение льготного технологического присоединения и введение платы за резервирование избыточных мощностей. Установленная плата существенно ниже экономически обоснованного уровня оборачивается безответственным отношением потребителей к заявкам: подключенная мощность «льготной» группы потребителей, как правило, используется не более чем на 20 процентов, если не меньше. Ограничение могло бы, в общем, снизить нагрузку и на промышленных, и на так называемых прочих потребителей — сельхозпроизводителей, бюджетные организации. Все это оздоровит ситуацию в отрасли и остановит непропорциональный рост «перекрестки» для разных категорий потребителей. Такой законопроект ожидается в Думе в осеннюю сессию. «Перекрестное субсидирование — пожалуй, проблема номер один. Оно искажает экономику отрасли, делает практически непрозрачной структуру формирования цены на электроэнергию, сдерживает развитие конкуренции, дает неверные сигналы для развития распределенной генерации (развивает собственную генерацию у крупных потребителей и подавляет генерацию на низком напряжении в розничном рынке)», — перечисляет Павел Завальный. Решить проблему «перекрестки» В условиях сдерживания роста стоимости электроэнергии не выше инфляции это не дает развиваться самой отрасли и снижает ее инвестиционную привлекательность. Завышенные цены на электроэнергию, связанные с «перекресткой», ограничивают темпы развития промышленности, сдерживают развитие российской энергетики и экономики в целом. В особенности среднего и малого бизнеса и сельского хозяйства. Ежегодные потери ВВП страны от этого составляют 0,6-0,8 процента при его общем росте не более двух процентов. Ежегодные потери ВВП страны от этого составляют 0,6-0,8 процента при его общем росте не более двух процентов. Причем все — от органов власти, бизнеса и научного сообщества - признают необходимость снижения объемов перекрестного субсидирования. Однако реальных управленческих шагов в данном направлении нет. «Это серьезная проблема», — подтверждает директор Центра экономических исследований инфраструктурных отраслей Института экономики естественных монополий РАНХиГС Борис Файн. Происходит следующее. Снижается тариф для населения и приравненных к нему потребителей до уровня ниже экономически обоснованного за счет завышения тарифов для других групп потребителей, в первую очередь для промышленности. Доля среднего расхода населения на оплату электроэнергии — около одного процента среднедушевого дохода, а низкая цена не стимулирует энергосбережение. К тому же падает и конкурентоспособность отечественного промышленного производства. Крупным предприятиям экономически выгодно отказываться от централизованного энергоснабжения и строить собственную генерацию. Это оборачивается снижением объемов передачи электроэнергии электросетевыми предприятиями и дополнительным ростом тарифов, опережающим инфляцию. Профильный комитет Госдумы неоднократно озвучивал и в письменном виде направлял в Правительство свои предложения по решению проблемы перекрестного субсидирования, выравниванию тарифов, рассказал Павел Завальный. «Наиболее рациональным подходом является рост цен для населения по схеме «инфляция плюс», а для промышленности — «инфляция минус» или не выше инфляции», - констатирует депутат. Как облегчить бремя для населения? За счет применения механизмов адресной помощи (как в ЖКХ) и одновременного повышения эффективности работы всего электроэнергетического комплекса, особенно его сетевой составляющей, говорит депутат. Что касается населения, то оно пока неохотно меняет «лампочки Ильича» на «диоды Чубайса». По доступности электроэнергии РФ на 12-м месте среди стран Евросоюза. На среднюю зарплату можно приобрести около 12 тысяч киловатт-часов в месяц. Больше, чем в ФРГ и на Украине, но меньше, чем в Казахстане и Финляндии. Не говоря о Лихтенштейне (31 тысяча кВт.ч). Пора отказаться от ручного управления Доходы у нас низкие, а тарифы достаточно высокие. Для промышленных предприятий электроэнергия в РФ с учетом паритета покупательной способности вдвое выше, чем в США, уточняет член Комитета Госдумы по контролю и Регламенту Владимир Поздняков, а сельскому хозяйству она обходится более чем в два раза дороже, чем промышленности. Депутат обращает внимание на нерегулируемый рост цен и тарифов на электроэнергию, расширение экспансии крупных западных ТНК, скупивших значительную часть отраслевых активов, износ оборудования, достигший порядка 60 процентов. Выход он видит в отказе от сложившейся системы регулирования цен и тарифов ручным управлением и передаче в собственность Минэнерго всех генерирующих предприятий и линий электропередачи, научных, проектных, изыскательских и строительно-монтажных организаций. Что имеется в виду под «ручным управлением»? Владимир Поздняков остановился на правительственном законопроекте о внесении изменений в статью 36 ФЗ об энергетике, поступившем в Госдуму в декабре 2018 года и устанавливающем ограничения на включение новых территорий в перечень субъектов РФ, которым устанавливаются льготы по тарифам. Сейчас их девять: республики Бурятия, Карелия, Тыва, Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия — Алания, Чечня. Кабмин здесь действует в ручном режиме управления. Перечень критериев попадания в этот привилегированный список непонятен, а льготы идут за счет остальных 76 субъектов и будут действовать до 1 июля 2027 года. Поэтому депутат считает целесообразным прояснить этот механизм. Тем более что многие регионы (Ставрополье, Республика Алтай, Нижегородская область, субъекты Центральной России и Дальнего Востока) просят оказать аналогичную помощь по снижению цен для потребителей и им. В том числе и Забайкалье, представителем которого является Владимир Поздняков, где электроэнергия для бизнеса и бюджетных потребителей дороже, чем в соседних территориях. Поскольку край не газифицирован, потребители не имеют альтернативы в виде более дешевого энергоисточника. Высокая стоимость электроэнергии препятствует созданию новых производств и увеличению числа рабочих мест. Ток обогнал газ При этом важнейшее направление, без которого Россия просто не сможет соответствовать требованиям так называемой четвертой промышленной революции, — цифровизация электроэнергетики, развитие интеллектуальных систем ее учета, отмечает Павел Завальный. Принятие закона об интеллектуальных системах учета электроэнергии, цифровизация сетевого комплекса и полное введение современных подходов управления позволят снизить затраты на 25-30 процентов. Еще одна тема — развитие розничных рынков электроэнергии. Для этого необходим более открытый доступ на них для малой распределенной генерации. Депутат надеется, что принятый в минувшем году и вступивший в силу закон о микрогенерации станет первой ласточкой на пути признания горизонтальной энергетики. Если полная электрификация достигнута и остается совершенствовать саму систему, то с газификацией дело обстоит иначе. Россия на втором месте в мире по добыче природного газа, а треть ее граждан до сих пор топят углем, дровами, валежником и кизяками. В Хакасии черное золото ставит регион на грань введения режима «черного неба». Растет число серьезных заболеваний органов дыхания. Повышение темпов газификации — постоянный пункт в повестке Правительства. Есть генсхема развития газовой отрасли до 2030 года, включающая 82 генсхемы газоснабжения и газификации регионов. Ежегодно голубое топливо приходит в дома в среднем 200-300 населенных пунктов. За 15 лет уровень газификации с 53,3 процента вырос почти до 70. Только этого мало, как поется в песне. В Европе он превышает 90 процентов (Голландии — 99,9), Белоруссии — 97, Армении - 96, Азербайджане - выше 80, Узбекистане - 75, на Украине - 72 процента. По итогам 2019 года уровень газификации в России, по словам главы Минэнерго Александра Новака, вырастет — в городах до 73, на селе - почти до 62 процентов. А к 2035 году - до 83. Глава Газпрома Алексей Миллер в прошлом году заверил Президента РФ, что в течение десяти лет максимум вопрос будет решен. Надо сказать, что с десяток лет назад экс-премьер Дмитрий Медведев обещал до 2015 года подать газ во все российские деревни и города. Нужен нацпроект по газификации С учетом географии России, геологии запасов различных энергоресурсов, экономических особенностей 100-процентная газификация невозможна. Теоретически можно довести ее уровень до 92 процентов, но это будет просто самоцель. Таково мнение председателя Комитета Госдумы по энергетике и главы Российского газового общества Павла Завального. Технологически и условно-экономически обоснованным является расчетный показатель 82,9, и то с учетом господдержки, утверждает он. Многое зависит от территориального фактора, подключенности региона к Единой системе газоснабжения (ЕСГ), наличия на его территории запасов природного газа, действующих месторождений, инфраструктуры и финансовых возможностей субъектов, объясняет депутат. Условно регионы делятся на три категории. Первая — с развитой системой газопроводов и подключением к ЕСГ. Вторая - с местной системой газо-снабжения, обособленной от ЕСГ или газовыми (газоконденсатными) месторождениями. Третья - регионы, не имеющие ничего из перечисленного. Здесь возможна только автономная или альтернативная газификация с использованием сжиженного природного газа и сжиженных углеводородных газов. При этом альтернативная газификация может быть полезна и для первых двух категорий регионов, для решения задачи в удаленных населенных пунктах. За последние 14 лет на газификацию в стране потрачено 700 миллиардов рублей (360 миллиардов — Газпром). По предварительным оценкам Минэнерго, сейчас уровень газификации природным газом достиг 70 процентов - плюс 1,5 процента к 2018 году. Каждый новый процент газификации обходится намного дороже предыдущего. Чтобы достичь целевого показателя 82,9 с учетом экономического увеличения стоимости газификации отдаленных населенных пунктов, в том числе методами альтернативной газификации, потребуется не менее 1,2 триллиона рублей. «Без государственной поддержки здесь не обойтись. Для решения вопроса потребуется разработка соответствующей госпрограммы или национального проекта», — считает Павел Завальный.

Точку на плане ГОЭЛРО ставить еще рано
© Парламентская газета