Совладелец холдинга Milimon: "Сокращение рынка будет минимум на 30%"

— Какие дополнительные меры вводятся в сети ваших ресторанов в связи со сложившейся ситуацией пандемии? — Мы выполняем все требования Роспотребнадзора: меряем сотрудникам температуру три раза в день, дезинфицируем все поверхности, увеличили количество бактерицидных ламп во всех заведениях и так далее. — Рассматриваете ли вы возможность закрыть ваши заведения на карантин? Если будут введены обязательные условия карантина для заведений сферы общественного питания, планируете ли вы продолжать работать в новом формате? — Все будет зависеть от сценария: если будет принято официальное постановление о закрытии — безусловно, мы будем вынуждены закрыться, если нет — будем наращивать службу доставки. Служба доставки у нас уже очень развита. В данный момент все силы компании направлены на усиление и развитие именно этого направления, и это уже дает свои результаты. — Как ситуация с пандемией уже влияет на ресторанный бизнес — как сильно упала посещаемость и выручка? Приходится ли менять схему работы в ресторанах — режим работы, сокращение сотрудников? — Мы ощутили падение выручки 14 марта и за выходные потеряли 30%, на следующие выходные мы упали уже на 70%. Также выявили, что это падение не столько из-за боязни прийти в заведение и подхватить вирус, сколько из-за того, что огромное количество людей были сокращены, отправлены в неоплачиваемые отпуска и у них туманные финансовые перспективы. Пострадала каждая отрасль, и люди, даже имея сбережения, не знают на какое время им нужно будет растянуть эти деньги. При такой ситуации на рестораны смотрят как на лишние траты. — Может быть есть какие-то изменения в предпочтениях посетителей — отказываются от итальянской, азиатской кухни, например? — Люди просто перестали ходить. В случае со взрослым поколением это разумная мера предосторожности, так как они входят в зону повышенного риска. На молодое поколение влияет комплекс причин: это и прессинг средств массовой информации, и паника, и то, что кризис влияет на все отрасли. — Как, на ваш взгляд, ситуация с пандемией отразится на самарском ресторанном рынке — многие ли смогут выдержать такой удар? Будут ли сокращаться сети и закрываться большие рестораны, или наоборот весь удар на себя возьмут небольшие кафе? — На самарском рынке, как и на любом другом, существует некоторое количество игроков, которые балансировали на уровне нуля и, возможно, некоторые из них генерировали небольшой убыток, а бизнес поддерживался за счет денег учредителей. Конечно, при таком падении генерация убытков возрастает кратно и именно эти игроки будут закрываться. Так как нет цели ради чего бороться, потому что и в нормальное время их заведения не были рентабельны. По данным, которыми мы владеем, сокращение рынка будет минимум на 30%. Большие игроки имеют подушки безопасности, вопрос: сколько продлится эта ситуация и на сколько хватит этой подушки безопасности. Мы будем делать все возможное, чтобы сохранить команду, инфраструктуру компании и каждое подразделение в частности. — Есть ли хоть какие-то нотки оптимизма в сложившейся ситуации? Может для больших сетей наоборот расчищается площадка за счет ухода небольших игроков? — Этот кризис намного сильнее, чем кризисы 2008 и 2014 годов. Но мы не сомневаемся, что пройдем его, есть лишь вопрос какой ценой. Положительный эффект этого кризиса заключаются в том, что пройдя его, компания станет еще сильнее. Всеобщая мобилизация, сплоченность, выполнение общих целей, максимальная концентрация, в каких-то моментах самопожертвование, все это, безусловно, выведет нашу компанию на новый уровень. В ближайшее время никаких ресурсов для развития не будет, так как наша компания понесет колоссальные убытки и достаточно продолжительное время мы будем оправляться от последствий этого кризиса. — Как, на ваш взгляд, государство могло бы поддержать малый и средний бизнес в ресторанной сфере в сложившихся условиях? — Мы направили предложение через Федерацию рестораторов и отельеров, и через профессиональный ресторанный альянс "Реал" на имя Михаила Мишустина, там прописали несколько мер: необходимость налоговых каникул, освобождение от социальных налогов, необходимость вооружить нас официальными письмами для наших арендодателей, которые сейчас еще не понимают серьезности ситуации и говорят, что нет ничего страшного и пока форс-мажором не признают, а также ряд других моментов.

Совладелец холдинга Milimon: "Сокращение рынка будет минимум на 30%"
© Волга Ньюс