Ещё

Что тормозит для домашних рукодельниц торговлю через интернет? 

Что тормозит для домашних рукодельниц торговлю через интернет?
Фото: Российская Газета
 — 60 лет. Рукоделием, как сама признается, занимается с 10 лет, мама была искусницей. Выйдя по инвалидности на пенсию раньше положенного времени, Ольга Борисовна все свое время стала отдавать любимому занятию, постепенно осваивая все новые и новые техники. Сейчас она вяжет обувь — от босоножек до сапог. Делает бусы из ткани. Меховые сумки. В технике пэчворк — панно и лоскутные одеяла. Но наибольшим успехом пользуются ее рельефные картины: текстильные панно на забавные бытовые сюжеты знакомые охотно покупают на подарки близким.
Ольга Петрова хорошо известна в Ленобласти: ее изделия не раз демонстрировались на всякого рода ремесленных выставках, продавались на ярмарках. Однако наладить постоянный сбыт своих изделий она не может. Не получается и выгодно продать свои ноу-хау.
— Меня не раз приглашали вести мастер-классы в магазины тканей — там, для привлечения покупателей, проводят такие в отделах рукоделия. Но им надо, чтобы я за час-полтора всем секретам научила. А так не бывает. Чтобы посетительницы действительно овладели хотя бы азами ремесла, нужна как минимум серия из трех-четырех занятий, — говорит она. — Увы, для торговой точки это оказывается невыгодно.
Невыгодно, оказывается, и торговать эксклюзивными изделиями Ольги Петровой.
— Торговую накрутку делают не менее 100 процентов, таким образом, цена на мои изделия возрастает до небес, — говорит мастер. — Ну кто будет покупать вязаную обувь за 4000-4500 рублей? А у меня только себестоимость сапожек выходит под 2000, на одну подошву 350 рублей трачу.
Возможности продажи своих изделий через интернет Ольга Борисовна не рассматривает: как человек немолодой, она с новыми гаджетами и виртуальными технологиями, сама признается, «не дружит». Единственный выход — участие в ремесленных ярмарках, где ей удается продать часть своего товара. Заработок при этом бывает небольшой — две-три тысячи рублей. Но при ее пенсии в 10 250 рублей — и то заметная добавка к семейному бюджету.
У 63-летней петербурженки Елены Акуловой другие сложности в попытках монетизировать свое хобби. Собственно, занятия ее и хобби-то назвать нельзя: она много лет профессионально занимается изготовлением авторской куклы. Долгое время преподавала технику изготовления мягкой игрушки в разных учреждениях дополнительного образования, потом, выйдя на пенсию, разработала свои чертежи популярной игрушки «спящий котик», вступила в международное объединение авторских кукол… Казалось бы, ей и карты в руки. Тем не менее и Елена Акулова признается, что выйти в интернет-торговлю с той степенью уверенности, чтобы это приносило серьезные дивиденды, пока не получается.
Валерия Корсакова, руководитель Объединения кукольников Санкт-Петербурга, называет главные препоны, мешающие рукодельницам зарабатывать.
Первое: для того чтобы вписаться в интернет-торговлю, им необходимо владеть смартфоном, стать пользователем «Инстаграма».
Второе, по мнению эксперта: каждой рукодельнице неплохо бы обзавестись своим агентом (чаще всего таковыми выступают продвинутые внуки), которые умеют быстро и без проблем выставлять на всеобщее обозрение изделия своих бабушек.
— Самим творцам, сколь продвинутыми пользователями они бы ни были, это сложно: как правило, хороший художник не обладает качествами хорошего продажника, — подчеркивает Валерия Корсакова.
Она приводит убедительные примеры. Например, Светлана Гордей из Петербурга сумела раскрутить изделия своей бабушки так, что смогла выйти с ними на международный уровень.
— Разумеется, изделия должны быть качественными, — говорит эксперт. — Какой-нибудь кривой мишка лайки не соберет, а значит, не получит продажную судьбу.
Надо учитывать, что покупая изделия хендмейд, человек покупает прежде всего ощущения. И вот здесь вступает в силу следующая преграда: знание (или незнание) продавцом своей целевой аудитории. Каждый мастер (или его агент) должен понимать, кому и зачем он предлагает свой товар. Одно дело — какие-то уютные или удобные вещи для сверстников — скажем, та же вязаная обувь, другое — памятные игрушки «для необычного подарка», третье — что-то остро современное, с юмором, быть может, довольно соленым.
— Для такого подхода продавцы-изготовители должны хорошо знать своих покупателей, — утверждает Валерия Корсакова. — Поэтому в соцсетях им необходимо общаться. Через свою страничку, через блоги, где они не только напирают на продажу, но рассказывают историю вещи, ее особенности в ряду подобных.
Такой подход, отмечает эксперт, невозможен при торговле на «Юле» или «Авито» — эти платформы «убивают» особинку рукоделия, нивелируют товар. А вот соцсети помогают вывести продажи на высокий уровень. Например, одна из рукодельниц, которая шьет крестильные рубашечки для малышей и прочие обрядовые атрибуты, сумела вывести свой бизнес в премиум-класс. Свои изделия она сейчас с успехом продает по несколько тысяч рублей за штуку.
Но таких счастливиц в Северной столице пока немного, признается эксперт. Что же надо сделать, чтобы приумножить их число? Анастасия Мельчукова, руководитель центра «Мой бизнес», дает пошаговую инструкцию всем, кто хочет монетизировать свое хобби.
Первое — зарегистрировать себя как индивидуального предпринимателя или самозанятого. Только в таком случае государственные центры «Мой бизнес», которые созданы сейчас в каждом регионе, смогут оказывать реальную помощь людям, готовым заняться предпринимательством. Но для этого им надо получить статус субъекта малого предпринимательства.
— Для того чтобы облегчить процесс регистрации, можно сразу обратиться в центр «Мой бизнес», — говорит Мельчукова. — Специалисты дадут первую (бесплатную) консультацию, с чего начинать. Именно на этом этапе эксперты, исходя из запросов обратившегося (например, «вяжу варежки, хочу найти покупателей»), посоветуют, какой маршрут для монетизации своего мини-бизнеса разумнее выбрать.
Центр «Мой бизнес» в Петербурге начал работать с мая минувшего года. Созданный для реализации нацпроекта по развитию малого предпринимательства, он помогает людям и образовательными мероприятиями.
К слову, сегодня в Петербурге действуют порядка тысячи ремесленников, имеющих статус самозанятых и индивидуальных предпринимателей, которые объединились под крылом центра. В перспективе у него — оценка перспектив того или иного рукодельного направления.
Видео дня. Центробанк установил курс валют на предстоящую неделю
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео